Вам никогда не казалось странным, что время на часах чаще всего отображается стрелками, которые идут по кругу? Ведь мы воспринимаем его линейно, в рамках системы «прошлое – настоящее – будущее», где прошлое на условной шкале времени всегда справа, а будущее – слева.
Первым, кто обратил внимание на этот парадокс, был швейцарский ювелир Жильбер Альбер, который с 1955 по 1962 год возглавлял дизайнерский отдел Patek Philippe. Человек, надо сказать, весьма интересный и нестандартно мыслящий. А как еще можно охарактеризовать дизайнера, который с одержимостью маньяка использует в своих работах скарабеев, кусочки метеорита, акульи зубы, лавовые камни и даже окаменелости динозавров? Швейцарец был твердо убежден, что каждая его работа должна воплощать в себе неправильный и в то же время совершенный дух природы. Поклонников такой подход находил немало – Альбер был первым живым ювелиром после Фаберже, работы которого выставлялись в московском Кремле.
Как ювелир оказался в часовой отрасли, не столь важно. Важно, что именно из-под его пера родились самые необычные модели Patek Philippe. В частности, первые в мире часы с линейной индикацией.
Модель Patek Philippe Cobra Ref. 3414 – совместное творение Жильбера Альбера и Луи Коттье, создателя знаменитой дисковой системы отображения мирового времени. Прототип «кобры», созданный в 1958 году, лет на 15 опередил моду на похожие часы с торцевой индикацией, которые массово выпускались в 1970-е – эпоху кварцевых светодиодных моделей.
Корпус часов был выполнен из 18-каратного желтого золота и оснащался интегрированным браслетом. Не знаю, кто придумал название Cobra, но сходство со смертоносной рептилией прослеживалось как минимум в двух деталях. Чешуйчатой текстуре пластин браслета и форме корпуса, которая отдаленно напоминала голову кобры с раздутым в угрозе капюшоном.
Если Альбер отвечал за дизайн модели, то Коттье разработал модуль линейной индикации, включавший в себя 2 цилиндра. Один из цилиндров был разделен на 12 секторов с цифрами от 1 до 12, причем каждая последующая цифра располагалась чуть правее предыдущей. Цилиндр с индикацией минут был просто закрашен черным по диагонали, что, с учетом вращения, создавало впечатление медленно ползущей вправо темной линии. И все это, к слову, механика, а не кварц.
В 1959 году на систему линейной индикации был подан патент. А дальше … тишь да гладь. Часы так и не вышли в серию. Может, производство оказалось слишком дорогим, а может дизайн Жильбера Альбера слишком опередил свое время.
Есть информация, что Patek Philippe прокатила «кобру» по США в рамках передвижной выставки, чтобы продемонстрировать, на что способны швейцарские часовщики. Где-то в 1975-м часы вернулись в Женеву и были выставлены на производстве компании в небольшой выставочной зоне. Сегодня тот самый прототип хранится в музее Patek Philippe, открытом в 2001 году. Это означает, что одно из самых авангардных творений бренда вряд ли когда-нибудь всплывет на аукционе.
Наследник «кобры»
Альбер оказался не единственным, кого занимала линейная индикация времени. Еще в 1998 году создатель и идейный вдохновитель бренда URWERK Феликс Баумгартнер сделал первые наброски похожих часов. Тогда эта идея не получила развития. В следующие несколько лет Баумгартнер вместе со своим партнером Мартином Фраем переключился на концепцию сателлитных указателей, которые впоследствии станут визитной карточкой моделей URWERK.
Забытый проект напомнил о себе в 2006 году, когда Феликс Баумгартнер посмотрел культовый фильм Альфреда Хичкока «Птицы». В одной из самых известных сцен картины героиня спасается от преследования в стареньком Додже, а на экране на несколько секунд появляется руль и линейный спидометр автомобиля. Этих секунд Баумгартнеру хватило, чтобы понять, как воплотить в жизнь давнюю идею.
Позже часовщик вспоминал, что в процессе работы над часами нашел информацию о Patek Philippe Cobra. Так отложенный проект URWERK превратился в дань уважения тандему Альбер-Коттье, а часы получили название UR-CC1, где СС означает Cobra Cottier. Стилизовать циферблат модели под спидометр винтажных авто Баумгартнера окончательно убедил старенький Volvo60-х годов, который когда-то принадлежал его старшему брату.
Внешне часы выглядят просто, но ведь не зря же над ними колдовали больше 3 лет. За вращение минутного цилиндра в механизме отвечает тройной кулачок из бериллиевой бронзы, соединенный с цилиндром посредством зубчатого сектора. Кулачок полностью проворачивается за 3 часа. Когда он совершает 1/3 оборота минутный цилиндр поворачивается на 300 градусов и за 1/10 секунды при помощи тонкой плоской пружины возвращается в исходное положение. Во время обратного хода цилиндра отдельная шестеренка перемещает цилиндр часов на одно деление вперед.
URWERK UR-CC1 вышли в 2009 году, заставив о себе говорить как об очередном шедевре URWERK в стиле ретро-футуризм. Часы предлагались в корпусах из белого и черненого золота по 25 экземпляров на каждую версию и стоили в районе CHF200,000. Модель, конечно, крутая. Жаль только, что не все знают про ее шикарного предка из 1950-х.