• Высокое часовое ...
  • Персоны
  • Винтаж
  • Мужские часы
  • Эксклюзивные мо ...
  • Обзоры
  • Аукционы
Эмаль: прошедшая сквозь огонь

Эмаль: прошедшая сквозь огонь

16 июня 2017 г.
Как создаются эмалевые циферблаты и с какими трудностями приходится сталкиваться мастерам по эмали, прежде чем на свет появится шедевр часового искусства, закаленный огнем.
Часы Jaeger-LeCoultre Reverso c эмальерной миниатюрой Indian Beauty, 1936 год
Процесс создания часов никогда не сводился к изготовлению механизма и его последующей установке в корпус. Как для обывателя, так и для профессионала от часовой области, часы – это сложный продукт, который помимо набора технических характеристик обладает еще и некой художественной ценностью. Иначе, откуда взялся термин «часовое искусство»?

Среди разнообразия декоративных техник, которые применяются в часовом деле, особняком стоит искусство эмали. Причин тому несколько. Во-первых, эмаль – одна из древнейших техник декорирования. Судя, по находкам археологов, ей что-то около 3500 лет. Во-вторых, процесс создания часов с эмалевым циферблатом требует учитывать такое количество нюансов, что изготовление всего одной модели превращается в настоящую эпопею. Зато в результате получается, говоря без преувеличения, маленький шедевр, который радует своего владельца долгие годы. Эмалевые циферблаты не подвластны времени: они не тускнеют и не выцветают, тешат глаз изысканным глянцевым блеском и играючи превосходят по красоте своих промышленных собратьев.

Как рождается эмаль?

Если учесть, что эмаль сама по себе – вещь достаточно распространенная (покрытие эмалью придает материалу устойчивость к воздействию химии), возникает закономерный вопрос: почему вокруг часов, расписанных или просто покрытых эмалью, столько шума? Чтобы дать на него корректный ответ, нужно иметь представление о том, что такое эмаль?
Эмаль – это стеклоподобный материал, получаемый путем плавления целого ряда компонентов (кварцевый песок, сода, борная кислота и др.) с красящими пигментами, в роли которых выступают различные окислы металлов. И вот тут начинается настоящая алхимия. Цвет эмали зависит от того, окись какого металла была добавлена при плавлении. К примеру, окись железа в чистом виде или в сочетании с другими компонентами придает эмали красный, желтый, серый или черный цвета, при добавлении кобальта получается синий цвет, медь окрашивает эмаль в различные оттенки зеленого и бирюзовый, а в смеси с магнием дает черный цвет. Благородная платина делает эмаль серой, а с помощью борной кислоты можно добиться белого цвета.
Прежде, чем попасть к мастеру, который перенесет ее на циферблат, эмаль должна родиться. А рождается она в специальном керамическом котле (тигеле), который изготавливают вручную. Чтобы сделать такой котел пригодным для выплавления эмали, его сначала сушат более полугода при температуре 30С, затем в течение 8 дней закаляют постепенным нагревом до 1400 С и только потом закладывают туда компоненты для будущей эмали. Процесс плавления занимает больше суток, после чего полученную жидкость выливают в чугунную форму. В зависимости от того, какую именно эмаль нужно получить – прозрачную или непрозрачную (глухую) – в стекловидную основу могут добавляться различные присадки. Если наши предки глушили эмаль костяной золой и белой каолиновой глиной, то на современном производстве эффекта непрозрачности эмали добиваются путем добавления окиси олова или трехокиси мышьяка.

Застывшую в формах стеклоподобную массу либо разрезают на плитку, либо дробят до состояния кристаллов или порошка. В одной из этих трех форм эмаль обычно и поступает в арсенал мастера-эмальера.

Эмаль и циферблат: от подготовки до печи

Понятно, что пока эмаль находится в сухом виде, работать с ней мастер не может. Сначала эмалевый порошок разводится с водой, после чего при помощи специального шпателя или очень тонкой кисточки эмаль наносится на циферблат. Толщина кисточки сравнима с толщиной человеческого волоса. И это далеко не все технические каверзы процесса.
Перед нанесением эмали мастер должен тщательно подготовить основу для эмалевого полотна. В противном случае конечный результат никогда не порадует идеальной гладкостью и безупречным блеском. В роли основы обычно выступает пластина из меди, латуни, золота или серебра, реже – из высококачественной стали. Для начала в пластине прорезаются отверстия, что позволяет закрепить будущий циферблат на специальной подставке и облегчить дальнейшую работу. Для лучшего сцепления с эмалью поверхность металлической заготовки шлифуется, обжигается и покрывается базовым слоем прозрачной эмали, после чего отправляется на предварительный обжиг при температуре 800С. На этапе подготовки основы также используется промывка кислотой с целью удаления следов окисления.
Эмаль, которой предстоит стать основой для циферблата, тоже проходит подготовку. Вначале эмалевый порошок промывают дистиллированной водой, после чего очищают путем промывания в азотной кислоте и повторно промывают водой до полного удаления посторонних примесей. Очищенную эмаль разводят с водой до тестообразной консистенции и наносят в жидком виде, либо оставляют в виде порошка и «насеивают» через специальное сито. Во втором случае посторонние примеси из сырья удаляются при помощи магнита.

Непосредственное нанесение эмали на циферблат обычно выполняется с двух сторон. В процессе обжига эмаль имеет свойство давать усадку (т.е. уменьшаться в объеме), что может привести к деформации пластины. Чтобы помешать заготовке искривиться во время обжига, на тыльную сторону пластины мастера наносят так называемую контрэмаль, которая выступает своего рода противовесом. К слову, с целью защиты от нежелательных изгибов даже сама пластина может изначально иметь изогнутую форму (т.н. предварительная деформация). После температурной обработки пластина выпрямляется.
Перед отправкой в печь циферблат высушивают, выпаривая из него лишнюю влагу. Если не дать заготовке как следует просохнуть, жидкая эмаль закипит за доли секунды, безнадежно испортив поверхность циферблата. Вообще, умение изготовить правильный состав – не слишком жидкий и не слишком густой, дающий идеально ровное покрытием нужного цвета – первейший признак профессионализма, который, простите за банальность, приходит исключительно с опытом. Слишком жидкий состав растечется, слишком густой – не даст нужного сцепления с металлом.

Немаловажную роль в процессе производства эмалевых циферблатов играет степень плавкости эмали. Разные по составу эмали по-разному реагируют на обработку высокими температурами. Наиболее тугоплавкие эмали, способные выдержать несколько обжигов, размещаются у самой основы. Самые деликатные составы наносятся и обжигаются в последнюю очередь.
Несмотря на то, что современные печи, в которых циферблаты обжигаются при температуре порядка 800 С, оснащаются специальными температурными датчиками, главным оружием мастера в процессе создания эмалевого циферблата остается опыт. Мастеру приходится тщательно следить за соблюдением температурой, ведь если циферблат, к примеру, изготовлен из золота, малейшее превышение температурного порога, приведет к тому, что он попросту расплавится. Кроме того, эмальеру нужно постоянно держать в голове особенности каждого из цветов, представленных в композиции циферблата. Отдельные цвета запекаются в комплексе, другие требуют особого цикла обжига. Иногда чтобы добиться нужного оттенка циферблаты приходится отправлять в печь до 25 раз.

Для получения необходимой визуальной глубины, циферблат может покрываться несколькими слоями эмали, и каждый слой должен пройти через обжиг. В паузах между сеансами обжига циферблаты могут отправляться на «досушивание», во время которого велика вероятность образования трещин. Трещины чаще всего незаметны глазу, но опытный мастер определяет их на слух: безупречно ровная эмаль звучит совсем иначе, чем материал с мелкими изъянами.
На завершающем этапе на циферблат наносятся все необходимые надписи. Учитывая хрупкость фонового материала, нанесение надписей выполняется при помощи силиконового тампона, на который предварительно наносится шаблон необходимой разметки. «Подписанный» циферблат проходит еще одну процедуру обжига, после чего на него наносится от одного до трех закрепляющих слоев прозрачной эмали (т.н. фондан). Нанесение фондана с последующей полировкой и шлифовкой поверхности придает циферблату выразительный блеск, а в случае с цветным рисунком подчеркивает глубину выбранных красок.

Техники эмали

Из множества техник эмальерного декорирования при создании часов чаще всего используются выемчатая эмаль, эмаль flinqué, перегородчатая эмаль и эмальерная миниатюра. Несколько реже на часовых циферблатах встречается витражная эмаль, техника гризайль и техника paillonne.
Карманные часы Jaquet Droz в технике paillonne, 2017 год
Техника выемчатой эмали (champlevé) предполагает работу эмальера в тандеме с мастером-гравером. При помощи миниатюрного лезвия или лобзика гравёр аккуратно вырезает ячейки, которые становятся основой будущего рисунка. Затем ячейки-выемки в несколько приемов заполняются эмалью с обязательным обжигом каждого слоя, после чего циферблат шлифуется и полируется. Выемчатая эмаль считается относительно простой техникой и рекомендуется для первоочередного освоения тем, кто только начинает работать с эмалью. На руку новичнкам-эмальерам возможность частично механизировать процесс за счет использования готовых шаблонов.
Другой пример сочетания эмали и гравировки – техника flinqué, которую в русской традиции принято называть сквозной эмалью. Суть данной техники заключается в том, что эмаль (как правило, цветная) наносится в несколько слоев на основу, предварительно обработанную в технике гильоширования. Таким путем получают рельефные одноцветные циферблаты.
Создать на циферблате яркий многоцветный рисунок позволяет перегородчатая эмаль. В отличие от выемчатой эмали данная техника допускает использование только ручного труда в силу своей трудоемкости. Будущий рисунок разбивается на сектора по цветам, а затем по заранее намеченному контуру выкладывается на циферблат при помощи тончайшей золотой проволоки. Проволока, толщиной с человеческий волос крепится на циферблат при помощи специального растительного клея, который полностью растворяется в процессе обжига. Обозначенные проволочными перегородками сектора заполняются разными эмалями, и циферблат отправляется на запекание.
Одна из сложностей, с которыми сталкивается мастер при работе с перегородчатой эмалью – подбор цветовой палитры. Цветные эмальерные составы для будущей композиции мастер по эмали смешивает сам, создавая на свое усмотрение различные цветовые комбинации. Проверить, как замешанные составы поведут себя на циферблате, можно только при помощи обжига, поскольку одна и та же краска на разных металлах дает разные цвета. К примеру, на серебре голубой цвет превращается в темно-синий, а на золотой основе способен дать серо-зеленый оттенок. Чтобы избежать художественного конфуза, под рукой у профессионального эмальера всегда находится предварительно составленная цветовая таблица и тестовая палитра, которая подсказывает, какой цвет может дать та или иная краска на определенном металле.
Еще более трудоемкая техника – живописная миниатюра. Работая в этой технике, мастер, по сути, создает миниатюрную картину, выполненную на одноцветной, как правило, белой эмали, которая используется в качестве фона. В данном случае эмаль смешивается уже не с водой, а с эфирным маслом (лавандовое, льняное, масло гвоздики, лилии, сандалового дерева). Сюжет картины наносится при помощи микроскопа, цвет за цветом, и каждый цвет запекается отдельно. В этом и заключается главная сложность данной техники: мастер должен очень внимательно следить за изменениями цвета и цветовыми переходами, которые зависят от температуры и количества обжигов. Учитывая, что композиция часовой картины создается послойно, узнать, получился ли задуманный сюжет, мастер сможет только после нанесения последнего слоя. На завершающем этапе на циферблат наносится защитный слой прозрачной эмали, который также подвергается обжигу.
Часы Jaeger-LeCoultre Reverso Grande Taille, посвященные реставрации Скуола Сан-Рокко, 2016 год
У истоков живописной миниатюры стоял французский мастер Жан Тутэн, который создавал картины на часах, используя технику точечных мазков. При этом пейзаж или портрет создавался поэтапно. Сначала на циферблат наносились более светлые тона, закреплявшиеся в композиции при помощи обжига. Затем мастер постепенно переходил к более темным цветам, пропуская каждый из них через печь. Поэтапное создание миниатюры позволяло добиться очень точного изображения и передавать тончайшей нюансы цветов и оттенков.
Витражная эмаль в некотором роде представляет собой разновидность перегородчатой эмали и отличается от нее только тем, что на завершающем этапе металлическая основа эмальерной композиции растворяется в кислоте и получается что-то вроде оконного витража только на часах.
Часы Cartier Rotonde de Cartier Bear Motif в технике витражной эмали
Изобретенная французами еще в XVI веке техника гризайль изначально использовалась для декорирования посуды. Отличительной особенностью данной техники является цветовая палитра, ограниченная белым и различными оттенками черного и серого цветов. На предварительно нанесенную черную основу послойно наносятся так называемые лиможские белила (белая лиможская эмаль). Нужного темного оттенка мастер добивается, варьируя толщину светлых слоев.
Vacheron Constantin Métiers D’art Hommage à l’art de la Danse «Балерины на сцене», техника эмали гризайль, 2013 год
Своеобразие техники paillonne заключается в том, что для создания узоров эмальер использует тончайшие пластинки фольги, которые закрепляются на эмалевой основе при помощи нескольких слоев прозрачной эмали.

Эмаль на шкале времени: прошлое и настоящее и будущее

За тысячи лет существования искусство эмали прошло интереснейший путь развития. Эмалью украшали различные предметы обихода, от посуды и церковной утвари, до украшений и оружия. В часах декоративный потенциал эмали стали использовать практически одновременно с их появлением. Причем до изобретения увеличившей точность хода часов спирали и последующего появления минутной стрелки, а затем и стекла циферблата, часы воспринимались скорее как украшение, на котором эмаль вкупе с другими декоративными техниками играла главную роль.
Часы-кулон с калибром LeCoultre 9HPV, около 1900 года
Первыми из европейцев искусство декорирования эмалью освоили французы. Колыбелью эмальерной миниатюры считается французский город Лимож. Тамошние мастера-эмальеры открыли для себя способ создания схематичных рисунков путем нанесения различных оксидов на белую или черную эмаль. Лиможская миниатюра, известная наравне со знаменитым лиможским фарфором, оставила свой след и в русской культуре. Именно в этой технике декорирована Оружейная палата Московского Кремля и памятники архитектуры Великого Устюга.

Холстом для картин лиможских миниатюристов, как правило, служила крышка карманных часов. Сюда мастера переносили самые разные сюжеты, от религиозных до типично салонных, вроде сцен охоты или эротических зарисовок, которые пользовались спросом на Востоке. В частности, расписные часы с эмалевыми миниатюрами охотно скупали китайцы, наладившие отношения со Старым светом. Известно, что до начала Гоминьдановских войн коллекция китайского императорского двора насчитывала тысячи моделей часов, а также шкатулок и табакерок, украшенных миниатюрами на эмали.
Часы Bovet, сделанные для китайского рынка, 1860 год
С началом Революции и наполеоновских войн французские мастера-эмальеры устремляются в нейтральную в плане революционных волнений Швейцарию, которая становится новым центром эмальерного искусства. В период с 1820 по 1900 годы было создано немало шедевров традиционного женевского искусства, но эпоха индустриализации вновь сместила фокус интереса с редкости и уникальности каждого отдельного экземпляра на простоту и доступность часов. Эволюция карманников в наручные часы, с которых исчезла глухая крышка, и налаживание серийного производства часов привели к тому, что труд мастеров-одиночек оказался невостребованным. Если до начала Второй мировой войны эстетически изыски на часах еще находили отклик в сердцах покупателей, то после ее окончания художественные промыслы фактически канули в лету за ненадобностью.

В период кварцевого кризиса часы с отделкой ручной работы практически не пользовались спросом, и те редкие мастера, которые бережно хранили секреты векового мастерства, были вынуждены менять квалификацию, чтобы хоть как-то заработать на жизнь. К счастью в швейцарской часовой индустрии находятся компании, которые целенаправленно не дают уникальным знаниям мастеров-эмальеров пропасть безвозвратно и обращаются к таким специалистам с заказами, даже зная, что красивейшие работы художников, скорее всего, останутся на складе компании и в лучшем случае осядут в музее, как пример высочайшего мастерства. К таким компаниям относится марка Patek Philippe, музейная коллекция которой включает удивительные образцы эмальерного искусства.
Patek Philippe, ref. 865/084. Роспись Сюзанны Рор, 1980-е гг
Высокая стоимость часов с эмалевыми циферблатами объясняется не только кропотливостью труда эмальеров и колоссальным количеством времени, которое затрачивается на производство одной модели (от недели до нескольких месяцев). В цену этих маленьких шедевров часового искусства закладывается необычайная дороговизна производства: по разным данным даже у опытного мастера выбраковывается от 30 до 60, а то и до 75% циферблатов, и что самое обидное в брак циферблат может уйти даже на финальной стадии производства.
Vacheron Constantin Metiers d’Art Chagall & l'Opera de Paris: Tribute to Mozart
На данный момент в мире не существует ни одной специализированной школы по обучению мастеров-эмальеров, поэтому те, кто владеет искусством росписи по эмали, ценятся на вес золота. К числу таких уникумов относится Анита Порше, создающая часы для таких брендов, как Piaget, Hermes, Vacheron Constantin, Patek Philippe, Jaquet Droz , художник-самоучка Миклош Мерцель, работающий с компанией Jaeger-LeCoultre, итальянка Ванесса Леччи, известная по работе с брендом Girard-Perregaux.
Vacheron Constantin Metiers d’Art Chagall & L’Opera de Paris, посвященная балету Чайковского «Лебединому озеро». Автор росписи – Анита Порше
Проблему нехватки кадров для изготовления эмалевых циферблатов каждая компания решает по-своему. К примеру, мануфактура Ulysse Nardin относится к числу тех редких компаний, которые имеют в своем распоряжении собственную фабрику по производству эмалевых циферблатов. С 2012 года в состав компании входит фабрика Donzé Cadrans, которая специализируется на изготовлении циферблатов в технике «горячей эмали». Помимо Ulysse Nardin заказчиками Donzé Cadrans выступают и другие марки, такие как Patek Philippe, Hermès, Cartier.
SIHH 2017: Ulysse Nardin Marine Tourbillon Grand Feu
В 2016 году компания Richemont открыла специальное подразделение Campus Genevois de Haute Horlogerie, на базе которого осуществляется обучение молодых часовщиков. На данный момент в этом учебном центре можно не только освоить азы часового дела и микромеханики, но и обучиться мастерству гравера. На 2017 год запланирован набор студентов по специальности эмальер. Возможно, именно с этого набора начнется подлинное возрождение красивейшего из искусств, с помощью которого механические часы превращаются в высокохудожественные шедевры.