Даже по высоким стандартам независимого часового дела, где скрупулезное внимание к деталям и сугубо личное видение часового искусства является нормой, компания Greubel Forsey – явление, стоящее особняком. Компания выпускает около 100 часов в год, и все они кардинально отличаются от того, что делают другие производители. Название бренда, как это часто бывает, образовано от имен его основателей Робера Грёбеля и Стивена Форси. Рассказываем об этом творческом тандеме и созданных им часах.
Робер Грёбель родился в 1960 году во французском Эльзасе (регион, граничащий с Германией и Швейцарией). Карьеру в часовом деле начинал вместе с отцом-часовщиком в семейном магазине Greubel Horlogerie. В 1987 году перебрался в Швейцарию и устроился на работу в компанию IWC, в которой на протяжении 3 лет участвовал в разработке сложных часов. В 1990 году присоединился к компании Renaud & Papi (кузница самых перспективных кадров в современной часовой отрасли). Начинал как создатель прототипов для сложных механизмов, но быстро дорос до должности генерального директора.
Британец Стивен Форси вырос в 30 км к северу от Лондона в городе Сент-Олбанс. Хотя он на 7 лет моложе своего французского коллеги, его карьера в часовом бизнесе по любопытному совпадению началась примерно в то же время. С 1987 по 1992 год он специализировался на реставрации старинных часов и возглавлял соответствующий отдел в знаменитой лондонской компании Asprey. С 1988 по 1990 годы прослушал 2 пятимесячных курса в часовой школе WOSTEP в Невшателе. В 1992 году перебрался в Швейцарию и присоединился к команде Грёбеля в Renaud & Papi.
В Renaud & Papi будущие партнеры проработали вместе не один год, пока, наконец, не решили, начать совместное предприятие. В 2001 году они основали компанию Complitime, в которой создавали сложные механизмы для элиты часовой индустрии. Работать на кого-то двум независимым гениям быстро наскучило, и всего через несколько лет, весной 2004 года, франко-британский тандем представил первые часы под брендом Greubel Forsey.
Можете называть это утверждение шаблоном, но если какая-то компания претендует на категорию Haute Horlogerie, не иметь в модельном ряду турбийона, как минимум странно. Вот и первенец Greubel Forsey был турбийоном, причем двойным. В модели Double Tourbillon 30º не одна, а две каретки турбийона. Внутренняя вращается со скоростью 1 оборот в минуту, а внешняя делает то же самое за 4 минуты. Особенность часов в том, что ось одной каретки отклонена относительно оси другой на 30º. Сделано это было не для зрелищного обзора «танцев» турбийона, а с целью улучшения его характеристик с учетом характера движения руки человека.
В 2005 году новоиспеченная компания запустила научно-исследовательскую и конструкторскую платформу EWT (Experimental Watch Technology). Она включала собственную лабораторию, в которой будут созданы все изобретения Greubel Forsey. Первой разработкой EWT стал проект Opus 6 – коллаборация с американо-швейцарским брендом Harry Winston. Историю создания этой модели мы описывали в отдельной статье. Здесь скажем только то, что часы создавались в сжатые сроки, поэтому в основу модели легла концепция Double Tourbillon 30º.
Параллельно с выходом Opus 6 в компании произошло и другое важное событие: усмотрев в новичках часового рынка огромный потенциал, Richemont Group приобрела 20% акций бренда.
В первые годы существования Greubel Forsey продолжает экспериментировать с турбийоном. В 2007 году у компании выходит модель Tourbillon 24 Secondes. Каретка турбийона здесь наклонена под углом 25º, а скорость ее вращения указана в названии часов – 24 секунды.
Год спустя Робер Грёбель и Стивен Форси комбинируют в часах два Double Tourbillon 30º, соединяя их при помощи сферического дифференциала. Новая модель получает название Quadruple Tourbillon.
В 2009-м к базовой комплектации Double Tourbillon 30º добавится индикатор 5-дневного запаса хода. Модель под названием Double Tourbillon 30° Technique получила Женевский гран-при часового искусства как лучшие часы с усложнениями. Два года спустя эти часы одержат победу в международном конкурсе хронометрии, показав впечатляющий результат 915 баллов из 1000 возможных.
В 2010 году партнеры закрывают серию Double Tourbillon 30° выпуском модели Double Tourbillon 30° Edition Historique, которая получает «Золотую стрелку» Женевского гран-при часового искусства.
В 2011 году у Greubel Forsey выходят первые часы с каким-то усложнением кроме турбийона. У 10-часовой отметки в них расположен указатель второго часового пояса, в положении «8 часов» титановый трехмерный глобус, который служит 24-часовым указателем. Из других указателей в модели GMT представлены малый циферблат, смещенный к отметке «1 час», и индикатор запаса хода у 4-часовой отметки. Механизм часов также оснащен 24-секундным турбийоном с наклоном каретки 25º.
В 2012 году совместно с Филиппом Дюфуром компания Greubel Forsey запустила проект «Le Garde Temps, la Naissance d’une Montre» («Хронометр: Рождение часов»). Цель у проекта благородная: передать навыки традиционного часового дела будущим поколениям часовщиков.
На женевском часовом салоне SIHH 2013 компания представила модель Art Piece 1. Часы были созданы в партнерстве с британским скульптором Уилардом Уиганом, который известен забавными микроскульптурами размером с игольное ушко или булавочную головку.
В прототипе модели крошечная скульптура в виде маски в африканском стиле расположилась на заводной головке. В готовых часах там же разместили скульптуру в виде корабля. Чтобы микроскопическое произведение искусства можно было рассмотреть во всех деталях, заводную головку снабдили увеличительным стеклом.
Позже в рамках проекта Art Piece 1 у Greubel Forsey вышло еще несколько моделей. Одну из них, выпущенную в 2015 году, отличал титановый корпус, циферблат цвета меди и гравировка с изображением Double Tourbillon 30º - усложнения, которое принесло известность тандему Грёбель-Форси.
В 2015 году компания также представила часы QP à Équation – вечный календарь с 24-секундным турбийоном, уравнением времени, индикатором запаса хода и селектором функций. Календарь в часах устроен как механический компьютер, который управляет системой сапфировых дисков.
В том же 2015-м Greubel Forsey получила вторую «Золотую стрелку» Женевского гран-при часового искусства за часы Tourbillon 24 Secondes Vision. Модель в корпусе из белого золота отличилась одним из самых консервативных дизайнов в истории бренда. Строгую эстетику эмалированного циферблата здесь нарушает только апертура 24-секундного турбийона, а на обратной стороне корпуса можно увидеть еще и индикатор 3-дневного запаса хода.
В 2016 году рамках проекта «Le Garde Temps, la Naissance d’une Montre» у Greubel Forsey вышли часы «Montre Ecole», созданные с использованием традиционных методов и технологий часового производства. Модель в стиле карманных часов XIX века была создана совместно с известным французским часовщиком Мишелем Буланже. В том же году на майской сессии Сhristies часы ушли с молотка за $1,461,507.
В 2017 году арсенал усложнений Greubel Forsey пополнился часами с боем. Модель Greubel Forsey Grande Sonnerie работает в трех режимах: большой бой, малый бой и беззвучный режим. Все они активируются кнопкой, расположенной у отметки «4 часа». С другой стороны, это минутный репетир, способный отзванивать время по требованию при нажатии кнопки, интегрированной в заводную головку.
Часовая часть в этой модели питается от двух заводных барабанов, которые обеспечивают 72-часовой запас хода. Механизм боя обслуживает отдельный заводной барабан, гарантирующий запас хода до 20 часов. Механизм, оснащенный соборными гонгами, установлен в титановый корпус. В часах, на разработку которых ушло 11 лет, использовано 11 защитных устройств, включая блокировку механизма боя на время подвода стрелок и блокировку часового механизма на время работы механизма боя.
Если турбийон был придуман для того, чтобы бороться с влиянием гравитации на точность механизма, то выпущенные в 2018 году часы Greubel Forsey Différentiel d’Égalité решают проблему подачи энергии на баланс. Проблема заключается в том, что при полном заводе заводная пружина в механических часах выдает большое количество энергии, но по мере ее раскручивания подпитка механизма ослабевает.
Чтобы этого не происходило, на одном из колес зубчатой передачи размещают небольшую дополнительную пружину. Она гораздо слабее основной заводной пружины и заводится при помощи последней через равные промежутки времени (от секунды до минуты), тем самым обеспечивая более стабильную подачу энергии на баланс.
Поскольку при каждом заводе механизма все равно случаются скачки энергии, в «начинку» модели Différentiel d’Égalité добавлена дифференциальная система, которая усредняет пики и спады в подаче энергии.
В 2019 году у Greubel Forsey выходит сразу несколько важных новинок. Выделим три из них. Во-первых, публике представлены самые маленькие часы бренда – модель Balancier Contemporain с корпусом 39,6 мм. До этого самым маленьким размером для Greubel Forsey был диаметр 43,5 мм.
Вторая важная новинка 2019 года – модель GMT Quadruple Tourbillon: комбинация двух пар турбийонов с индикацией второго часового пояса.
Третьей громкой премьерой 5 лет назад стали часы с бесхитростным названием Hand Made 1. В этом названии отражена вся соль проекта: на 95% часы сделаны вручную. Отсюда и 6000 часов, потраченных на создание этой модели. Это 3 года работы без учета этапа разработки. В одном только корпусе из белого золота насчитывается 36 деталей, а всего их в часах 308.
То, что в Hand Made 1 сделано с помощью машин, можно пересчитать по пальцам. Это сапфировое стекло, прокладки корпуса, камни, заводная пружина и перемычки для крепления ремешка. Вместо привычной надписи «SWISS MADE» на циферблате по понятным причинам стоит надпись HAND MADE. Выпуск модели лимитирован 2-3 экземплярами в год.
В последующие годы Greubel Forsey выпускала часы, в которых экспериментировала с одним и двумя балансами, вечным календарем и своим любимым турбийоном. Модели последних лет выделяются необычной формой корпуса: сверху он выглядит круглым, а при рассмотрении с разных углов можно заметить аркообразные и яйцеобразные изгибы. Он как будто текучий и готов свернуться сам в себя. Это видно на примере модели Balancier S, выпущенной в 2020 году.
Серьезные изменения произошли и в организации производства часов. Так, 25 из 30 выпущенных брендом калибров были сняты с производства, а для новых механизмов был установлен 5-летний срок выпуска.
Также постепенно увеличиваются производственные мощности бренда. В 2022 году было выпущено 260 часов, а в ближайшем будущем компания планирует выйти на 400-500 часов в год. Все они будут лимитированы сериями от 3 до 88 экземпляров. Примерно 30% из них планируют продавать по цене от $500,000 и выше, остальные – в диапазоне от $180,000 до 400,000. Но это пока только планы.
Сейчас в разработке у Робера Грёбеля находится хронограф с механизмом постоянной силы, а также проекты Hand Made 2 и Hand Made 3. Чтобы ускорить процесс разработки, в 2022 году компанию Complitime, которая до сих пор существовала отдельно и производила часы для таких брендов как Richard Mille и Harry Winston, присоединили к общему производству. Результат – на выпуске часов Greubel Forsey сосредоточены 140 сотрудников компании.
В ближайшем будущем штат планируется расширить до 220 человек. Но случится это только тогда после расширения штаб-квартиры бренда. Согласно проекту швейцарца Пьера Штудера здание площадью 2000 м2 должно разрастись до 5460 м2. Строительство новых производственных площадей стартовало в 2024 году. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2026 год.
С 2021 года должность CEO Greubel Forsey занимает Антонио Кальче, известный как бывший генеральный директор Corum и Girrard-Perregaux. В 2022 году господин Кальче вместе с Робером Грёбелем и Стивеном Форси выкупили у Richemont принадлежавшую ей долю 20%. Теперь это независимый часовой бренд – мануфактура, в стенах которой производятся практически все часовые компоненты.
Впрочем, слово «мануфактура» тандем Грёбель-Форси не любит, предпочитая называть свою компанию «ателье». Если Стивен Форси в этом тандеме отвечает преимущественно за техническую сторону процесса, то эстетическая сторона, проще говоря, дизайн – зона ответственности Робера Грёбеля. Кстати, особенно высоко в часах Greubel Forsey коллекционеры ценят именно эстетику, точнее, высочайший уровень отделки.
Когда-то давно, когда друзья и коллеги по работе в Renaud & Papi, только задумали создать свой бренд, качественная отделка стала одним из краеугольных камней их общего проекта. Если добавить сюда ни на что не похожую «архитектуру» часов и огромный вклад в сохранение исчезающих часовых ремесел и традиционных методов часового производства, получится формула успеха, которая объясняет, как всего за 20 лет Робер Грёбель и Стивен Форси вписали свои имена в пантеон современных богов высокого часового искусства.