Одна из важнейших истин, к пониманию которой большинство из нас приходит только в зрелом возрасте – нужно ценить каждое мгновение жизни. Особенно интересно наблюдать, как эту истину трактуют современные часовщики. К примеру, Людовик Баллуар – независимый часовой мастер, который переосмысливает отношения человека со временем, не забывая добавить в свои часы немного юмора.
Долгий путь в часовое дело
Родился будущий часовщик в 1971 году в маленьком городке Сен-Брийё на побережье Ла-Манша в семье француза и голландки. Размеренный быт в провинции вращался вокруг сельского хозяйства, ухода за домашним скотом и рыбной ловли, но юный Людовик мечтал совсем о другом. Его манили небесные просторы и тайны сложно устроенных механизмов. Это вылилось в увлечение авиамоделированием, которое много лет спустя приведет его в часовую индустрию.
В 14 лет Баллуар бросил школу и закончил курсы стенографистов, после чего захотел стать зубным техником. Так как у парня не было аттестата о среднем образовании, с мечтой о медицине пришлось распрощаться. Поворот к будущей карьере часовщика случился тогда, когда консультант по профориентации посоветовал подростку пойти учиться часовому делу. Людовик послушал совет профессионала и отправил заявку в лицей имени Жана Жореса в Ренне.
В тот год кандидатов на обучение было около 200, а мест только 13. Когда пройти отбор не получилось, парень расстроился, но не сдался. Чтобы показать, что он готов учиться и выполнять кропотливую работу, Людовик принес в лицей собственноручно сконструированную модель лодки, и это сработало. Его приняли на курс в обход правил.
Для пытливого ума Баллуара программа курса была устроена немилосердно. Первый год обучения был посвящен маятниковым часам. Второй – изучению устройства кварцевых механизмов. Классической механикой будущие часовщики занялись лишь на третьем году, и здесь Людовик показал блестящие результаты. Он освоил программу курса за 3 месяца, сдал экзамены экстерном и вернулся в родную Бретань, где устроился по специальности.
Как позже вспоминал часовщик, на этой работе он только и делал, что менял батарейки. Неудивительно, что в отсутствие интересных задач его хватило всего на полгода. После он решил попытать счастья в Швейцарии и отправился в Вале-де-Жу, но и здесь его хватило только на полгода. Так и не привыкнув к ужасному местному климату, он снова вернулся в Бретань и устроился в отдел техобслуживания в аэропорту города Динар.
На новом месте Баллуар исправно ухаживал за приборами бортового управления в самолетах Boeing и Airbus, при этом никогда не забывал о своей профессии и каждый год заказывал каталог часов, чтобы отслеживать свежие предложения часовых брендов. Спустя 8 лет, он впервые попросил прибавку к зарплате. Получив неожиданный отказ, разозлился, схватил каталог с часами, нашел в нем самую дорогую модель и отправил резюме бренду-производителю.
Этим брендом была компания Franck Muller. В качестве тестового задания Баллуар получил 10 механизмов Lemania, которые нужно было разобрать, почистить, смазать и заново собрать. Он потратил на это целых 4 дня, после которых получил-таки должность в отделе послепродажного обслуживания.
За 3 года работы во Franck Muller он не только набрался необходимого ему опыта, но и заложил основы для культовых часов Crazy Hours. Тех самых, в которых цифры на часовой шкале идут в произвольном порядке, отчего часовая стрелка, показывая точное время, мечется по циферблату. К сожалению, признания за свое новаторство Баллуар так и не получил и к моменту запуска коллекции расстался с компанией.
Следующей вехой в карьере часовщика стали 7 лет работы с Франсуа-Полем Журном. Начинал Баллуар с работы с моделями Octa, а в последние 3 года отвечал за сборку сложных механизмов Sonnerie Souveraine. Что интересно, от него требовалось собирать одни часы за 3-4 месяца, а он ухитрялся выдавать по 6-7 штук в год.
Вверх тормашками
В 2009 году в разгар мирового финансового кризиса Людовик Баллуар решил запустить бренд под собственным именем. Это время было для него крайне тяжелым не только из-за царящего вокруг хаоса, но еще и потому, что его любимая жена болела раком и в итоге умерла. Найдя в себе силы жить дальше, в 2010 году Баллуар выпустил свои первые часы, в которых продемонстрировал всю нестандартность своего мышления.
Модель Upside Down поначалу сбивает с толку. Во-первых, на циферблате присутствует только одна стрелка – минутная. Во-вторых, цифры на часовой шкале перевернуты, что объясняет название часов – вверх тормашками.
Впрочем, как читать по этим часам время становится понятно довольно быстро, стоит только посмотреть на циферблат повнимательнее. Одна из цифр на шкале выбивается из хаоса: она расположена правильно и для удобства отмечена точкой. Это и есть указатель текущего часа. Ну, а минуты считываются как обычно – главное, привыкнуть к перевернутым цифрам.
Три года спустя Баллуар представил часы с похожей концепцией. Циферблат модели Half-Time состоит из двух дисков, на которые нанесены половинки римских цифр. На верхнем диске половинки идут по ходу часовой стрелки, на нижнем – в обратном порядке. Диски вращаются в обратном направлении, но механизм устроен таким образом, что цифра текущего часа каждый раз складывается правильно.
Для удобства считывания это происходит в специальном окошке в верхней части циферблата. Чтобы усложнить концепцию, минутную индикацию Баллуар сделал ретроградной: минуты считываются на шкале, расположенной в нижней части циферблата.
В том же 2013 году на ювелирно-часовом салоне в Базеле были представлены часы, созданные Людовиком Баллуаром для проекта Harry Winston Opus. Тринадцатая по счету модель проекта получилась одной из самых сложных в знаменитой коллекции.
Если кратко описать принцип ее работы, то время на часах считывается при помощи 11 треугольных указателей, которые отвечают за отображение часа, и 59 минутных указателей. На циферблате Harry Winston Opus XIII нет ни одного подвижного элемента, но механизм устроен таким образом, что перед глазами смотрящего на эти часы постоянно возникает иллюзия движения.
Тандем с маленьким сыном и амбициозный проект на будущее
В последующие 10 лет Баллуар не баловал публику новинками, но все же в его жизни произошло несколько значимых событий. В 2018 году он стал членом Академии независимых часовщиков, а в 2023-м представил особую версию модели Upside Down, созданную вместе с 3-летним сыном Габриэлем.
Концепция часов не изменилась ни на йоту. Особенность этой версии модели в том, что циферблат сделан из авантюрина, а на диски с цифрами методом контактной печати нанесены рисунки Баллуара-младшего.
За немного наивным дизайнерским ходом часовщика стоит трогательная история его знакомства со второй женой Флавией и появления на свет позднего малыша, которого супруги называют подарком судьбы. Полное название модели Grail Watch 10: Ludovic Ballouard et Fils Upside Down «Series Gaga» подчеркивает, что это совместное творение отца и сына.
Последний на сегодня проект часовщика, над которым Людовик Баллуар работал вместе с коллегой по цеху Владимиром Виктором Него – концепция необычного трехстрелочника. По задумке Баллуара одним нажатием кнопки часы превращаются в хронограф, после чего возвращаются к индикации текущего времени, что стало возможным благодаря функции памяти.
Как работают эти часы, мы, вероятно, увидим позже. Сейчас же попробуем резюмировать философию творчества Людовика Баллуара. В ту пору, когда часовщик работал с Франсуа-Полем Журном, ему частенько доводилось общаться с коллекционерами. Однажды кто-то из них задал ему вопрос в стиле «Какие часы создали бы вы сами?». Не долго думая, Баллуар ответил:
«Я хотел создать часы, напоминающие о том, что нужно ценить время, в котором мы находимся. Дзен-буддисты верят, что наша жизнь часто выходит из равновесия, потому что мы слишком много времени тратим на то, чтобы без конца переживать прошлое или беспокоиться о будущем, вместо того чтобы существовать в настоящем».
Как видим, за 15 лет работы в независимом часовом производстве, часов у француза набралось не так уж много: по сути, всего 3 модели. Но все они прекрасно отражают потрясающую по своей ценности мысль: живите здесь и сейчас, потому что завтра может и не быть.