Знаете ли вы, сколько часов ежегодно выпускают популярные часовые бренды? Зависит от бренда, скажете вы. И будете правы. К примеру, для Rolex это солидные 800 000 экземпляров. Титулованный и давно независимый Франсуа-Поль Журн может похвастаться куда более скромной цифрой в 700 экземпляров в год. У независимых брендов поменьше цифры еще скромнее, но пара десятков экземпляров точно наберется.
А если это 15-20 экземпляров в год? О ком речь, спросите вы? О том, кого называют одним из величайших часовщиков современности. Он живет на острове, почти не контактирует со швейцарским часовым сообществом и продолжает дело своего великого учителя Джорджа Дэниэлса. Его зовут Роджер Смит.
Роджер Смит родился в 1970 году в Манчестере. Когда мальчику было 6 лет, его семья переехала в Болтон (город на северо-западе Великобритании недалеко от Манчестера). Учиться юный Роджер не любил, зато обожал мастерить что-то своими руками. Может быть поэтому, когда мальчику исполнилось 16, его отец, антиквар по профессии, отправил сына осваивать науку взрослой жизни в часовую школу Манчестера.
По легенде страсть Смита к изготовлению часов зародилась именно в годы учебы. В 1987 году во время лекции, которую будущим часовщикам читал легендарный Джордж Дэниэлс, 17-летний Роджер заметил у него спрятанную за жилетом золотую цепочку. Набравшись смелости, он попросил мастера показать, что это такое, и увидел одно из культовых творений Дэниэлса – карманные часы Space Traveller. Надо ли говорить, что любопытному по природе Смиту захотелось создать нечто подобное с нуля.
На последнем году учебы Роджер Смит стал подрабатывать в отделе обслуживания TAG Heuer. Именно тогда он решился написать Дэниэлсу с просьбой поступить к нему в ученики. Когда на его письмо мастер ответил резким отказом, молодой человек задался целью создать свои часы и показать легендарному часовщику: «Я достоин того, чтобы работать с вами».
Первой мастерской Роджера стал гараж отца. Он провел туда электропроводку, заказал токарный станок и начал усердную работу. В какой-то момент этот трудоемкий процесс стал отнимать такое количество времени, что Смиту пришлось выбирать: или свои часы, или работа в TAG Heuer. На тот момент он уже был штатным сотрудником бренда, и договориться с руководством на неполный рабочий день не вышло. Тогда Смит без колебаний уволился и спокойно доделал свои часы.
Это были карманные часы с турбийоном. Закончив работу, он отправился на остров Мэн, где жил и работал Джордж Дэниэлс, и показал мастеру свое детище. О деталях история умалчивает, но по воспоминаниям Роджера Смита Дэниэлс был очень зол и отправил его обратно на материк, сказав, что его часы выглядят как сделанные руками, а не созданные («handmade but not created»).
Как Роджер Смит стал учеником Джорджа Дэниэлса
Жесткая критика мэтра не отбила у молодого часовщика желания заниматься любимым делом. Наоборот: Смит решил во что бы то ни стало создать такие часы, которые будет не за что раскритиковать. Он перенес свою мастерскую из гаража в свободную комнату в доме и стал работать еще усерднее. На этот раз будущий ученик Джорджа Дэниэлса задался целью сделать турбийон с вечным календарем. Подспорьем в этой работе для него стала книга Джорджа Дэниэлса «Watchmaking», по которой он осваивал все навыки, необходимые для создания часов.
Забегая вперед, скажу, что навыков этих 34 и освоить Смиту удалось 32 из них. На свои вторые часы он потратит больше 5 лет, в течение которых будет периодически звонить Джорджу Дэниэлсу, спрашивая совета, и бесконечно переделывать мельчайшие детали. Упорства британцу было действительно не занимать: как раз в этот период он заболел инфекционным мононуклеозом, и практически всю работу делал в состоянии крайней измотанности. А ведь нужно было еще и на что-то жить. Это я о том, что для прокорма Смит несколько часов в день посвящал ремонту часов.
Когда работа, наконец, была готова, и Смит снова отважился приехать к Дэниэлсу, реакция мэтра была уже совершенно другой. «Кто сделал для вас корпус?» – спросил Дэниэлс. «Я», – ответил Смит. «А кто сделал циферблат и каретку турбийона?» – повторил вопрос мастер. «Тоже я», – ответил Смит. После ряда подобных вопросов Дэниэлс вынес вердикт: «Поздравляю, теперь вы часовщик». Интересный факт: в июне 2023 года на аукционе Phillips эти часы были проданы за $4,9 млн.
В 1998 году Джордж Дэниэлс официально пригласил Смита к себе для совместной работы над часами Millenium. Изначально планировалось выпустить около 10 экземпляров модели, потому Смит переезжал на остров Мэн с мыслью, что останется там примерно на 1 год.
В итоге из-за большого количества заказов проект занял 3 года, а после перерос в плодотворное сотрудничество, которое длилось до самой смерти легендарного часовщика. Всего в коллекции Millenium выпущено 56 экземпляров часов, включая прототип в золотом корпусе, 47 моделей в корпусе из желтого золота и 8 моделей в корпусе из белого золота.
На своей волне
В 2001 году Роджер Смит открыл собственную мастерскую недалеко от мастерской своего учителя. К тому моменту он понял, что карманные часы – слишком узкая и специфическая ниша, поэтому стартовать решил с выпуска наручных часов.
Для своей первой модели, известной под названием Series 1, Смит выбрал необычный источник вдохновения. Это были прямоугольные часы Arkade от возрожденного бренда A. Lange & Söhne. Почему необычный? Потому что прямоугольным в этих часах был не только корпус, но и механизм, что в то время было большой редкостью.
Изначально Смит задумал выпустить серию из 12 экземпляров и даже нашел подходящую партию винтажных механизмов прямоугольной формы, которые можно было взять за основу. Он извлек из них заводные барабаны, зубчатые передачи, а также спусковые и заводные механизмы. При этом самостоятельно изготовил платины, корпуса, циферблаты, стрелки и дополнительное усложнение в виде ретроградного календаря.
По срокам первые часы Роджера Смита – это уже почти винтаж. Тем более что из запланированных 12 экземпляров на свет появилось только 9. При этом три из 9 моделей были созданы совместно с известным британским ювелиром Theo Fennell и имели соответствующий логотип на циферблате.
Осенью 2003 года Смит пригласил к себе в команду старого друга по часовой школе и бывшего коллегу по работе в TAG Heuer Энди Джонса, а в 2005 году обзавелся станком с ЧПУ. Это сильно облегчило процесс изготовления часов. Настолько, что к базельскому часовому салону 2006 года британец представил прототип своей второй модели – Series 2.
Поставки часов начались уже в 2007 году, а в 2010-м тандем Смита и Джонса представил модель Series 2 Open Dial. Как понятно из названия, от оригинала эти часы отличались открытым циферблатом.
В 2010 году, незадолго до смерти своего учителя, Роджер Смит начинает работу над серией часов для Джорджа Дэниэлса Anniversary, посвященной 35-летию коаксиального спуска. В рамках этой серии на свет появится 47 экземпляров, включая 35 моделей в корпусе из желтого золота, 4 экземпляра в белом золоте, 4 в розовом золоте и 4 в платине.
Технической особенностью модели Anniversary стало использование облегченной версии коаксиального спуска Дэниэлса, разработанной Роджером Смитом. В версии Смита коаксиальный спуск включает не два, а одно колесо с дополнительными зубьями. Это позволяет изготавливать колесо за одну операцию и исключить потенциальный источник погрешности хода.
К этому времени бренд британца начинает набирать обороты, а постоянное обучение и 14-часовой рабочий день потихоньку приносят свои плоды. Находясь на острове, Смит отрезан от внешнего влияния, что позволяет его стилю развиваться естественным образом. К тому же никто не диктует ему свои правила, при этом его заслуги признают еще при жизни. К 50 годам в копилке наград Роджера Смита звание Командора Ордена Британской империи и Серебряная медаль Баррета Британского института часового дела за «Преданность лучшим традициям английского и британского часового дела и их успешное продолжение».
После смерти учителя
В 2012 году после смерти Джорджа Дэниэлса его мастерская в Риверсдейле переходит в распоряжение Роджера Смита. Смит продолжает работу над серией Anniversary и постепенно полностью переключается на свои часы. Первыми его творениями вне тандема с Дэниэлсом стали часы для проекта The GREAT Britain (2013) и возрожденная модель Series 1 с корпусом круглой формы (2015).
В этот же период часовщик начинает работу над моделью Series 3 – первыми серийными часами Roger W Smith с корпусом круглой формы и ретроградным указателем даты. Поставки часов начались в 2018 году.
Параллельно Смит ведет разработку модели Series 4, которая до недавнего времени была самыми сложными часами в творческом багаже британца. Это тройной календарь с мгновенным переключением показаний, традиционно усложненный индикатором лунных фаз. Главная особенность модели – подвижный индикатор даты на периферии циферблата, благодаря которому часовые индикации не перекрываются лишними указателями.
В модели Series 5 ученик Джорджа Дэниэлса продемонстрировал ту сторону часов, которую редко видит кто-то, кроме самого часовщика – механизм со стороны циферблата.
Поставки Series 5 начались в 2019 году, и до осени 2025-го Роджер Смит не выпускал ничего нового. За это время он успел получить Орден Британской империи (2018) и совместно с Майком Франсом из Christopher Ward основал Альянс британских часов. Сейчас в эту организацию входит около 40 брендов, разбросанных по всей территории Британских островов. Цель организации: показать, на что способны британцы в часовом деле и убедить больше людей присоединиться к этому ремеслу внутри страны.
В сентябре 2025 года Роджер Смит представил модель Series 6, которую обсуждало все часовое сообщество. По сути, британец выпустил упрощенную версию Series 4, в которой из календарных индикаций оставил только подвижный указатель даты. Часы предлагаются в стандартном для Смита диаметре 40 мм. Корпус (золотой или платиновый) дополняет циферблат из золота или беленого серебра, декорированный ручным гильошированием. Стоимость этой модели составляет £320,000, а приоритет в покупке часов получат те, у кого уже есть часы Georges Daniels или Roger W. Smith.
Помните, как в начале статьи мы упоминали о том, что Роджер Смит освоил 32 из 34 навыков, необходимых для создания часов? Все они были описаны в книге его учителя и получили негласное название «метод Дэниэлса». Единственное, что осталось вне компетенций упрямого британца – это изготовление спиралей и гравировка. Все остальное осуществляется в его мастерской на острове Мэн. Вот вам и причина, почему ежегодный тираж его часов (суммарно для всех 6 серий) не выходит за рамки 15-20 экземпляров.
Почему белая ворона? Да потому что не так много найдется часовщиков с такой маниакальной требовательностью к качеству каждой детали. И не так много найдется часовщиков, которые, выпустив столь скромное количество часов умудрились получить статус живой легенды и одного из лучших часовщиков своего времени.