Думаю, никто из вас не станет отрицать, что современная часовая индустрия одними швейцарцами не ограничивается. Вот, к примеру, финны. Ценителям классического часового искусства известно как минимум 3 мастера из страны Suomi: Кари Воутилайнен, Степан Сарпанева и Антти Ронкко. О первом из них расскажем в этой статье. Но оговоримся сразу насчет фамилии. В интернете можно встретить варианты Вутилайнен и Вотилайнен. Только судя по тому, что некие финские спортсмены, хоккеист и футболист, носят фамилию Воутилайнен, правильнее будет называть мастера именно так.
Кари Воутилайнен родился в 1962 году в городе Рованиеми – той самой столице Лапландии, которую называют родиной Санта Клауса. Знакомство с часами началось для мальчика с небольшого часового магазина, которым владел друг их семьи. Когда пришла пора выбирать профессию, Кари уже точно знал – сидеть в офисе не для него. Ему нужна свобода, нужно делать что-то руками, нужно видеть результат своей работы. С этими мыслями в 1983 году он поступил в единственную в Финляндии часовую школу Kelloseppäkoulu (Келлосеппякулу) в Тапиоле. И сразу понял, что выбор сделал правильно. Впервые он ходил на занятия с удовольствием и совсем не чувствовал, что занимается какой-то работой.
После учебы на родине новоиспеченный часовщик продолжил постигать тонкости часового искусства в Швейцарии. В 1989 году он закончил курс реставрации сложных часов по программе WOSTEP в Невшателе. Полученные знания тут же пригодились в жизни. В 1990 году его пригласили на работу в реставрационную мастерскую Мишеля Пармиджани.
Девять лет сдержанный скромный финн оттачивал свое мастерство, реставрируя роскошные турбийоны. Вспоминая те годы, Воутилайнен называет реставрацию «работой мечты», что, впрочем, не мешало ему хотеть большего. Параллельно с работой в мастерской мужчина трудился над созданием собственных часов, которые закончил в 1994 году. Это были лаконичные карманные часы с турбийоном в стиле старых шедевров Breguet.
Девять лет сдержанный скромный финн оттачивал свое мастерство, реставрируя роскошные турбийоны. Вспоминая те годы, Воутилайнен называет реставрацию «работой мечты», что, впрочем, не мешало ему хотеть большего. Параллельно с работой в мастерской мужчина трудился над созданием собственных часов, которые закончил в 1994 году. Это были лаконичные карманные часы с турбийоном в стиле старых шедевров Breguet.
Еще одна ранняя модель мастера – минутный репетир на базе чернового механизма LeCoultre, работу над которым Воутилайнен закончил в 1996 году. Изюминка часов – отсутствие привычной гашетки репетира. Чтобы активировать функцию, нужно повернуть рифленый безель часов на четверть оборота по часовой стрелке.
В 1999 году Воутилайнена приглашают читать лекции в WOSTEP. Он соглашается, перевозит семью в Швейцарию и начинает потихоньку закупать оборудование для собственной мастерской.
Мастерская откроет двери в 2002 году, и первое время Кари будет работать на другие компании, чтобы иметь возможность финансировать собственные проекты. Наконец, в 2005 году, на ювелирно-часовом салоне Baselworld Воутилайнен представит первые часы под собственным именем. Это будет первый в мире децимальный минутный репетир.
Мастерская откроет двери в 2002 году, и первое время Кари будет работать на другие компании, чтобы иметь возможность финансировать собственные проекты. Наконец, в 2005 году, на ювелирно-часовом салоне Baselworld Воутилайнен представит первые часы под собственным именем. Это будет первый в мире децимальный минутный репетир.
Говоря простым языком, минутный репетир всегда звонит трижды. Сначала – отзванивая истекшие часы, затем – четверти часа, потом – минуты. В своих часах Воутилайнен впервые использовал механизм, который вместо четвертей часа отзванивает десятиминутные интервалы. Практичный финн посчитал, что людям, которые привыкли жить в метрической системе, так будет гораздо проще.
В 2007 году выходит первый часовой хит Воутилайнена – модель Observatoire. Кроме классической отделки, которая станет визитной карточкой финна, часы интересны своим механизмом. В корпусе установлен созданный еще в прошлом веке калибр Peseux 260. Особенность этого механизма в том, что это хронометр (проще говоря, очень точный механизм), который никогда не выпускался серийно. Этот калибр поставляли только тем производителям, которые принимали участие в конкурсах точности.
Воутилайнен не просто оснастил часы винтажным калибром. Он серьезно переработал механизм, снабдив его новой системой спуска собственного изготовления, новым балансом и пружиной баланса с концевой кривой Breguet и внутренней кривой Гросманна. Улучшайзинг от финна высоко оценили его швейцарские коллеги по часовому цеху. Осенью 2007-го часы Observatoire получили Женевский гран-при часового искусства в категории «Лучшие мужские часы».
Перфекционист по своей природе, Воутилайнен никогда не любил зависеть от кого бы то ни было, будь то инвесторы или поставщики. От последних он часто не мог добиться ни нужного ему качества деталей, ни соблюдения сроков по поставкам. Как результат, после выпуска модели Observatoire Кари задался целью выпустить собственный часовой механизм. Сказано – сделано. С 2011 года практически все часы, которые выпускаются под брендом Voutilainen, оснащены механизмом с незатейливым названием Vingt-8 (28). Главная особенность механизма – наличие двух анкерных колес, которые обеспечивают передачу энергии на баланс посредством прямого двунаправленного импульса. Спусковой механизм в калибре не требует смазки, а заводная пружина обеспечивает запас хода до 65 часов при максимальном крутящем моменте.
Случалось финну разрабатывать что-то сложное не только для себя, но и для других. В 2012 году в тандеме с Андреасом Штрелером Воутилайнен представил часы Chapter Three Reveal, созданные для проекта Стивена Хольцмана Maîtres du Temps. В этой модели интересно решена проблема перегруженности циферблата. Помимо индикации часов, минут, секунд и даты часы показывают текущую фазу луны, а также время суток и время во втором часовом поясе. Два последних указателя спрятаны за специальными шторками у отметок «12» и «6 часов», которые открываются только при нажатии на заводную головку.
Оба указателя расположены на цилиндрах, причем индикация второго часового пояса реализована при помощи запатентованной системы с двумя цилиндрами. Кари Воутилайнен в проекте отвечал за создание и отделку механизма.
В 2013 году Воутилайнен усложняет модель Vingt-8 индикатором запаса хода и тут же, впервые с 2007 года, получает Женевский гран-при часового искусства за лучшие мужские часы. Через 2 года новая версия модели с индикатором запаса хода и вторым часовым поясом получит заветную статуэтку в той же категории.
C 2009 года мастерская Воутилайнена располагается в швейцарском городке Мотье (будете здесь туристом, заезжайте в местный музей абсента). Здесь же, в небольшом здании 1906 года постройки он и живет со своей семьей. В 2014 году мастерская расширила свою автономию. Воутилайнен приобрел обанкротившуюся после смерти владельца компанию Dialtech SA, переименовал ее в Comblémine и начал производить собственные циферблаты.
На свои нужды ему хватает с лихвой. Все свои часы Воутилайнен выпускает либо малыми тиражами, либо в единственном экземпляре под запросы конкретного клиента. В год из стен мануфактуры со штатом в 24 человека выходит от 25 до 50 часов, и к бόльшим объемам неторопливый финн не стремится. Он считает, что в случае кризиса на его условные 5 экземпляров (полностью сделанных вручную!) покупатель всегда найдется, а вот большие партии часов распродать будет куда сложнее.
К отделке «лица» часов мастер всегда относился с особым трепетом. Неудивительно, что его модели регулярно забирают часовой Оскар не только как лучшие мужские часы, но и как лучшие часы с художественной отделкой. В том же 2014-м лучшей в категории «Artistic Crafts» была признана модель Hisui.
Циферблат и видимая часть механизма часов декорированы мозаикой с применением золотой пыли, кусочков листового золота и совсем уж экзотических материалов вроде раковин турбо Марморатус и новозеландских морских ушек. Именно они придают композиции насыщенный зеленый и синий цвета.
В похожем ключе (с теми же материалами) сделана модель Voutilainen Aki-No-Kure, получившая часовой Оскар в 2017 году.
Под видом абсолютно классических часов Воутилайнен умеет подать совершенно нестандартные идеи. Взять, к примеру, модель Vingt-8 ISO. Чтобы понять, который час, придется посмотреть на циферблат дважды. И привычное положение стрелок относительно 12-часовой метки здесь не поможет.
Минутная стрелка в часах совершает 13 оборотов по циферблату, а минутная шкала вращается с той же скоростью. Создается впечатление, будто минутная стрелка пытается догнать часовую. Новый час наступает тогда, когда ей это удается. Посмотрите на циферблат на фото ниже. Который час на часах? 2:43? Нет. 2:30.
Минутная стрелка в часах совершает 13 оборотов по циферблату, а минутная шкала вращается с той же скоростью. Создается впечатление, будто минутная стрелка пытается догнать часовую. Новый час наступает тогда, когда ей это удается. Посмотрите на циферблат на фото ниже. Который час на часах? 2:43? Нет. 2:30.
2019 год принес в наградную копилку Кари Воутиланена сразу два часовых Оскара. В категории «Лучшие мужские часы» премию забрала модель 28TI. Часы привлекают внимание перевернутым часовым механизмом с детализированной отделкой. Тираж, как всегда у финна, экстремально ограничен: 10 экземпляров в корпусе из тантала и по 8 экземпляров в корпусах из платины и титана.
Лучшими часами с художественной отделкой 2 года назад была признана модель Voutilainen Starry Night Vine. Как и модель 28TI, эти часы были вдохновлены конкретным заказом. Известная швейцарская художница-эмальер изобразила на циферблате ночное небо над виноградником. Помимо перегородчатой эмали в часах использованы золотая пыль, листовое золото и два вида морских раковин – вся та экзотика, которую финн традиционно использует в своих эксклюзивных часах с художественной отделкой. Утонченную смесь западной и восточной культур дополняет техника японского лака от признанного мастера Татсуо Китамура.
В 2020 году Воутилайнен снова получает Женевский гран-при за лучшие мужские часы. Высшей награды в швейцарской часовой индустрии удостаивается модель Voutilainen 28SC в корпусе из титана – первые часы из коллекции Vingt-8 с центральной секундной стрелкой. Как всегда у финна, все внимание в часах забирает на себя ручная отделка циферблата с сочетанием двух видов гильоше. Выпуск модели был ограничен 10 экземплярами. Желающим приобрести часы предлагалось выбрать на свой вкус цвет циферблата, узоры гильоше, а также дизайн и отделку накладных часовых меток.
C 2006 года Кари Воутилайнен является членом Академии независимых часовщиков. За последние 15 лет он заработал 8 наград Женевского гран-при часового искусства, а в 2014 году удостоился еще и своего рода Нобелевской премии в часовой индустрии Prix Gaïa.
Что особенно ценят в мастере коллекционеры, так это способность слышать своих клиентов и готовность воплотить в жизнь их самые смелые идеи. Сделайте мне часы, которые вы никогда раньше не делали, скажет какой-нибудь сумасшедший ценитель часового искусства, и финн с энтузиазмом возьмется за дело. Добавьте сюда фанатичную преданность качественной отделке и умение подать что-то новое под соусом традиционного часового искусства, и вы получите формулу успеха самого знаменитого финна на швейцарском часовом Олимпе.
Что особенно ценят в мастере коллекционеры, так это способность слышать своих клиентов и готовность воплотить в жизнь их самые смелые идеи. Сделайте мне часы, которые вы никогда раньше не делали, скажет какой-нибудь сумасшедший ценитель часового искусства, и финн с энтузиазмом возьмется за дело. Добавьте сюда фанатичную преданность качественной отделке и умение подать что-то новое под соусом традиционного часового искусства, и вы получите формулу успеха самого знаменитого финна на швейцарском часовом Олимпе.