Вы наверняка замечали, что в любой отрасли есть имена, которые у всех на слуху, а есть такие, о которых знают единицы. Если применить это к часовой индустрии, то в числе всем известных персон можно назвать, например, Джеральда Джента, а ко второй категории отнести Жильбера Альбера. А жаль. Хотя бы потому, что в свое время этот человек создавал ювелирные украшения, которые удивляют не меньше шедевров Сальвадора Дали.
В часовом деле его талант особенно ярко проявился в 50-е -60-е годы, когда Жильбер Альбер сотрудничал с Patek Philippe и Omega. В этой статье мы кратко расскажем вам о том, какое наследие оставил после себя единственный ювелир (кроме Карла Фаберже), работы которого еще при жизни дважды выставлялись в музее московского Кремля.
Жильбер Альбер родился 30 сентября 1930 года в Женеве. Его отец был простым разносчиком газет, а вот парню было уготовано совсем другое будущее. В 15 лет он бросил школу, чтобы пойти учиться на ювелира. Местом его обучения стала Ecole des Arts Industriels в родной Женеве. Здесь он быстро усвоил одну простую истину: если хочешь добиться успеха, делай то, чего не делают другие.
В 1955 году Жильбер Альбер приходит в Patek Philippe, где становится главой дизайнерского отдела. В следующие 7 лет из-под его пера выйдут эскизы самых необычных дизайнов бренда. Несмотря на то, что Альбер как дизайнер был на редкость плодовитым, многие его идеи остались на стадии прототипов. Например, первые в мире часы с линейной индикацией Cobra, о которых мы писали совсем недавно. Причина этого проста – часы молодого ювелира были настолько авангардными, что убедить ритейлеров продавать их оказалось непростой задачей. Да, на выставке в Базеле люди выстраивались в очередь, чтобы посмотреть на них, но ведь это еще не гарантировало коммерческого успеха продукта.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов Жильбер Альбер представил коллекции часов Golf, Ricochet и Futuriste. Это были карманные часы и часы-подвески, и каждая из коллекций отличалась большим разнообразием циферблатов и отделки. В число самых редких моделей Альбера входят часы под названием Flying saucer («Летающая тарелка») и Television, вошедшие в коллекцию Futuriste, а также модели Meteorite и Fossilised Leaf.
Одна из самых известных коллекций мастера, Ricochet, вдохновлена его любовью к природе и современному искусству. Если вы когда-нибудь видели картины голландца Пита Мондриана или скульптуры румынского художника Константина Бранкузи, вам станет понятно, откуда взялись эти линии.
Асимметричные и гладкие, как галька, корпуса моделей Ricochet сделаны из чистого золота. Каждую деталь Альбер вырезал и гравировал сам, оттачивая изгибы часов до тех пор, пока они не приобретали органическую форму, которая идеально ложилась в руку. В качестве примера назову референсы 788 и 789, которые выпускались с 1961 по 1969 год. Корпуса часов были созданы Антуаном Герла, циферблаты изготавливались компанией Stern Frères.
Еще одна известная линейка, созданная по дизайну Жильбера Альбера, – коллекция наручных часов Asymétrie, выпущенная в 1959 году и находившаяся в производстве до конца 1960-х годов. В ней были представлены как часы для мужчин, так и часы для женщин, причем производство женских моделей было совсем недолгим – с 1960 по 1961 год. Ниже представлены варианты женской модели Patek Philippe ref. 3270.
Если среди женских моделей Asymétrie можно назвать всего две – ref. 3270 и 3270-1, то мужское направление коллекции удивляет своим разнообразием. На примере моделей ref. 3412, 3413, 3422, и 3424 четко видно, что в 1950-е – 1960-е годы наблюдался отход от причудливых форм в стиле ар-деко в сторону более строгих, более геометричных форм.
На рубеже 1960-х годов Жильбер Альбер сосредоточился на своей главной страсти – создании ювелирных украшений. Здесь его творческим возможностям не было предела. Он видел красоту там, где ее не видели другие и щедро использовал материалы, которые давала сама природа. От жуков-скарабеев и лавовых камней до кусочков метеорита и окаменелостей древних животных. Раковины, черепаховые панцири, ростки кораллов, барочные жемчужины… Со всеми этим дарами природы он обращался так же как с драгоценными камнями и, соединяя их золотом и бриллиантами, создавал штучные аксессуары, воспевавшие красоту природных форм.
Даже после ухода Альбера из Patek Philippe компания несколько лет продолжала производить часы, созданные по его дизайну. Кроме вышеперечисленных работ в историю бренда вошли ювелирные модели Tutti Frutti с обрамляющими циферблат разноразмерными жемчужинами и ref. 3295 – модель, за которую в 1960 году компания Patek Philippe получила престижную награду Prix de la ville de Genève. С 1958 по 1960 годы благодаря Жильберу Альберу Patek Philippe трижды удостаивалась премии Diamonds International Awards, которую сравнивают с ювелирным Оскаром. В коллекции самого мастера таких наград было 10.
Жильбер Альбер разрабатывал часы и украшения не только для Patek Philippe, но и для других брендов, в частности, для компании Omega. Если вам знакомы такие названия как Maille d’Or и Arabesque d’Or, знайте – это тоже детища Жильбера Альбера.
Как истинный творец, Жильбер Альбер оставался активным до последних своих дней и всегда говорил, что его любимый камень – тот, с которым он будет работать завтра. В 1962 году он создал ювелирный бренд, под которым творил почти 5 десятилетий. В 2019 году мастера не стало. За 89 лет жизни он оставил после себя потрясающие ювелирные украшения и одни из красивейших и редчайших часов в мире. Думаю, такую жизнь, которая была у этого швейцарца, хотели бы прожить многие.