В последние годы растет интерес к часам от независимых часовщиков. Мастер, о котором мы хотим рассказать в этой статье, еще совсем молод, но уже прошел огромный путь от сложнейших концептов с турбийонами до лаконичных часов в стиле середины прошлого века, в которых огромное внимание уделяется ручной отделке. Зовут его Реджеп Реджепи, а интересен он тем, что всего за 12 лет самостоятельного плавания в часовой отрасли заработал 2 часовых Оскара и продал часы на аукционе без малого за $1,000,000.
Албанец по корням, Реджеп Реджепи родился в 1987 году в Косово. В конце 1990-х, когда на его родине началась война, вместе с семьей перебрался в Швейцарию, где уже жил и работал его отец. В то время как родители видели в нем будущего юриста, он увлекся часами. Настолько, что в 15 лет бросил школу, и пошел обучаться тонкостям часового ремесла в компанию Patek Philippe.
Сначала в его жизни были 3 года учебы, которые дали Реджепу отличную базу и привили железную дисциплину. Потом еще 2 года работы в отделе реставрации бренда, где вчерашний ученик занимался историческими справками.
А дальше новоиспеченный часовщик решил, что пришло время для новых задач, и ушел в BNB Concept. В нулевых эта компания занималась производством сложных часовых механизмов и конкурировала с такими брендами как Renaud & Papi и Chrostophe Claret, пока в 2010 году не была поглощена компанией Hublot. На новом месте Реджепи быстро завоевал авторитет и возглавил команду из 15 человек, большинство из которых были гораздо старше его.
Три года спустя часовщик продолжил набираться опыта у Франсуа-Поля Журна. За 18 месяцев работы с французом он успел принять участие в разработке моделей Octa, Chronomètre Souverain и Chronomètre à Résonance, но главное – подсмотрел у мастера, как ему удалось создать и раскрутить собственный бренд. Ведь уже тогда в его голове засела идея создавать свои собственные часы.
Уйдя от Журна, Реджепи не сразу пустился в самостоятельное плавание, а еще около полугода помогал разным брендам в разработке механизмов. В конце концов, в феврале 2012 года, когда Реджепи устал работать на чужие цели, была основана компания Akrivia, что в переводе с греческого означает «точность».
В начале собственного пути Реджепи сконцентрировался на часах с турбийонами. По признанию самого часовщика это был его способ доказать, что он достиг определенного уровня мастерства. Тем более что за годы работы в BNB он накопил большой опыт по части этого усложнения.
В первых часах бренда турбийон сопровождали самые разные усложнения. И в каждых часах была какая-то визуальная изюминка. К примеру, первая модель Akrivia, AK-01 Chronographe Monopoussoir, выделялась открытыми счетчиками, через которые просматривался механизм с однокнопочным хронографом.
В модели AK-02 Heure Minute кроме турбийона на циферблате присутствовали только часовая и минутная стрелки, которые отсчитывали время, опираясь на сквозную (просверленную в металле циферблата) минутную шкалу.
Комбинацию усложнений в часах AK-03 Tourbillon Chiming Jump Hour видно по названию: это турбийон с механизмом боя и прыгающим часом.
Модель AK-04 Tourbillon Regulateur представляла собой почти классические часы-регулятор с акцентом на безупречную отделку.
Модель AK-05 Tourbillon Barrette Miroir (последняя в пятерке сложных турбийонов Akrivia) полностью сосредоточена на турбийоне, причем на впечатления от «вихря» работает даже отделка часов. Мост турбийона здесь обработан в технике зеркальной полировки, чтобы отражать весь попадающий на него свет. В той же технике обработаны и вороненые арабские цифры на матовом циферблате.
В 2017 году Akrivia представила свои первые часы без турбийона – модель AK-06, ставшую переходной в истории бренда. Часы с циферблатом в стиле стимпанк отличились тем, что ввели в репертуар Akrivia функцию стоп-секунда, спаренную со сбросом секундной стрелки в стартовое положение для более точной настройки времени.
Успех этой модели убедил Реджепа Реджепи переориентировать компанию на концепцию «less is more». В данном случае меньше функций, но больше внимания к совершенству механизма и отделки. Результат – в 2018 году у Akrivia выходят часы Chronomètre Contemporain – модель с классической эстетикой и механизмом, воплотившим в себе саму суть традиционного часового искусства.
Новое направление в истории своего бренда Реджеп Реджепи отметил, поставив свое имя на циферблате. Часы представлены в корпусах из розового золота или платины 38 мм в диаметре и 9,5 мм в толщину. Конструкция корпуса напоминает корпуса Patek Philippe 1950-х годов с удлиненными, загнутыми книзу ушками. Циферблат, изготовленный из черной или белой эмали, не содержит лишних деталей.
Механизм с функцией остановки секундной стрелки декорирован в лучших традициях швейцарского часового искусства: через прозрачную заднюю крышку видны классический англаж, жемчужное зернение, зеркальная полировка, Женевские волны и ручная гравировка. Неудивительно, что при таком внимании к традициям часового дела эта модель получила Женевский гран-при как лучшие мужские часы 2018 года.
Похоже, именно модель Chronomètre Contemporain обеспечила Реджепу Реджепи пропуск в мир коллекционеров. В 2021 году в рамках аукциона Only Watch уникальная версия часов с циферблатом цвета шампанского ушла с молотка за CHF 800,000. И это при эстимейте в CHF 70,000 – 100,000.
В мае прошлого года на гонконгской сессии Phillips версия модели в корпусе из розового золота с черным циферблатом и вовсе почти добралась до отметки в $1,000,000. Если быть точнее, часы ушли с молотка за $924,000. А это, во-первых, далеко не винтаж, во-вторых, ценник на часы Реджепа Реджепи варьируется от €50,000 до 220,000. Впечатляет, правда?
В 2022-м году, к 10-летию Akrivia Реджеп Реджепи и его скромная команда (около 10 человек) выпустили часы Chronomètre Contemporain II. Внешне часы выглядят почти так же, как первая версия хронометра – разве что шрифт на циферблате стал более жирным, и немного изменилась форма ушек. Главное нововведение этой модели – механизм, над которым Реджеп Реджепи работал 3 года. Он оснащен двумя заводными барабанами, один из которых обслуживает независимый блок секундной стрелки.
Так же как и в первой версии модели, при вытягивании заводной головки секундная стрелка возвращается в стартовое положение и останавливается, чтобы на часах было удобно устанавливать точное время. Кулачковый механизм возврата идентичен механизму сброса показаний хронографа. В конце года переработанный часовой хит Реджепи во второй раз удостоился Женевского гран-при часового искусства как лучшие мужские часы.
С лицевой стороны в часах есть 3 интересных момента: прозрачный циферблат, под которым просматривается конструкция механизма, турбийон с циклом вращения 1 оборот каждые 5 минут и фирменный элемент из дизайнерского языка Louis Vuitton – заполненные прозрачной эмалью метки-кубики. Корпус для этих часов создал постоянный партнер Реджепи с 2019 года Жан-Пьер Хагманн. Всего таких моделей будет выпущено 10 штук.
Образцами для подражания в развитии своего бренда 36-летний Реджеп Реджепи называет двух коллег по часовому цеху – Кари Воутилайнена и Франсуа-Поля Журна. Финна часовщик уважает за умение создавать своими силами не только механизмы, но и корпуса, циферблаты и прочие детали часов. Француза же Реджепи ставит в пример как образец в создании успешного бизнеса в независимом часовом сегменте, уважая Франсуа-Поля Журна за его умение следовать часовым традициям, не отказываясь от своих идей.
Что ждет молодой бренд Akrivia дальше? Во-первых, вряд ли Реджеп Реджепи серьезно увеличит свой обычный тираж примерно 25 экземпляров в год. Штат у него небольшой, а при его требованиях к качеству отделки это маловероятно. Во-вторых, мастер наверняка вернется у турбийону и другим усложнениям – ведь он уже доказал, что умеет создавать сложные часы и уже возвращался к ним в прошлом году. В-третьих, было бы интересно увидеть у Akrivia третью версию Chronomètre Contemporain и другие модели в стиле винтажных шедевров середины прошлого века. Они наверняка будут. Нужно только немного подождать.