Вывести на рынок новые часы всегда непросто. В отрасли со сложившимися традициями это всегда рискованно, независимо от того, сколько лет существует бренд. У модели Lange 1 в этом плане особая миссия. Ей суждено было возродить крупную компанию, которая была разрушена в годы Второй мировой войны, и на протяжении десятилетий вынужденно бездействовала за железным занавесом.
За возрождением A. Lange & Söhne, как известно, стоят два человека – правнук основателя бренда Вальтер Ланге и ветеран часовой индустрии Гюнтер Блюмляйн. Блюмляйн, уроженец Нюрнберга, выросший в послевоенной Германии, в свое время внес большой вклад в возрождение таких часовых брендов, как IWC и Jaeger-LeCoultre. Работая в Швейцарии, он лелеял мечту когда-нибудь возродить немецкое часовое искусство. И такой шанс судьба предоставила ему в конце 1980-х. Как только пала Берлинская стена, он обратился Вальтеру Ланге и попросил его помочь вернуть к жизни дело его знаменитого предка.
За возрождением A. Lange & Söhne, как известно, стоят два человека – правнук основателя бренда Вальтер Ланге и ветеран часовой индустрии Гюнтер Блюмляйн. Блюмляйн, уроженец Нюрнберга, выросший в послевоенной Германии, в свое время внес большой вклад в возрождение таких часовых брендов, как IWC и Jaeger-LeCoultre. Работая в Швейцарии, он лелеял мечту когда-нибудь возродить немецкое часовое искусство. И такой шанс судьба предоставила ему в конце 1980-х. Как только пала Берлинская стена, он обратился Вальтеру Ланге и попросил его помочь вернуть к жизни дело его знаменитого предка.
Возрождать производство решено было в городе Гласхютте, где когда-то начиналась история A. Lange & Söhne. 7 декабря 1990 года Вальтер Ланге зарегистрировал компанию Lange Uhren GmbH. Так начался четырехлетний путь компании до знаменитой пресс-конференции в Дрезденском замке, на которой 24 октября 1994 года состоялся официальный перезапуск бренда.
Незадолго до этого, 19 и 20 октября, в Гласхютте прошел предварительный показ тех самых 4 моделей, о которых позже писали в газетах. Они были выпущены общим тиражом 123 экземпляра и распределены между 12 розничными продавцами A. Lange & Söhne из Германии, Австрии и Швейцарии. Хотите верьте, хотите нет, но поскольку 123 на 12 нацело не делится, 3 экземпляра распределяли путем вытягивания соломинок. Забавно, правда?
Незадолго до этого, 19 и 20 октября, в Гласхютте прошел предварительный показ тех самых 4 моделей, о которых позже писали в газетах. Они были выпущены общим тиражом 123 экземпляра и распределены между 12 розничными продавцами A. Lange & Söhne из Германии, Австрии и Швейцарии. Хотите верьте, хотите нет, но поскольку 123 на 12 нацело не делится, 3 экземпляра распределяли путем вытягивания соломинок. Забавно, правда?
Флагманом в этой четверке стали часы Lange 1. На первый взгляд дизайн модели мог показаться эксцентричным, но по сути это была переосмысленная классика. Первые часы коллекции были доступны в корпусе из желтого золота с желто-золотыми стрелками и циферблатом цвета шампанского (ref. 101.001) или со стрелками из вороненой стали и серебристым циферблатом (ref. 101.002), а также в корпусе из платины (ref. 101.005). Версии из желтого золота стоили 27 000 марок, платиновые – 39 000 марок. Размеры корпуса – 38,5 х 9,8 мм – практически не менялись до того момента, когда в 2003 году A. Lange & Söhne представила модель Grand Lange 1 с корпусом 41,9 мм.
Первое, что обращало на себя внимание – это большой указатель даты в двойном окошке. После истечения срока патента этот элемент копировали многие производители часов, в частности те, что базировались в Германии. К слову, дизайн указателя был вдохновлен революционными 5-минутными часами, созданными в 1841 году для Дрезденского оперного театра. Заказчиком выступил тогдашний король Саксонии Фридрих Август II.
Как видно на фото, часы располагались прямо над сценой театра. Это позволяло каждому зрителю определять время, не отвлекаясь на свои часы и не включая на них функцию репетира. Дизайн был придуман дрезденским часовщиком Иоганном Христианом Фридрихом Гуткесом – наставником Фердинанда Адольфа Ланге. Вместе они создали не имевшую аналогов конструкцию, в которой время на часах отображалось при помощи двух дисков. За переключение дисков отвечали два вращающихся в противоположных направлениях барабана. Минутный диск переключался 1 раз в 5 минут.
Пропорции двух окошек были тщательно продуманы, чтобы соответствовать строгим стандартам золотого сечения. Все остальные индикации размещены на циферблате по правилу третей. Правило гласит, что если композицию разделить на 9 равных частей, использовав для этого 2 горизонтальные и 2 вертикальные линии, то важные части композиции должны располагаться либо вдоль этих линии, либо в местах их пересечения.
Несмотря на то, что расположение элементов на циферблате Lange 1 выглядит хаотичным, в основе этой компоновки лежит сухая математика. Команде Блюмляйна, в которую вошли Райнхард Мейс и Курт Клаус, потребовалось бесчисленное количество различных комбинаций и положений, прежде чем они, наконец, остановились на окончательном дизайне. Эти фото говорят сами за себя.
Все компоненты размещены на циферблате так, что не перекрывают друг друга. При этом каждая часть циферблата не только четко передает необходимую информацию, но и радует глаз. Именно за это сочетание функциональности и эстетики и ценят часы Lange 1.
Обратите внимание на индикатор запаса хода. Энергии для работы часам хватает на 3 дня или 72 часа, которые обозначены на индикаторе 5 треугольными маркерами. По задумке Гюнтера Блюмляйна расстояние между маркерами сделали неодинаковым. После полного завода стрелке на индикаторе понадобится около 1,5 дней, чтобы достичь двух нижних меток. Затем потребуется еще 1,5 дня, чтобы заводная пружина полностью «раскрутилась». Но крошечное расстояние между последними двумя метками создает впечатление, что запас хода на исходе. Эта уловка заставляет владельца часов заводить их чаще и тем самым поддерживать высокую точность хода.
Обратите внимание на индикатор запаса хода. Энергии для работы часам хватает на 3 дня или 72 часа, которые обозначены на индикаторе 5 треугольными маркерами. По задумке Гюнтера Блюмляйна расстояние между маркерами сделали неодинаковым. После полного завода стрелке на индикаторе понадобится около 1,5 дней, чтобы достичь двух нижних меток. Затем потребуется еще 1,5 дня, чтобы заводная пружина полностью «раскрутилась». Но крошечное расстояние между последними двумя метками создает впечатление, что запас хода на исходе. Эта уловка заставляет владельца часов заводить их чаще и тем самым поддерживать высокую точность хода.
На тему шрифта на часах написано достаточно много. Я выделю лишь пару моментов, на которые стоит обратить внимание.
Шрифт на циферблате Lange 1 называется Engravers. Он был изобретен в 1899 году немецко-американским дизайнером Робертом Вибкингом, который черпал вдохновение в гравюрах XIX века. Достаточно консервативная графика этого полужирного шрифта с острыми засечками четко обозначает связь A. Lange & Söhne с его историческими корнями. Интересно, что на часы шрифт перекочевал в несколько измененном варианте. Это было связано с необходимостью сделать его максимально разборчивым с учетом небольшой площади циферблата. На фото ниже представлен современный логотип A. Lange & Söhne, созданный Гюнтером Блюмляйном (вверху), и тот, который компания использовала в XIX- XX веках (внизу).
Шрифт на циферблате Lange 1 называется Engravers. Он был изобретен в 1899 году немецко-американским дизайнером Робертом Вибкингом, который черпал вдохновение в гравюрах XIX века. Достаточно консервативная графика этого полужирного шрифта с острыми засечками четко обозначает связь A. Lange & Söhne с его историческими корнями. Интересно, что на часы шрифт перекочевал в несколько измененном варианте. Это было связано с необходимостью сделать его максимально разборчивым с учетом небольшой площади циферблата. На фото ниже представлен современный логотип A. Lange & Söhne, созданный Гюнтером Блюмляйном (вверху), и тот, который компания использовала в XIX- XX веках (внизу).
Отдельного внимания в современном логотипе заслуживает амперсанд. Верхняя часть символа сглажена, что помогает сохранить одинаковую высоту всех символов в надписи. Даже в этой крохотной детали прослеживается математическая выверенность немецкого дизайна.
Если говорить про корпус Lange 1, то для него характерны изогнутые ушки с четкими внутренними гранями. По одной из версий Гюнтер Блюмляйн лично выпилил эти грани напильником на латунном корпусе прототипа. Все для того, чтобы выделить часы среди всех швейцарских конкурентов, представленных в то время на часовом рынке.
Если говорить про корпус Lange 1, то для него характерны изогнутые ушки с четкими внутренними гранями. По одной из версий Гюнтер Блюмляйн лично выпилил эти грани напильником на латунном корпусе прототипа. Все для того, чтобы выделить часы среди всех швейцарских конкурентов, представленных в то время на часовом рынке.
Ранние версии корпуса снабжались закрытой задней крышкой, которая больше соответствовала традициям того времени. Однако после первых отзывов со стороны коллекционеров глухую заднюю крышку заменили на сапфировую. В моделях второго поколения Lange 1, которые были выпущены через год после дрезденской премьеры, уже можно было полюбоваться красивейшей отделкой механизма.
Первым механизмом, установленным в моделях Lange 1, был калибр Lange L901.0, который взял за основу зубчатую передачу калибра Jaeger-LeCoultre 822. Добавить механизму блеска и немецкого флера помогло использование необработанного нейзильбера, из которого изготавливали фирменную трехчетвертную платину. Другим характерным элементом механизма стал украшенный ручной гравировкой мост баланса. Учитывая тот факт, что у каждого мастера-гравера свой стиль работы, при желании можно было узнать, кто именно сделал гравировку на конкретных часах.
Важная часть образа часов – браслет. У Lange 1 они были разными – от вариантов с классическим дизайном, до браслетов с миланским плетением и звеньями «рисовое зерно». Кроме того, на рынке можно найти модели Lange 1 с интегрированным браслетом. Считается, что большая часть браслетов для коллекции была создана ювелирной компанией Wellendorff. Учитывая то, что в наши дни компания больше не занимается производством часовых браслетов, вот вам еще один бонус в копилку уникальных черт модели Lange 1.
Как и в любой коллекции часов с длинной историей, в семействе Lange 1 есть специальные выпуски, уникальные экземпляры и чрезвычайно редкие модели, на поиск которых преданные коллекционеры готовы потратить годы жизни. К таким моделям относится лимитированная серия Lange 1A (ref. 112.021), выпущенная в 1998 году в честь открытия второго здания мануфактуры A. Lange & Söhne.
Название модели – отсылка к наследию бренда. В XIX веке A. Lange & Söhne использовала маркировку «1A» для обозначения часов, изготовленных из самых лучших материалов с высочайшим качеством отделки. Золотой циферблат и золотое окошко даты придают часам царственный вид. Отдельные детали механизма (мост и колесо баланса) также изготовлены из золота. Найти эти часы непросто, хотя время от времени как минимум один из 100 экземпляров серии появляется на аукционах.
Другой пример – модель Lange 1 ref. 101.028. Хотя производство часов не было лимитированным, этот референс выпускали совсем недолго – с 1998 по 2000 годы. Самая привлекательная черта этой модели – потрясающий темно-синий циферблат. Помимо версии в корпусе из желтого золота, часы предлагались в белом золоте (ref. 101.027).
Модель ref. 101.035 по прозвищу «Darth» отличает платиновый корпус и черный циферблат с черным фоном в окошке даты. Часы выпускались с 1999 по 2006 год и всегда ценились коллекционерами за сдержанный монохромный дизайн.
Модель Lange 1 «Floral» ref. 112.046 – настоящий единорог в коллекции Lange 1. В смысле, поди найди ее. По дизайну часы напоминают Lange 1A, но это только при беглом взгляде. Украшенный гравировкой циферблат из желтого золота сочетается с корпусом из розового золота, на обороте которого выгравирован герб исторической родины A. Lange & Söhne – города Гласхютте. Часы продавались в наборе, куда входила стандартная версия 38,5 мм в диаметре и уменьшенная модель 36,5 мм, созданная исключительно для японского рынка.
Это был не единственный раз, когда A. Lange & Söhne уменьшала размер своего флагмана. В 1998 году впервые вышла модель с метким названием Little Lange 1. Эта серия предлагалась в корпусах диаметром около 36 мм и была ориентирована на рынки, где существовал запрос на часы для маленького запястья, к примеру, рынок Японии. Эти модели не стоит путать с женскими часами из одноименной серии, запущенной в середине 2010-х годов. Ранние версии Little Lange 1 были мужскими часами.
Особая глава в истории коллекции Lange 1 – часы в корпусе из стали. Если заглянуть в актуальный каталог A. Lange & Söhne, моделей в стали там почти не найти. За исключением часов из коллекции Odysseus, впервые представленных в 2019 году. Такова политика бренда – роскошные часы должны иметь корпуса из драгоценных металлов. Однако отступления от этой доктрины были уже в 1990-е. Считается, что в этот период было сделано около 30 часов в стальном корпусе. Большую часть из них изготовили по заказу двух розничных продавцов: Pisa Orologeria в Милане и Cellini в Нью-Йорке. Известно, что в Милан было поставлено 20 экземпляров стальных Lange 1 с серебристым циферблатом и 3 экземпляра с черным циферблатом. Владелец нью-йоркского магазина Леон Адамс заказал 8 экземпляров, но получил лишь 4. Еще несколько экземпляров отправились в Германию и Сингапур.
Стальные Lange 1 изредка всплывают на аукционах. Так, в декабре 2019 года на торгах Phillips Game Changers в Нью-Йорке экземпляр 1999 года выпуска ушел с молотка за $343,750, в 2 раза превысив стартовую стоимость лота.
С приходом нового тысячелетия часы Lange 1 обзавелись усложнениями категории Grand Complications. Сначала в коллекции появились модели с турбийоном (2000) и индикатором лунных фаз (2002), позже – указатель мирового времени (2005) и комбинация турбийона с вечным календарем (2012).
В 2010 году в часах впервые появилась функция автоподзавода. Модель Lange 1 Daymatic отличалась от собратьев по коллекции тем, что индикации на циферблате были расположены в зеркальном отображении оригиналу. Другим важным отличием стала замена индикатора запаса хода на указатель дней недели.
В 2015 году компания A. Lange & Söhne представила обновленную версию Lange 1. Дизайн модели практически не изменился. Из внешних отличий можно выделить только более тонкий и плоский безель и изменения в характере шрифта. Буквы в надписи стали тоньше, а расстояние между ними больше.
Главным новшеством часов стал мануфактурный калибр L121.1. Механизм предлагает все те же 72 часа запаса хода и балансовую частоту 3 Гц, но технически отличается от стандартной «начинки» Lange 1. Наряду с мгновенным переключением даты калибр оснащен свободно подпружиненным балансом производства мануфактуры A. Lange & Söhne. Частота колебаний баланса контролируется расположенными на ободе баланса эксцентриковыми грузами. Разница в конструкциях двух механизмов видна на фото ниже.
Как и задумывал Гюнтер Блюмляйн, часы Lange 1 стали символом возрождения немецких часовых традиций. За 27 лет существования они утвердились в статусе современной классики, став одной из самых узнаваемых и подделываемых моделей. За все это время дизайн часов практически не менялся (если не считать моделей с усложнениями). А это и не нужно. Любоваться продуманной асимметрией циферблата Lange 1 сродни расслабляющей ум медитации. Согласитесь, делать это можно бесконечно.