• Высокое часовое ...
  • Персоны
  • Винтаж
  • Мужские часы
  • Эксклюзивные мо ...
  • Обзоры
  • Аукционы
10 величайших изобретателей за всю историю часового дела

Персоны

10 величайших изобретателей за всю историю часового дела

15 ноября 2021 г.
О людях, чьи изобретения кардинальным образом повлияли на развитие часовой индустрии.
Друзья! История часов насчитывает не одну сотню лет. Как и в любой другой отрасли, развитие часового дела было бы невозможно без неординарно мыслящих людей. В этой статье мы расскажем о 10 изобретателях, без которых привычные нам наручные часы не были бы такими, какими мы их знаем сегодня.

Христиан Гюйгенс (1629 – 1675)

Христиан Гюйгенс
Физик, математик и астроном Христиан Гюйгенс внес немалый вклад и в часовое дело. Начнем с того, что в эпоху башенных часов он создал часы с маятником, чем фактически открыл новую главу в истории. На идею о том, что для расчета времени нужна система, которая совершает изохронные, т.е. одинаковые колебания, Гюйгенса натолкнули труды Галилео Галлилея. Наблюдая во время службы в Пизанском соборе за качанием люстры, Галлилей пришел к выводу, что период ее колебаний не зависит от ее отклонения от положения равновесия. Гюйгенс опытным путем доказал, что эта формула справедлива только для малых углов, и придумал присоединить к часам маятник.

Ученый разработал два типа маятника – конический и движущийся по циклоиде. Позже он усовершенствовал свое изобретение, предложив вместо маятника работающее по тому же принципу колесо баланса. Равномерность колебаний баланса контролировала изобретенная Гюйгенсом плоская пружина – спираль. Именно благодаря сжимающейся и разжимающейся с одинаковым ритмом спирали время делится на равные промежутки. Это изобретение Гюйгенса нашло применение в карманных часах, которые ученый впервые запатентовал в 1675 году.

Джон Харрисон (1693 – 1776)

Джон Харрисон
Джона Харрисона (Гаррисона) следовало бы причислить к пантеону морских божеств. Почему? Да потому что еще в XVIII веке он решил проблему, из-за которой моряки тысячами погибали во время морских путешествий. Создал точнейший морской хронометр, который помогал определять долготу.

Всего на его счету 5 таких хронометров. Первый из них часовщик-самоучка представил лондонскому научному сообществу в 1735 году. Часы весили 35 кг и имели необычный регулятор. Вместо маятника Харрисон использовал в механизме 2 баланса с 4 балансовыми пружинами. Они колебались в противоположных направлениях, благодаря чему сводилось на нет негативное влияние корабельной качки на ход часов. Еще одним нововведением в часах Харрисона стал компенсационный механизм, нивелировавший влияние температуры на рабочую длину пружины.
Морской хронометр Н1 Джона Харрисона
Часы со скромным названием Н1 проверяли на точность в морском путешествии в Лиссабон. Результатами проверки Харрисон остался не доволен – за время плавания часы отстали на 4 минуты. В дальнейшем часовщик трижды дорабатывал свое изобретение. Четвертая версия модели сплавала на Ямайку, а по окончании путешествия выяснилось, что часы отстают всего на 5,1 секунды. Долготу по ним определяли просто. Сравнивали местное время на часах с временем по Гринвичу, которое показывали другие хранившиеся на борту часы.

Изобретение Харрисона сделало его богатым человеком, правда, только на склоне лет. Пусть и с опозданием в полвека, Парламент Великобритании выплатил часовщику обещанное вознаграждение в 20,000 фунтов, что в пересчете на сегодняшний день превышает сумму в $4,000,000.

Томас Мьюдж (1715 – 1794)

Томас Мьюдж
Анкерный спусковой механизм – одно из важнейших изобретений за всю историю часового дела. Практически все механические часы оснащены этим спуском. Даже будильники. Изобрел его английский часовщик Томас Мьюдж. Базой для изобретения послужил несвободный анкерный спуск, созданный учителем Мьюджа Георгом Грэмом. Разница между двумя спусками состоит в том, что в варианте Мьюджа баланс контактирует со спусковым регулятором всего лишь доли секунды, освобождая ходовое колесо для передачи импульса. Все остальное время движение баланса ничем не ограничено. Существенный минус этой системы – значительные потери энергии, доходящие до 65%.
С годами изобретение Мьюджа совершенствовали другие часовые мастера, в числе которых был и Авраам-Луи Бреге. Современные часовщики периодически предлагают альтернативу изобретению Мьюджа. Однако тот факт, что анкерный спуск используется до сих пор, говорит сам за себя – столь же надежной и относительно простой в изготовлении конструкции пока не изобрели.

Авраам-Луи Бреге (1747 – 1823)

Авраам-Луи Бреге
Начать этот список с какого-то другого имени было бы преступлением. На том, что создал Авраам-Луи Бреге еще в наполеоновские времена, базируется фактически вся современная часовая индустрия. И дело не только в турбийоне, особенно если учесть тот факт, что споры о практической пользе этого усложнения в часах не прекращаются до сих пор. Бреге создал массу всего. Начнем с того, что еще в 1780 году гений-изобретатель придумал систему автоподзавода с колеблющимся грузом из платины. «Вечные часы», как их называли во времена мастера, заводили сами себя при каждом движении владельца.
Благодаря Аврааму-Луи Бреге в часах с минутным репетиром вместо массивных неудобных колокольчиков появились легкие пружины-гонги. Поначалу их крепили на механизме крест-накрест, а позже стали оборачивать вокруг механизма, что позволило уменьшить толщину часов.
Другое важное изобретение мастера – противоударная система pare-chute. Заметив, что наиболее уязвимыми при ударе часов оказываются опоры баланса, мастер придал им коническую форму и закрепил при помощи маленькой чашечки, помещенной на пластинчатую пружину. Это техническое решение легло в основу практически всех современных противоударных систем.
И это далеко не все. Фирменные стрелки Бреге, которые можно увидеть как во множестве винтажных часов, так и в современных моделях, пришли на смену перегружавшим циферблат широким стрелкам с обильным декором.
С его легкой руки карманные часы впервые оказались на запястье, закрепленные мастером при помощи браслета из золотых нитей и человеческого волоса. Он же, чтобы улучшить точность хода часов, изменил геометрию спирали баланса. Сегодня спираль баланса с концевой кривой Бреге сплошь и рядом встречается в часах премиального сегмента. Увесистый список достижений, правда. Вишенка на торте – стиль часов Breguet, который копировали, копируют и будут продолжать копировать еще не один десяток лет. А если тебя копируют, значит, ты создал действительно что-то стоящее.

Антид Жанвье (1751 – 1835)

Антид Жанвье
Антида Жанвье в плеяде великих часовщиков вспоминают ничуть не реже, чем его современника Бреге. При этом, когда дело доходит до изобретений часовщика, конкретных примеров не так много. Своего рода специализацией Жанвье были астрономические часы, которые показывали движение планет, приливы и отливы и уравнение времени.
Каминные часы с планетарием, созданные Антидом Жанвье, 1810-1820 гг
Жанвье был одним из немногих часовщиков, работавших с феноменом резонанса. Именно он создал часы с двумя маятниками, которыми вдохновлялись Франсуа-Поль Журн и основатель бренда MB&F Макс Бюссер. Самым известным шедевром мастера стали часы с подвижной сферой и планетарием, сконструированные в период с 1789 по 1801 год.

Луи Муане (1768 - 1853)

Луи Муане
В пору своего ученичества Луи Муане изучал архитектуру, скульптуру и живопись, но страсть к часам в какой-то момент оказалась сильнее. И слава Богу, потому что именно этот человек в 1816 году изобрел хронограф. Свое изобретение Муане назвал «счетчиком терций». Часы измеряли время с точностью до 1/60 доли секунды и были снабжены механизмом возврата стрелок в стартовое положение.
Счетчик терций Луи Муане
Спустя несколько десятков лет Луи Муане первым представляет часы с годовым календарем и индикацией дня недели. К другим его изобретениям относят заводную пружину с зубчатым венцом, новую конструкцию моста баланса, которая облегчала завод часов, а также ряд доработок механизма морского хронометра.

Луи Муане написал знаменитый «Трактат об учете времени». В этой двухтомной энциклопедии были описаны лучшие часовые технологии времен мастера. «Трактат об учете времени» переиздавался трижды и был известен в России.

Жан-Адриан Филипп (1815 – 1894)

Жан-Адриан Филипп
Возможно, Жан-Адриан Филипп уступает по масштабу личности Гюйгенсу и Бреге, но не включить его в этот список мы не могли. Его изобретение переломило ход истории часового дела. В 1842 году один из основателей Patek Philippe изобрел систему завода часов, которая позволяла обходиться без традиционного для того времени заводного ключа. Тремя годами позже Филипп получил на нее патент и еще полтора десятка лет потратил на то, чтобы довести свою разработку до ума. Нетрудно догадаться, что изобретение Филиппа стало прародителем заводной головки, без которой сегодня невозможно представить ни одни часы. За исключением каких-нибудь сумасшедших часовых концептов.

Эдмон Жеже (1858 – 1922)

Поначалу Эдмон Жеже специализировался на изготовлении тахиметров, хронографов, спидометров, одометров и измерительных приборов для первых самолетов. Среди его клиентов были Луи Рено и Андре Ситроен.

В начале прошлого века часовщика заинтересовали ультратонкие механизмы. В 1903 году он знакомится с Жаком-Давидом ЛеКультром, для которого создает серию подобных калибров, сначала для карманных, а затем и для наручных часов. В 1907 году Жеже заключает 15-летний контракт с Луи Картье. Согласно условиям контракта компания Cartier получила эксклюзивное право на поставку его ультратонких механизмов и всех доработок к ним. В рамках этого сотрудничества родятся легендарные часы Cartier Tank.
Cartier Tank. Фото: wikipedia
«Начинкой» для первой модели Tank послужил переработанный механизм карманных часов толщиной 1,32 мм, который Эдмон Жеже создал еще в 1907 году. В доработанном варианте Жеже использовал протвоударную систему, созданную Авраамом-Луи Бреге, и заводную головку Жана-Адриана Филиппа. С легкой руки мастера заводная головка стала двухпозиционной. В одном положении она позволяла заводить часы, в другом – выставлять на них время.

Гастон Брайтлинг (1884 – 1927)

Гастон Брайтлинг
Имя Гастона Брайтлинга в этом списке может выглядеть странно, если не знать, чем этому человеку обязана часовая индустрия. Подсказка: все достижения Брайтлинга связаны с изобретениями в области современных хронографов. Во-первых, сын основателя компании Breitling запатентовал наручный хронограф с 30-минутным счетчиком и центральной секундной стрелкой. Во-вторых, внес в конструкцию хронографа революционные изменения, без которых «часы с секундомером» не были бы такими, какими мы их знаем сегодня.
Весь функционал хронографа сводится к трем операциям: запуск, остановка и обнуление результатов. До начала прошлого века все они управлялись одной кнопкой, встроенной в заводную головку. Благодаря Гастону Брайтлингу примерно 100 лет в часах появилась независимая кнопка, которая запускала и останавливала работу хронографа. Отделение функций пуск/стоп от функции обнуления сделало хронографы более удобными для использования на спортивных соревнованиях и для измерения времени полета.

Джон Харвуд (1893 – 1964)

Джон Харвуд. Фото: www.rolexmagazine.com
Джон Харвуд вошел в историю часовой индустрии как изобретатель первых наручных часов с автоподзаводом. По профессии Харвуд был не часовщиком, а ремонтником. Понимая, что главные враги часового механизма, вода, пыль и грязь, проникают внутрь часов через отверстие для заводной головки, он задумался о том, чтобы создать часы, неуязвимые для всех этих напастей. Отсюда возникла идея о часах, которые заводили бы сами себя. Воплотить эту идею в жизнь ему удалось в 1923 году.
Механизм часов Джона Харвуда. Фото: www.christopherwardforum.com
Харвуд вмонтировал под корпус часов круглую зубчатую пластину, которая была соединена с пружиной. Когда часы заводили, пружина приходила в движение и приводила в действие весь механизм. У этой системы было два серьезных минуса. Угол вращения ротора в часах ограничивали так называемые бамперы. Другими словами, этот механизм не заводился, как современные, от малейшего движения запястья. С другой стороны, ротор заводил механизм только тогда, когда двигался по ходу стрелок. Т.е. не всякое движение запястья снабжало заводную пружину часов необходимой для работы энергией.

Внешне часы Харвуда отличались отсутствием заводной головки. Выставлять на них стрелки можно было вращением безеля. Специальное окошко на циферблате показывало, в каком режиме находится безель – нейтральном (окошко красного цвета) или режиме установки стрелок (окошко в цвет циферблата).
Фото: forum.watch.ru
Самозаводящиеся часы Джон Харвуд выпускал под своим именем. В период с 1928 по 1931 год по разным данным было выпущено от 30,000 до 50,000 экземпляров таких часов. Возможно, эта история имела бы красивое продолжение, если бы последствия Великой депрессии не вынудили Харвуда свернуть производство.