• Рекорды
  • Персоны
  • Обзоры
  • Высокое часовое ...
  • Винтаж
  • Мужские часы
  • Эксклюзивные мо ...
  • Аукционы
Жан-Франсуа Можон. От жидких кристаллов до вертикального турбийона

Персоны

Жан-Франсуа Можон. От жидких кристаллов до вертикального турбийона

22 августа 2025 г.
Рассказываем о часах Harry Winston, Hermès, HYT и MB&F, в которых стоят механизмы мастера.
Жан-Франсуа Можон

За последние 20 лет Жан-Франсуа Можон разработал более сотни часовых концептов для нескольких десятков брендов. За это время у его клиентов набралось по меньшей мере 10 часовых Оскаров в разных категориях, а у него самого есть Женевский гран-при 2010 года в категории «Лучший часовщик». Можон скромный, немногословный, но невероятно активный человек. И хотя работает он с теми брендами, которые в большинстве своем не входят в список, представленный на нашем сайте, этот часовщик достоин отдельной статьи.

Жан-Франсуа Можон родился в 1966 году и вырос среди гор в швейцарском кантоне Невшатель. В юности изучал микромеханику и получил степень в области экономики предприятий. Первый профессиональный опыт у него получился весьма специфичным: в 1989 году Можон устроился на работу в Swatch Group (тогда еще SMH), где отвечал за разработку жидкокристаллических дисплеев. Как видите, это не совсем про часы.

Вплотную часами Можон занялся, когда в 1995 году перешел на работу в IWC. Вспоминая об  этой странице своей биографии, часовщик шутит, что им с женой просто нужно было подтянуть немецкий. На деле же за 10 лет работы в компании Можон успел побывать на самых разных должностях: от главы отдела контроля качества до разработчика новых механизмов и усложнений.

Уловив тренд на часы с нетрадиционным дизайном, в 2005 году Жан-Франсуа Можон основал собственную компанию Chronode SA. Предприятие со штатом около 40 человек базируется в Ле Локле и специализируется на создании механических калибров для самых разных брендов: от престижных старожилов отрасли до молодых амбициозных марок.

В числе первых клиентов Chronode были компании De Grisogono с концептом Meccanico DG и молодой бренд MCT с их первыми часами Sequential One. Однако широкую известность в часовых кругах Жан-Франсуа Можон и его команда получили благодаря сотрудничеству с Harry Winston.

De Grisogono Meccanico DG | Источник: equationdutemps.blogspot.com

В рамках партнерства у Можона и Harry Winston было как минимум 2 совместных проекта. Первый – модель Project Z6 с 24-часовым будильником. Второй – 10-я модель из нашумевшей часовой саги Harry Winston Opus. В последнем случае Можон использовал в часах планетарную передачу, создав нечто вроде миниатюрной модели Солнечной системы на запястье. Подробнее об этом мы писали в отдельной статье.

Harry Winston Opus X

Та же система была использована при разработке модели Hermès Arceau Heure de la Lune. Изюминка часов – 2 перламутровых диска, расположенных по диагонали. Один представляет собой малый циферблат, другой – указатель даты. Оба диска вращаются вокруг центральной оси со скоростью один оборот за 59 дней, что равно двум лунным циклам. Весь этот балет разворачивается на фоне циферблата с двумя большими дисками луны. Верхний диск показывает вид Луны из Южного полушария, нижний – вид из Северного полушария.

Hermès Arceau Heure de la Lune | Источник: www.ablogtowatch.com

В 2012 году на Женевском гран-при часового искусства лучшими часами года в категории «Инновации» становится модель H1 от только что созданного бренда HYT. Жюри швейцарского часового Оскара покорил оригинальный механизм жидкостной индикации, к разработке которого приложил руку Жан-Франсуа Можон и его команда.

HYT H1 Black DLC

Основу механизма составляют два стеклянных капилляра с жидкостями разной степени вязкости. Одна из них содержит флуоресцентный пигмент и служит указателем часов. Работой указателя управляют 2 меха, которые проталкивают жидкость по капилляру. Дойдя до отметки «18 часов», цветная жидкость возвращается в исходное положение.

HYT H1 Green DLC | Источник: www.carousell.com.my

Работал Можон и с другим брендом, известным своими эпатажными концептами. За год до громкого дебюта HYT основанная Максом Бюссером компания MB&F представила модель Legacy Machine N° 1. Главная особенность этих часов в том, что обычно скрытый в недрах механизма баланс не просто выставлен на всеобщее обозрение – огромное колесо баланса диаметром 14 мм как будто парит над циферблатом, удерживаемое массивным мостом необычной формы.

MB&F Legacy Machine N°1

Два года спустя в часах Legacy Machine N° 2 идея с парящим колесом баланса трансформировалась в концепт с двумя балансами, соединенными между собой планетарным дифференциалом. Как и в случае с моделью Legacy Machine N° 1, над этими часами Жан-Франсуа Можон работал вместе с другим корифеем часовой отрасли – Кари Воутилайненом. Если Можон и его команда отвечали за механизм модели, то Воутилайнен – за эстетическое воплощение концепта.

MB&F Legacy Machine N° 2 | Источник: www.hodinkee.com

Помимо компании Chronode имя Жана-Франсуа Можона связывают с молодым брендом Cyrus. Сотрудничество часовщика с этой компанией стартовало в 2010 году. Будучи причастным ко всем сложным концептам бренда, Можон прошел путь от технического директора до президента Cyrus. Остановимся на одной из самых известных разработок мастера для этого бренда – модели Cyrus Klepcys Vertical Tourbillon. 

Cyrus Klepcys Vertical Skeleton Tourbillon

Впервые выпущенные в 2018 году, часы оснащены ретроградной индикацией часов и минут. Часовая и минутная шкалы по обеим сторонам циферблата разделены изящно изогнутым мостом, на создание которого Можона вдохновили изобретения Леонардо да Винчи. В центре циферблата размещен вертикальный турбийон. В верхней части – индикатор запаса хода, на котором цифрами от 1 до 4 показано количество дней, когда механизм может работать без подзавода.

Если часовщики, создающие сложные часовые механизмы, казались вам небожителями, то вот вам портрет Жана-Франсуа Можона в его обычной жизни. Он любит пропустить стаканчик пива и предпочитает итальянскую кухню. Обожает винтажные авто, но в свободное время с удовольствием гоняет на велосипеде, любуясь живописными пейзажами в долинах гор Юра. Повсюду берет с собой книги и мечтает когда-нибудь отправиться в паломничество к Сантьяго-де Компостела.

Когда Можона спрашивают, что из изобретений конкурентов по часовому цеху он хотел бы создать сам, он приводит в пример сателлитную индикацию Феликса Баумгартнера. При этом в плане личных предпочтений мастер больше тяготеет к современной классике, называя в числе своих любимых часов модели A. Lange & Söhne, Akrivia и молодого француза Симона Бретта. Что еще создаст этот швейцарец, имея тягу к таким разным часам, неизвестно. Но мне кажется, у Chronode получился бы неплохой тандем с Urwerk или De Bethune. Согласны?


Дата обновления: 22 августа 2025 г.