Имена основателей нишевых часовых брендов, как правило, остаются неизвестными широкой публике. Это обычное дело. Знаете ли вы, к примеру, кто такой Дени Флажоле? Нет? А между тем, за последние 20 лет этот человек создал столько всего, что как никто другой заслуживает обстоятельного рассказа о себе. Поскольку о нем самом известно крайне мало, мы решили рассказать о тех его изобретениях, которые нашли применение в часах бренда De Bethune. Компании, основанной Дени Флажоле чуть больше 20 лет назад.
Дени Флажоле – потомственный часовщик родом из Франции. Часами занимались его отец, дед и прадед. Он же поначалу не проявлял особого энтузиазма к делу предков и мечтал заниматься чем-то связанным со спортом или природой. Тем не менее, когда пришло время определиться с учебой, он переехал в Швейцарию и поступил в часовую школу в Ле Локле.
Первой работой новоиспеченного часовщика стала должность реставратора антикварных часов в музее Ле Локля. Именно в этот период Денни Флажоле встретил множество интересных людей, которые заразили его своей страстью к часовому искусству. Некоторое время он работал с отцом во Франции, но в 1982 году вернулся в Швейцарию и устроился на работу к Мишелю Пармиджани. Под крылом у мэтра он занимался реставрацией часов эпохи Возрождения и вместе с ним трудился над сверхтонким вечным календарем для компании Breguet.
В 1989 году Дэни Флажоле вместе с Франсуа-Полем Журном стал одним из основателей Technique Horlogère Appliquée (THA) – компании, которые выполняла сложные заказы для Breguet и других крупных игроков швейцарской часовой отрасли. В это время он познакомился с бизнесменом и коллекционером часов Давидом Занеттой. Знакомство переросло в дружбу, в которой итальянец и француз обнаружили общие взгляды на часовое искусство.
Однажды друзья поспорили о том, что такое современные наручные часы, как они должны выглядеть и что уметь. А потом взяли и решили создать такие часы, которые понравились бы им обоим. Вынашивая планы по созданию первого совместного детища, друзья обнаружили, что на тогдашнем часовом рынке не было механизма, в котором можно было бы воплотить их задумки. Так в апреле 2002 года появилась компания De Bethune.
Первые модели, первый собственный механизм и эксперименты с балансом
Свои первые часы компания De Bethune представила на салоне Baselworld 2003. Салонной презентации предшествовала частная выставка, которая прошла в 2002 году в Италии. Там были показаны 5 моделей, выдержанных в классическом стиле. Те, кто знаком с эстетикой De Bethune, всегда удивляются, что история бренда начиналась в столь традиционном русле.
На фото ниже – самая первая модель De Bethune с лаконичным названием DB1, созданная по проверенной временем формуле: корпус из цельного золота, хронограф с двумя счетчиками, классический декор в виде сдержанного узора гильоше. И изюминка – горизонтальные ушки-пули, которые отлично вписались в заданный стиль.
Работу хронографа обеспечивал механизм с ручным подзаводом, который Флажоле разработал еще в THA совместно с Ф.П. Журном специально для перевыпуска модели Cartier Tortue Monopoussoir.
Уже в следующем, 2004-м году Дени Флажоле создаст для De Bethune первый мануфактурный калибр. Механизм с ручным подзаводом и 6-дневным запасом хода, названный по году выпуска DB2004, станет платформой сразу для нескольких инноваций: сферического индикатора лунных фаз, обновленного колеса баланса и оптимизированной спирали с плоской концевой кривой.
Первыми часами на базе механизма DB2004 стала модель DB15 – вечный календарь в корпусе 42,3 мм, выдержанный примерно в том же стиле, что и дебютные модели бренда. Индикатор лунных фаз разместили в верхней части циферблата, на фоне диска из вороненого титана (небо), который украшен звездами из сусального золота. Сама сфера лунника сделана из двух частей – вороненой стали и палладия. Впоследствии это усложнение станет визитной карточной De Bethune.
Баланс в механизме отвечает двум критериям – максимальная инерция на периферии и минимальное трение в центре. Отсюда и выбор материалов – легкий титан для центральной части и платина для спиц баланса.
В следующей модели, DBS, De Bethune отходит от классики и начинает двигаться в направлении лайтового стимпанка. Часы получили корпус в форме подковы, заводную головку на котором сдвинули к отметке «12 часов». На открытом циферблате модели видно перевернутую конструкцию механизма с дельтообразным мостом баланса. В механизме, выпущенном собственными силами De Bethune, использована новая противоударная система, получившая название «тройной парашют».
В 2006 году De Bethune впервые выпустила спортивные часы (DB20), но в истории бренда этот год запомнится другой новинкой. Я говорю о часах DB21 Maxichrono, концепция которых оказалась настолько сложной, что запустить их в производство удалось только в 2014-м. Эта модель отличилась тем, что все 5 стрелок (часовая, минутная и стрелки на счетчиках хронографа) располагались в центре циферблата, на одной оси. Счетчики при этом трансформировались в разноудаленные от центра шкалы, а стрелки сделали разными по цвету и стилю, чтобы было легче считывать информацию.
Коаксиальные стрелки – не единственная фишка модели. Также в этих часах были впервые использованы фирменные подвижные ушки De Bethune из вороненого титана. Они крепятся к корпусу только в двух точках – по оси «3 – 9 часов». Такая конструкция позволяет с комфортом посадить часы на разные запястья.
От Dream Watch до дайверов со светодиодами и часового Оскара
Постепенную трансформацию дизайна De Bethune ярко иллюстрирует пример с часами Dream Watch 1 (DW 1). Невооруженным глазом видно, что это прямой потомок модели DBS: тот же корпус-подкова с заводной головкой у отметки «12 часов» и видимый впереди баланс. Нижние ушки корпуса широкие, гнущиеся, похожие на крылья, из-за чего часы напоминают космический корабль. Источником вдохновения для этого дизайна послужил силуэт Сфинкса (Давид Занетта увлекался Древним Египтом).
Из нового в этих часах кремниевый баланс с платиновым ободом и возможность замедлять либо ускорять подзавод механизма при помощи двух кнопок на обороте корпуса. Последняя функция была разработана совместно с компанией Urwerk.
В 2010 году De Bethune представила нестандартный турбийон DB28. Нестандартной модель была по двум причинам. Во-первых, при частоте колебаний баланса 5 Гц каретка турбийона вращалась в 2 раза быстрее обычного (30 секунд вместо 1 минуты). Во-вторых, сама каретка, изготовленная из кремния и титана, весила рекордные 0,18 грамма.
В этих часах Дэни Флажоле в очередной раз представил новый баланс (всего их на счету у мастера целых 10). Конструкция выполнена в форме «таблетки», внутренняя часть которой сделана из кремния, а внешняя – из сплава золота и палладия. За счет кремния колесо баланса получается ультралегким, что дает максимальную скорость вращения. Обод же обеспечивает хороший момент инерции.
В 2011 году турбийон DB28 получил «Золотую стрелку» Женевского гран-при часового искусства – высшую награду в швейцарской часовой отрасли.
Линейка DB28 не раз становилась полем для смелых экспериментов Дени Флажоле. Так, дайверские модели DB28 GS Grand Bleu и DB28 GS Yellow Submarine оснастили двумя парами светодиодов. Принцип действия часов в чем-то схож с работой минутного репетира. При нажатии на кнопку заводная пружина в механизме запускает динамо-машину, которая и приводит в действие светодиоды.
Или другой пример – модель DB28 Kind of Blue с корпусом, который полностью выполнен из вороненого титана. Можно заметить, что наряду со сферическим индикатором лунных фаз вороненый титан стал визитной карточной De Bethune. В случае с этой моделью у часов завораживающий своей глубиной синий цвет. В целом же на разных стадиях процесса воронение подразумевает изменение цвета на коричневый или даже золотой. Последним новшеством De Bethune в этом направлении стал корпус из вороненого титана фиолетового цвета.
В январе 2014 года на часовом салоне в Женеве De Bethune представит модель Dream Watch 5 – часы в форме космического корабля, оснащенные функцией «прыгающий час». Помимо прыгающей индикации часа на компактном пространстве циферблата нашлось место дисковой индикации минут и фирменному указателю лунных фаз. Последний отображает лунный цикл с такой точностью, что коррекция показаний понадобится только через 1112 лет работы.
В том же 2014-м компания получит второй часовой Оскар за лучший хронограф. Женевским гран-при часового искусства будут отмечены часы DB29 Maxichrono Tourbillon. Четыре года спустя еще одна премия, на этот раз в категории «Лучший хронометр» достанется модели DB25 Starry Varius Chronomètre Tourbillon.
Кроме скоростного турбийона, который De Bethune представила в модели DB28, эти часы интересны дизайном циферблата. По традиции он выполнен из вороненого титана, что дает насыщенный синий цвет. На этом фоне изображен Млечный путь, выложенный сусальным золотом и золотыми кабошонами.
Рисунок здесь не рандомный – при заказе на циферблате изобразят кусочек неба, видимый из конкретной географической точки в конкретную дату. Звание лучшего хронометра 2018 года часы получили за механизм с прыгающей секундной стрелкой, погрешность хода которого не превышает 1 секунду в сутки.
Последнее на сегодня творение Дэни Флажоле – часы De Bethune DB Kind of Grande Complication, оснащенные поворачивающимся титановым корпусом. Механизм модели поддерживает 8 усложнений, в том числе 30-секундный турбийон, ретроградную индикацию возраста Луны, вечный календарь и индикацию запаса хода.
Часы были представлены в апреле 2024 года во время серии тематических мероприятий в Женеве.
De Bethune сегодня
Между первым и третьим часовым Оскаром в руководстве De Bethune произошли важные изменения. С 2011 года компанией руководил триумвират Занетта (по сути, инвестор), Флажоле (главный креативщик) и Пьер Жак (CEO). В 2015 году Пьер Жак ушел из De Bethune, а спустя несколько лет вернулся во главе группы частных инвесторов и купил контрольный пакет акций компании. К этому времени Занетта продал свою долю и ушел на пенсию.
В августе 2021 года у De Bethune появился новый инвестор – контрольный пакет акций мануфактуры купила компания Watchbox, которая занимается продажей б/у часов класса люкс.
На пике производства в период с 2011 по 2015 год в штате De Bethune насчитывалось 60 специалистов разных направлений, а максимальная производительность бренда достигала 400 часов в год. В данный момент компания обходится штатом вдвое меньше и производит не больше 150 часов в год. По новому соглашению выпуск планируется увеличить до 230 часов.
Другие проекты Дени Флажоле
Насколько масштабно мыслит Дени Флажоле можно понять по ряду его проектов как в рамках, так и за пределами деятельности в De Bethune. К примеру, проект под названием «Horological Résonique», в котором Флажоле задумал добиться от механических часов частоты в диапазоне от 200 до 1000 Гц. В декабре 2011 года De Bethune презентовала осциллятор, вращающийся со скоростью 2525,5 оборотов в минуту. В системе спуска будущих часов планировалось использовать магниты. На сегодняшний день идея находится на стадии разработки.
Еще одна сумасшедшая идея Флажоле – Sensoriel Chronometry Project подразумевает максимальную настройку часового механизма под индивидуальные данные владельца. С этой целью будущий хозяин часов сначала должен 2 недели относить часы со специальными датчиками. Эти датчики собирают информацию об активности носителя: давлении, влажности, ускорении, положении часов в пространстве и воздействии магнитных полей. На основании полученных показателей и производятся тонкие настройки механизма.
Третий проект носит название Mecavers и подразумевает создание масштабных часов-планетария. Этакого грандиозного макета вселенной, который включает в себя 63 объекта нашей Солнечной системы – все планеты и их спутники.
О последнем проекте Дени Флажоле говорит с энтузиазмом, но без надежды закончить его при жизни. Между тем, это, похоже, самая реалистичная из всех его идей. И даже если мастеру не суждено увидеть этот проект законченным, он уже сделал достаточно, чтобы войти в историю часового дела.