Прошло ровно 10 лет с тех пор, как Константин Чайкин настолько вдохновился истоками кинопроизводства, что решил запечатлеть их в уникальных часах Cinema. К юбилею одной из самых известных моделей российского часовщика мы решили рассказать о том, как устроены эти часы.
Для начала вернемся на 10 лет назад, в 9 апреля 2012 года. Что именно господин Чайкин искал в тот день в гугле, неизвестно, но рядовой поиск, который все мы выполняем ежедневно, оказался судьбоносным. Внимание часовщика привлек дудл под названием «Лошадь Мейбриджа в движении». Как оказалось, за картинкой с изображением движущегося всадника стояла важная дата в истории киноиндустрии – день рождения Эдварда Мейбриджа (1830-1904).
Чтобы не утомлять вас нудными историческими экскурсами, скажу только, что Эдвард Мейбридж был создателем зоопраксископа – предшественника кинопроектора, который превращал неподвижные фотографии в движущиеся изображения. Идея встроить аналог зоопраксископа в наручные часы показалась Чайкину интересной. Тем более, что до него никто всерьез не рассматривал реализацию подобного проекта.
Разумеется, для наручных часов размером 47,6 × 37,6 × 13,8 мм нужно было создать миниатюрное подобие зоопраксископа. Если в оригинальном устройстве Мейбриджа использовались 40-сантиметровые стеклянные диски, то в версии Чайкина речь шла о крошечном колесе 32 мм в диаметре. Короче, можете себе представить масштаб миниатюризации.
Новую для себя задачу Чайкин решал последовательно, шаг за шагом, по заранее рассчитанному плану. Сначала была построена пластиковая модель механизма анимации в увеличенном масштабе. Затем мастер сделал копию в металле (масштаб 1:1) и только потом настал черед прототипа с часовым механизмом.
Один из вопросов, который возник перед Чайкиным в процессе разработки – как регулировать скорость вращения диска с анимацией? Поначалу часовщик решил использовать аэродинамический стабилизатор, но позже оказалось, что для этой цели достаточно стандартного триба с парой накладных камней.
При проектировании модуля Константин реализовал несколько технических решений времен зарождения киноиндустрии. Одним из таких решений стало использование обтюратора – вращающейся шторки, которая закрывает окуляр зоопраксископа в момент смены кадра. Так происходит блокировка света, а анимированное изображение не смазывается.
Окуляр зоопраксископа часовщик изготовил сам и поместил его в нижней части циферблата. Благодаря ему после нажатия отдельно предусмотренной кнопки в круглом окошке под стрелками воспроизводится фотосерия Мейбриджа «Салли Гарднер в галопе» («Лошадь в движении»), включающая 12 зацикленных кадров.
За сеанс этой киномагии отвечает калибр K.06-0. Механизм, оснащенный ручным подзаводом, скрывает в себе множество тайн. К примеру, тот факт, что анимационное устройство имеет собственный заводной барабан. Другими словами, отдельный заводной барабан снабжает энергией модуль внизу циферблата, а основной, как и положено, отвечает за ход часовой и минутной стрелок.
Скорость работы зоопраксископа Чайкина необычайно высока для классических часов – один кадр длится примерно 0,08 секунды. С такой же скоростью работает обтюратор, что примерно вдвое выше частоты колебаний баланса. Запаса хода зоопраксископу хватает на 20 секунд. Полный цикл анимации (те самые 12 кадров) длится 1 секунду.
Прямоугольный корпус часов выполнен из белого золота. Сама модель, включая отделку, выдержана в стиле винтажной кино- и фототехники. Заметить это несложно: миниатюрный окуляр напоминает линзу объектива, заводная головка и кнопка анимации словно скопированы с настоящей кинокамеры, а форма стрелок отсылает к рычагам затвора и перемотки. Черный лакированный циферблат декорирован классическим узором гильоше «парижские гвозди». Задняя крышка, разумеется, изготовлена из сапфирового стекла – чтобы не скрывать отделку прямоугольного механизма с 45-часовым запасом хода.
Часы были представлены в Москве 9 апреля 2013 года, а уже через 2 недели произвели фурор на тогда еще живой выставке Baselworld. К продвижению своей новинки Константин Чайкин подошел весьма креативно. Могу сказать точно, что никто из его коллег-швейцарцев никогда не использовал жанр комиксов, чтобы рассказать о часах.
Именно модель Cinema заставила Константина задуматься о той огромной роли, которую играют в нашей жизни искренние эмоции и о том, как они влияют на восприятие наручных часов. Как результат, часы Cinema стали «прологом» для еще одной невероятной истории. Я говорю о коллекции «ристмонов», а если проще, о знаменитом Джокере, который поймает свою волну успеха 4 года спустя.