До 2016 года в модельном ряду марки Chopard не было ни одного минутного репетира. Правда, часы с акустической индикацией в современной коллекции бренда есть. В рамках линейки L.U.C в 2006 году была выпущена модель L.U.C Strike One, отзванивающая время по истечении каждого часа (часовой репетир). Модель L.U.C Full Strike, ставшая результатом кропотливой шестилетней работы – первый минутный репетир Chopard, целиком и полностью разработанный, изготовленный и собранный собственными силами бренда. На первый взгляд перед нами просто часы, с корпусом из розового золота и открытым циферблатом. На самом деле внутри корпуса собрано несколько технических решений, которые позволяют позиционировать эту модель в категории самых инновационных минутных репетиров современности.
Главное новшество – сапфир
Часовым мастерам известно, что любой разрыв, трещина, поломка и прочие явления, нарушающие целостность материала, негативно влияют на передачу акустических волн Модель L.U.C Full Strike отзванивает часы, четверти часа и минуты при помощи прозрачных гонгов, выполненных из корундового сапфира. Длинные, закрученные прутья гонгов образуют одно целое с сапфировым стеклом циферблата. Получается что-то вроде звуковой колонки без единого шва, склейки и винта. Эта уникальная конструкция, на которую ожидается подтверждение патента, предельно точно воспроизводит звук, извлекаемый бьющими по гонгам молоточками (молоточки видно невооруженным глазом на отметке «10 часов»). В официальном пресс-релизе «голос» этих часов сравнивают со звуком от удара серебряного ножа о бокал из богемского хрусталя, стоящий на столике в дорогом ресторане. Звучит немного пафосно, зато предельно конкретно.
Сапфир, как вариант для изготовления гонгов, удобен не только отличными акустическими свойствами, но и своей прочностью. Материал с честью выдержал серию тестов, в ходе которых по сапфировым гонгам 2 000 000 раз били стальными молоточками.
Обратная сторона этой поразительной стойкости – невероятная сложность в обработке. Из шести лет, затраченных на разработку модели, 3 года ушло на то, чтобы продумать схему изготовления монолитной конструкции гонги/стекло циферблат. Зато результат порадует даже самого капризного меломана.
Звук, который производят эти часы, нельзя назвать ни металлическим, ни холодным, ни сухим. Он насыщенный и очень чистый. Гонги настроены на две ноты: до и фа. Звук долгий, с крайне слабым коэффициентом затухания. Отдельного внимания заслуживает интенсивность звучания. На протяжении 16 секунд, пока механизм озвучивает время 12:59, звук остается однородным.
Защита механизма
Механизм модели (калибр 08.01-L) снабжен рядом защитных систем, которые исключают поломку репетира вследствие неправильного обращения с часами. Заводная головка разрабатывалась таким образом, что вращая ее в одну сторону, пользователь заводит часы, а при вращении в другую сторону заводится механизм репетира. Энергии механизму хватает на то, чтобы 12 раз подряд отзвонить вышеупомянутое время 12: 59 – самый длинный акустический интервал, который приходится озвучивать любому минутному репетиру. Запас хода можно отслеживать по двум направлениям: индикатор в секторе между 1 и 3 часами снабжен двумя стрелками, которые показывают оставшийся запас энергии, как для базового механизма, так и для репетира.
Интересно, что индикатор запаса хода сконструирован так, что возможность остановки часов вследствие нехватки запаса хода исключается. Синяя стрелка, которая показывает запас хода репетира, сцеплена с полузубчатым колесом. Когда запас энергии в механизме на исходе, система отключает минутный бой.
Еще одна особенность механизма – репетир расходует запас хода только во время работы и не потребляет энергию в процессе включения/выключения механизма.
На время боя заводная головка вместе с встроенной в нее кнопкой включения репетира отсоединяется от механизма. Таким образом, пока репетир звучит, на часах нельзя ни настроить время, ни проводить какие-либо манипуляции с механизмом репетира.
На время боя заводная головка вместе с встроенной в нее кнопкой включения репетира отсоединяется от механизма. Таким образом, пока репетир звучит, на часах нельзя ни настроить время, ни проводить какие-либо манипуляции с механизмом репетира.
Не секрет, что в музыкальном произведении паузы не менее важны, чем сама мелодия. В случае с минутными репетирами паузы между звуками боя, как правило, сопровождаются характерным жужжанием. «Лишние» звуки издает спуск репетира (в модели L.U.C Full Strike спуск репетира видно на отметке «8 часов»), контролирующий скорость боя. В калибре 08.01-L спуск репетира почти не слышно, как не слышно и щелчка в конце мелодии, характерного для часов с этим усложнением. Наконец, в механизме L.U.C Full Strike найдено решение самой неудобной проблемы минутных репетиров – наличия паузы между последним ударом часов и первым ударом четвертей, которая варьируется в зависимости от того, сколько четвертей озвучивает механизм.
Вообше, в процессе работы минутного репетира в паузах наблюдается некоторый хаос. Пока механизм отзванивает часы, интервалы между ударами одни, при озвучивании четвертей другие, для минут – третьи. Получается, что любая мелодия сопровождается длинными паузами, во время которых владелец часов невольно задается вопросом, работает ли его инструмент для измерения времени. Калибр 08.01-L устроен таким образом, что все интервалы между ударами одинаковые и не зависят от характера боя.
За счет соосного расположения храповых колес молоточки репетира всегда поднимаются на одну и ту же высоту, соответственно все удары по гонгам, включая последние, получаются одинаковой силы. Гибкое соединение между часовой и четвертной гребенками поддерживает равномерный темп боя и четкие паузы между последним часовым ударом и первым ударом четвертного интервала, независимо от того, сколько четвертей часа отзванивает механизм. Всего в часах предусмотрено 7 систем защиты.
Искусство композиции
Обычно калибр с функцией минутного репетира представляет собой двухуровневый механизм, в котором на одном уровне ведется отсчет времени, на другом – время преобразуется в ноты. Обеспечивающий работу L.U.C Full Strike калибр 08.01-L установлен в корпус толщиной 11,55 мм, что выглядит настоящим подвигом, учитывая тот факт, что механизм собран из 500 (533) деталей.
Часовая часть механизма рассчитана на 60 часов работы без подзавода и сертифицирована COSC. В этом отношении L.U.C Full Strike полностью соответствует тем требованиями, которые сопрезидент Chopard Карл-Фридрих Шойфеле определил как фундамент коллекции L.U.C – часы категории Высокое часовое искусство с сертифицированной точностью хода. Музыкальная часть механизма здесь находится непосредственно под циферблатом. Учитывая, что от циферблата здесь осталась только часть пластины с минутной разметкой, малой секундной стрелкой и индикатором запаса хода, механизм репетира практически полностью виден невооруженным глазом. В частности, прекрасно видны стальные молоточки, силу удара которых можно регулировать в индивидуальном порядке (процедура выполняется часовым мастером).
Вся эта красота упакована в элегантный корпус с вертикальным сатинированием, которое контрастирует с полированной поверхностью безеля и задней крышки с выполненной вручную гравировкой. Корпус изготовлен из 18-каратного розового золота Fairmined. Это означает, что металл добывался с соблюдением всех морально-этических и экологических норм.
Элегантная эстетика коллекции L.U.C
Диаметр корпуса 42,5 мм. Вместо традиционной гашетки активатором минутного репетира служит кнопка, встроенная в заводную головку. Корпус посажен на сертифицированный CITES двухсторонний ремешок из кожи аллигатора. Ремешок прошит вручную и окрашен пигментами растительного происхождения.
Несмотря на то, что циферблат L.U.C Full Strike – структура весьма условная, даже эта «условность» потребовала от создателей модели предельной тщательности. Циферблат вырезан из цельного золота и в той части, которая отведена под часовую шкалу, украшен узором гильоше. Часовые индексы в виде римских цифр и другие элементы циферблата – накладные. Исключение составляет классическая минутная разметка в стиле «железная дорога, которая вытравлена прямо на стекле циферблата.
Несмотря на то, что циферблат L.U.C Full Strike – структура весьма условная, даже эта «условность» потребовала от создателей модели предельной тщательности. Циферблат вырезан из цельного золота и в той части, которая отведена под часовую шкалу, украшен узором гильоше. Часовые индексы в виде римских цифр и другие элементы циферблата – накладные. Исключение составляет классическая минутная разметка в стиле «железная дорога, которая вытравлена прямо на стекле циферблата.
То же внимание к деталям наблюдается и в том, что касается механизма. Модель L.U.C Full Strike отмечена Женевским клеймом, а это означает, что механизм часов изготовлен в соответствии с определенными критериями. В частности, наличие Женевского клейма подразумевает определенного рода требования к толщине, конфигурации и финишной отделке пружин.
Что касается отделки, каждая деталь калибра 08.01-L декорирована либо жемчужным зернением, либо Женевскими волнами, либо сатинированием. Все детали со скошенными вручную кромками. Платина и мосты выполнены из мельхиора – благородного металла, который не потерпит ни малейшей царапины и ни малейшей ошибки в процессе работы. Необработанная фактура металла, чуть отливающая золотом, видна через прозрачную заднюю крышку часов.