Никто и никогда не сможет сказать, что Франсуа-Поль Журн – фигура в часовом деле случайная. Количеству наград этого независимого часовщика могли бы позавидовать его самые титулованные коллеги, а стиль его часов невозможно спутать ни с одним другим брендом. Это пример человека, у которого креатив и мастерство удачно сочетаются с деловым чутьем и умением работать на перспективу. В этой статье мы решили осветить основные вехи творческого пути мастера.
Франсуа-Поль Дидье Мишель Журн родился в 1957 году в Марселе. С детства мальчишка отличался буйным нравом и не признавал никаких авторитетов – неудивительно, что в 14 лет он бросил школу, не видя в дальнейшем обучении никакого смысла. Отчаявшись вразумить непослушного сына, мать отослала его в Париж к дяде Мишелю, не подозревая о том, что это решение окажется судьбоносным.
Франсуа-Поль Дидье Мишель Журн родился в 1957 году в Марселе. С детства мальчишка отличался буйным нравом и не признавал никаких авторитетов – неудивительно, что в 14 лет он бросил школу, не видя в дальнейшем обучении никакого смысла. Отчаявшись вразумить непослушного сына, мать отослала его в Париж к дяде Мишелю, не подозревая о том, что это решение окажется судьбоносным.
Дядя Мишель был из той редкой породы часовщиков-реставраторов, которые умели обращаться с самыми сложными часовыми механизмами. Его рукам покорялись редчайшие шедевры Авраама-Луи Бреге и Антида Жанвье, но главное, он был настолько увлечен своим делом, что мог заразить своей страстью любого. Под обаяние дяди попал и юный Франсуа-Поль. Первая попытка отучиться на часовщика в родном Марселе закончилась провалом. Через 2 года бузотера выгнали из профильного лицея, настоятельно порекомендовав заняться каким-нибудь другим делом. К счастью, к советам учителей Журн не прислушался. Вместо этого он окончательно перебрался из Марселя в Париж, где следующие два года продолжал учиться часовому делу, параллельно работая в мастерской у дяди.
Одним из дядиных клиентов был сэр Сэсил Клаттон – заядлый коллекционер и автор нескольких книг по часовому делу. Именно в его коллекции Франсуа-Поль увидел два шедевра, которые навсегда поселят в его сердце любовь к турбийонам. Это были карманные часы Breguet 1823 года и одна из моделей Джорджа Дэниэлса, созданная в 1969 году.
Молодой человек был так впечатлен этими работами, что загорелся желанием создать собственный турбийон. Шел 1978 год. Учитывая, что в то время турбийоны были большой редкостью, а в копилке у Журна не было ни одних часов, созданных с нуля, задача была не из легких. Вооружившись книгой Джорджа Дэниэлса «The Art of Breguet», вчерашний студент шаг за шагом шел к своей цели, посвящая этой работе все выходные. В конце концов, в 1983 году (спустя 5 лет!), на свет появился его творческий первенец. Этот опыт убедил часовщика в том, что его призвание – не реставрировать, а создавать часы.
В 1985 году, когда дядя Мишель ушел на пенсию, Франсуа-Поль Журн открыл собственную мастерскую. Поначалу он сосредоточился на заказах для частных коллекционеров. Позже, когда молва о нем добралась до высших эшелонов часовой индустрии, его стали приглашать к участию в своих проектах такие компании, как Cartier, Chaumet и Piaget. До запуска его собственной мануфактуры в самом центре Женевы оставалось без малого 15 лет.
За это время Франсуа-Поль Журн успеет стать членом Академии независимых часовщиков (1988) и завершить работу над прототипом своих первых наручных часов с турбийоном (1991). Нетрудно заметить, что внешне эти часы очень похожи на его знаменитый Tourbillon Souverain.
За это время Франсуа-Поль Журн успеет стать членом Академии независимых часовщиков (1988) и завершить работу над прототипом своих первых наручных часов с турбийоном (1991). Нетрудно заметить, что внешне эти часы очень похожи на его знаменитый Tourbillon Souverain.
Чтобы финансировать производство часов, Журн использовал схему «часы по подписке», к которой когда-то прибегал Авраам-Луи Бреге. Идея заключалась в том, что желающие приобрести часы должны были внести задаток, равный половине их стоимости. В обмен на это клиенты получали скидку, а Журн – деньги для финансирования дальнейшего производства. Стоимость модели составляла CHF 27,500. Для удешевления производства детали механизма делались из латуни. В 2004-м, когда производство часов будет отлажено и перед мастером не будет стоять вопрос финансирования, латунь уступит место золоту.
В первую партию часов Tourbillon Souverain, в названии которых закрепилось слово «Souscription» (фр. «подписка»), вошло 20 экземпляров. Главной особенностью часов стал так называемый ремонтуар постоянной силы. Речь идет о дополнительной пружине в середине колесной передачи, которая взводится основной заводной пружиной и обеспечивает изохронность колебаний баланса. Это усложнение станет для Журна фирменным.
О запуске собственного бренда Журн объявил на выставке Baselworld 1999, где показал раннюю версию своего турбийона. Тогда в моде были большие часы со смелым дизайном и большими, легко читаемыми циферблатами. Стиль господина Журна откровенно шел в разрез с тем, что было в тренде. 38-миллиметровый корпус, циферблат, занимающий, по сути, четверть циферблата, турбийон, когда в моде хронографы… Когда друг мастера, бывший генеральный директор аукционного дома Antiqurom Уильям Массена, задал вопрос, зачем ему собственный бренд, Журн в свойственной ему жесткой манере ответил: «Потому что мне надоело кормить свиней икрой».
Вопреки бытовавшим трендам новинка сразу же вызвала живой интерес со стороны розничных продавцов. Впрочем, как и следующая его модель, Chronomètre à Résonance, которая была представлена годом позже.
Вопреки бытовавшим трендам новинка сразу же вызвала живой интерес со стороны розничных продавцов. Впрочем, как и следующая его модель, Chronomètre à Résonance, которая была представлена годом позже.
В этих часах Журн первым из современных часовщиков использовал феномен акустического резонанса. Над тем, как внедрить это явление в часы, мастер бился больше 15 лет. Часы Chronomètre à Résonance стали его первым (если не считать Opus I для Harry Winston) успешным опытом. В резонанс в часах вступают два баланса.
Интересный факт: как и в случае с Tourbillon Souverain, первая партия Chronomètre à Résonance была продана по подписке.
Франсуа-Поль Журн – единственный независимый часовщик, который трижды становился обладателем «Золотой стрелки». В первый раз его признали лучшим в 2004 году. Тогда мастер представил на суд общественности вариацию модели Tourbillon Souverain, оснащенную «мертвой» или «замирающей» секундной стрелкой. Если вас напугало это определение, поясню, что «мертвая» секундная стрелка – это стрелка, которая движется только по истечении секунды.
Интересный факт: как и в случае с Tourbillon Souverain, первая партия Chronomètre à Résonance была продана по подписке.
Франсуа-Поль Журн – единственный независимый часовщик, который трижды становился обладателем «Золотой стрелки». В первый раз его признали лучшим в 2004 году. Тогда мастер представил на суд общественности вариацию модели Tourbillon Souverain, оснащенную «мертвой» или «замирающей» секундной стрелкой. Если вас напугало это определение, поясню, что «мертвая» секундная стрелка – это стрелка, которая движется только по истечении секунды.
Второй раз высшей награды швейцарской часовой индустрии господин Журн удостоился в 2006 году. Победителем Женевского гран-при часового искусства стала модель Sonnerie Souveraine, в которой мастер объединил функцию минутного репетира с большим и малым боем. Механизм часов, на создание которых у Журна ушло 6 лет, снабжен системой защит, которые исключают возможность завода, пока работает бой или репетир и возможность боя, пока владелец заводит часы.
Последнюю «Золотую стрелку» Франсуа-Поль Журн получил за механический хронограф Centigraphe Souveraine (2008), способный измерять время с точностью до 1/100 секунды. Эта модель могла бы показаться обычным хронографом, если бы не шкалы на счетчиках, каждую из которых сопровождает своя тахиметрическая шкала.
Расположенный у отметки «10 часов» счетчик долей секунд снабжен стрелкой, которая совершает полный оборот за секунду. К счетчику ведет отдельная колесная передача. Теоретически с помощью этого счетчика можно измерять скорость ракет (как минимум, класса «воздух – воздух»). У отметки «2 часа» расположен 20-секундный счетчик и соответствующая тахиметрическая шкала, с опорой на которую можно измерять скорости от 180 до 3600 км/час. Десятиминутный счетчик у отметки «6 часов» позволяет измерять более близкие человеку скорости от 6 до 180 км/час.
Расположенный у отметки «10 часов» счетчик долей секунд снабжен стрелкой, которая совершает полный оборот за секунду. К счетчику ведет отдельная колесная передача. Теоретически с помощью этого счетчика можно измерять скорость ракет (как минимум, класса «воздух – воздух»). У отметки «2 часа» расположен 20-секундный счетчик и соответствующая тахиметрическая шкала, с опорой на которую можно измерять скорости от 180 до 3600 км/час. Десятиминутный счетчик у отметки «6 часов» позволяет измерять более близкие человеку скорости от 6 до 180 км/час.
Механизм модели защищен 7 патентами, главный из которых подан на заводной барабан. Заводная пружина здесь раскручивается с двух концов, одновременно питая энергией основной механизм и механизм хронографа. По этой же причине заводной барабан снабжен двумя параллельными зубчатыми колесами. Активируется хронограф не кнопкой, а рычагом, принцип действия которого похож на принцип работы обыкновенного клавишного выключателя. Часы интересны еще и тем, что 30% суммы, вырученной от их продажи, Франсуа-Поль Журн перечисляет на исследования заболеваний мозга и спинного мозга (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз и т.д.)
Не менее технически изощренными получились женские часы из коллекции Elégante c гибридным электро-механическим калибром внутри. По замыслу господина Журна, если часы не носить больше получаса, они автоматически переходят в спящий режим. Механическая часть часов останавливается, а встроенный микро-процессор продолжает отсчитывать время. Как только часы снова попадают на запястье хозяйки, стрелки занимают позиции, соответствующие точному времени. Причем выбирают для этого короткий путь – по ходу или против хода стрелок в зависимости от ситуации. На одной батарейке этот шедевр способен протянуть от 10 до 18 лет. Эта концепция настолько впечатлила некоторых поклонников творчества мастера, что вскоре появилась мужская версия часов.
Не менее технически изощренными получились женские часы из коллекции Elégante c гибридным электро-механическим калибром внутри. По замыслу господина Журна, если часы не носить больше получаса, они автоматически переходят в спящий режим. Механическая часть часов останавливается, а встроенный микро-процессор продолжает отсчитывать время. Как только часы снова попадают на запястье хозяйки, стрелки занимают позиции, соответствующие точному времени. Причем выбирают для этого короткий путь – по ходу или против хода стрелок в зависимости от ситуации. На одной батарейке этот шедевр способен протянуть от 10 до 18 лет. Эта концепция настолько впечатлила некоторых поклонников творчества мастера, что вскоре появилась мужская версия часов.
В 2016 году Франсуа-Поль Журн запустил услугу Patrimoine Service. Мастер лично покупает бывшие в употреблении часы F.P. Journe, которые сняты с производства, проводит полную ревизию механизма и продает клиенту, снабдив 3-летней гарантией. Таким образом, клиент может быть уверен, что приобрел не кота в мешке, а оригинальные и, главное, работающие часы F.P. Journe.
В 2017 году часовщик завершает свою знаменитую трилогию Vagabondage. Общим знаменателем во всех часах этой серии, выпуск которой начался в 2004 году, были прыгающие индикации. Но если в первых двух моделях использовались знакомые современным часовщикам прыгающие часы и минуты, то в Vagabondage впервые появились прыгающие секунды.
В 2017 году часовщик завершает свою знаменитую трилогию Vagabondage. Общим знаменателем во всех часах этой серии, выпуск которой начался в 2004 году, были прыгающие индикации. Но если в первых двух моделях использовались знакомые современным часовщикам прыгающие часы и минуты, то в Vagabondage впервые появились прыгающие секунды.
Практически вся конструкция механизма открыта взгляду благодаря циферблату из сапфирового стекла. Функция «прыгающих секунд» представлена в виде двух дисков из дымчатого сапфира, расположенных в нижней части циферблата. На похожем диске в верхней части циферблата отображаются часы. Минуты указывает традиционная центральная стрелка.
В 2018 году Франсуа-Поль Журн продает 20% акций своего бренда компании Chanel. Свое решение часовщик объяснил тем, что у него нет уверенности в том, что его дети продолжат его работу, поэтому продажа доли акций станет поддержкой для будущего его компании. Несмотря на перемены, F.P. Journe продолжает оставаться нишевым брендом с объемом выпуска не более 900 часов в год. Господин Журн по-прежнему контролирует процесс производства и продолжает выпускать концептуально сложные часы, от которых захватывает дух. Чего стоит только выпущенная к 20-летию Tourbillon Souverain модель, в которой каретка турбийона расположена не горизонтально, а вертикально.
В 2018 году Франсуа-Поль Журн продает 20% акций своего бренда компании Chanel. Свое решение часовщик объяснил тем, что у него нет уверенности в том, что его дети продолжат его работу, поэтому продажа доли акций станет поддержкой для будущего его компании. Несмотря на перемены, F.P. Journe продолжает оставаться нишевым брендом с объемом выпуска не более 900 часов в год. Господин Журн по-прежнему контролирует процесс производства и продолжает выпускать концептуально сложные часы, от которых захватывает дух. Чего стоит только выпущенная к 20-летию Tourbillon Souverain модель, в которой каретка турбийона расположена не горизонтально, а вертикально.
Отдельного внимания заслуживают успехи F.P. Journe на часовых аукционах. Раз в два года уникальные часы мастера стабильно ставят рекорд на благотворительных торгах Only Watch. Так, в 2017 году однокнопочный хронограф в корпусе из тантала ушел с молотка за CHF 1,115,000. Для сравнения, оценочная стоимость модели составляла CHF 200,000 – 400,000.
На сессии 2019 года модель Astronomic Blue с 18 сложными функциями предлагали в диапазоне CHF 300,000 – 600,000, а продали за CHF 1,800,000.
Но высокие результаты на благотворительных аукционах – это дело, если не обычное, то вполне ожидаемое. А вот сенсации на регулярных торгах, где все лавры традиционно достаются раритетам Patek Philippe или Rolex, случаются не так часто. Двойные сенсации – тем более.
В июне 2020 года на часовой сессии Phillips в Женеве ценители творчества Журна пристально следили за ранними экземплярами из первых серий Tourbillon Souverain и Chronomètre à Resonance. По итогам торгов 14-й экземпляр из серии Tourbillon Souverain «Souscription» ушел с молотка за CHF 1,400,000 (при начальной ставке в CHF 150,000). Биколорная модель из серии Chronomètre à Resonance «Souscription» с корпусом из платины и розового золота и оригинальным латунным механизмом удивила не меньше. При начальной ставке в CHF 80,000 часы были проданы за CHF 1,040,000.
В июне 2020 года на часовой сессии Phillips в Женеве ценители творчества Журна пристально следили за ранними экземплярами из первых серий Tourbillon Souverain и Chronomètre à Resonance. По итогам торгов 14-й экземпляр из серии Tourbillon Souverain «Souscription» ушел с молотка за CHF 1,400,000 (при начальной ставке в CHF 150,000). Биколорная модель из серии Chronomètre à Resonance «Souscription» с корпусом из платины и розового золота и оригинальным латунным механизмом удивила не меньше. При начальной ставке в CHF 80,000 часы были проданы за CHF 1,040,000.
Более того, тенденцию к росту цены имеют даже относительно недавние модели бренда. В декабре 2020 года на нью-йоркском аукционе Phillips «Racing Pulse» вышеупомянутая модель Vagabondage III в корпусе из розового золота ушла с молотка за $245,000, хотя эксперты оценили ее в диапазоне $35,000 – 55,000.
Что думает по этому поводу Франсуа-Поль Журн, неизвестно. Как и для любого независимого мастера, для него во главе угла стоит возможность создавать часы, не испытывая на себе давление моды и трендов. Он вообще живет под девизом «Банальность смерти подобна». Вероятно по этой причине, с 2015 года мастер проводит конкурс молодых часовщиков, выделяя на поддержку талантливых новичков грант в размере CHF 20,000.
Что думает по этому поводу Франсуа-Поль Журн, неизвестно. Как и для любого независимого мастера, для него во главе угла стоит возможность создавать часы, не испытывая на себе давление моды и трендов. Он вообще живет под девизом «Банальность смерти подобна». Вероятно по этой причине, с 2015 года мастер проводит конкурс молодых часовщиков, выделяя на поддержку талантливых новичков грант в размере CHF 20,000.
На сегодня Франсуа-Поль Журн – единственный из часовщиков, чья мануфактура располагается в самом центре Женевы, занимая бывшее здание фабрики по производству газовых ламп. Последний штрих к портрету мастера – несколько лет назад Журн выкупил целую библиотеку раритетных изданий, посвященных часовому делу. Известно, что в этом собрании, которое хранится в мастерской часовщика, более 1000 книг. Невольно возникает вопрос: хотели бы вы вот так гореть своим делом?