При погружении в архивы Vacheron Constantin обнаруживаются уникальные модели,
созданные на рубеже XVIII века специально для женщин, по их запросам. В то время многие
высокопоставленные лица при европейских дворах носили часы как функциональный
аксессуар. Часы, которые часто носились на длинных цепочках-шатленах также были
предметом обсуждения, церемониальным аксессуаром, указывающим на социальный
статус.
На рубеже XVIII века: начало эры первых усложнений
Таким женщинам, как графиня Люшапта и королева Румынии Елизавета Нойвидская, чья
переписка с Домом бережно сохранена в архивах Vacheron Constantin, безусловно, есть
что сказать. Часы воспринимались как ювелирное украшение с индикацией времени, это
было произведение золотых и серебряных дел мастеров, подходившее к драгоценному
торжественному облачению и дополнявшее его. Примером тому служат карманные часы
Vacheron Constantin 1815 года из желтого золота, центральная часть корпуса которых с
искусно выгравированным цветочным орнаментом украшена гранатами.
Требовательные клиенты также очень ценили полезные усложнения, например, ударный
механизм. В этом аспекте Vacheron Constantin уже успел завоевать репутацию. Среди
старейших исторических моделей Дома — часы 1838 года из желтого золота, которые
женщины носили в карманах платьев или в виде подвесок: модель отличают усложнение в виде
четвертного репетира и смещенная от центра малая секундная стрелка на гильошированном
циферблате с цветочным гравированным орнаментом.
На рубеже XIX века часы завоевывают женские запястья
Во второй половине XIX века появляются красочные версии часов охотничьего типа
с корпусами, украшенными прозрачной (как правило, однотонной) эмалью, идеально
подходящей по цвету к платью, как, например, в этом изделии Vacheron Constantin 1887
года. Крышки корпусов декорированы драгоценными камнями и жемчугом, эмалевыми
завитками, гравированными арабесками, часто навеянными цветочными узорами, согласно
предпочтениям самой персоны, размещающей заказ. Отныне часы не скрывали в карманах,
а носили в качестве подвесок, как колье-шатлены или броши. К концу столетия внешний
облик женщин начал меняться, и Vacheron Constantin шел в ногу со временем и тенденциями,
навеянными парижскими модельерами.
Несмотря на то, что в начале ХХ века часы на женском запястье еще выглядели непривычно,
рукава платьев стали короче, и все больше оголявшиеся руки означали: время первых
наручных часов пришло. Стоит отметить, что некоторые особенно редкие образцы женских
моделей часов, установленные в браслетах, стали появляться в коллекции Vacheron Constantin
еще в конце XIX века. Наглядный пример — модель 1889 года, которая, вероятно, была
представлена на Всемирной выставке в Париже: на сегодняшний день это старейшие наручные
часы в истории Дома Vacheron Constantin. Их изысканно гравированный и инкрустированный
бриллиантами корпус дополнен жестким браслетом с фигурками двух крылатых богинь. Эти
часы характеризует едва заметная оригинальная деталь: завод механизма осуществляется
посредством вращающегося безеля с насечками. Смелое нововведение в истинно женском
стиле!
Начало ХХ века: эпоха безудержного творчества
В начале ХХ века женские модели часов естественным образом испытали парижское
влияние. Декоративные элементы с жемчугом, ажурная гравировка, перламутр в сочетании
с драгоценными и полудрагоценными цветными камнями, нефритом, а также лаковое
покрытие и разноцветная эмаль украшали многие часы-подвески в стиле ар-нуво. Под
влиянием Фердинанда Верже, французского партнера Vacheron Constantin, с которым Дом
работал с 1879 года, часы превратились в ювелирные украшения с восхитительными камеями,
навеянными искусством Азии и Древней Греции.
В 1920-е годы Vacheron Constantin также воспринял традиции ар-деко. Силуэты часов
стали невероятно разнообразными: корпуса с лаконичными и строгими линиями теперь
принимали форму овала или прямоугольника, квадрата или асимметричных фигур и в
большинстве случаев инкрустировались камнями двух разных оттенков. Творческий процесс
бил ключом. Модель часов Vacheron Constantin 1923 года служит яркой иллюстрацией этой
тенденции: корпус из белого золота с шестиугольным циферблатом подчеркнут бриллиантами
и сапфирами. Коллекция этих ювелирных часов также пополнилась более сдержанными
моделями, отвечавшими требованиям женщин, которые хотели следить за временем при
любых обстоятельствах, в повседневной жизни и на торжественных вечерах. Поэтому Дом
Vacheron Constantin продолжил выпускать немногочисленные модели карманных часов — об
этом свидетельствуют часы «с сюрпризом» 1929 года из белого золота, инкрустированные 18
кабошонами из рубина.
В 1930-е годы, несмотря на сложную экономическую ситуацию и гнетущую атмосферу, ставшую следствием биржевого краха 1929 года, Vacheron Constantin продолжил выпуск непревзойденных ювелирных часов, таких как модель 1937 года. Корпус и браслет этих часов, инкрустированные бриллиантами круглой, багетной и ромбовидной огранки, были выполнены из платины — материала, который очень ценился за свой современный вид. Часовая и минутная стрелки приводились в движение изящным механизмом овальной формы.
В этот период Дом Vacheron Constantin, столкнувшийся с высоким спросом на часы различных форм, разрабатывал миниатюрные калибры, адаптированные к изысканным пропорциям корпусов. Домом был представлен так называемый «багетный калибр 7» (21,5 x 6,5 мм), использовавшийся преимущественно в ювелирных часах. Этот механизм продолговатой формы был оснащен запатентованной системой, защищавшей балансовое колесо от внешних воздействий, повышая его долговечность.
Женственность в высоком ювелирном искусстве
Начиная с 1940-х годов женщины стали носить часы практически только на запястьях.
Геометричные линии периода ар-деко постепенно уступили место более чувственным
формам. Потайные часы, задуманные как ювелирные украшения, позволяющие узнавать
время, пользовались особенной популярностью, и Vacheron Constantin стремился воплотить
свою выдающуюся стилистическую изобретательность, разрабатывая дизайн, ярко
иллюстрировавший современную эпоху. Модели часов стали более объемными, а корпус, как
правило, был интегрирован с браслетом, что достигалось за счет скрупулезно продуманного
дизайна ушек. Ряд изделий, представлявшихся начиная с 1942 года на выставке Montres
et Bijoux в Женеве, иллюстрируют творческую смелость Дома: это роскошные браслеты с
широкими золотыми звеньями, например в модели 1946 года.
Вслед за этими смелыми и оригинальными формами новым мощнейшим источником вдохновения Дома стала эпоха неистовых 1970-х, и одно из творений того периода в 1972 году было удостоено награды Prestige de la France, которая вручалась за инновации в области дизайна в ряде промышленных отраслей. Эти часы, получившие название «1972», выделялись не только асимметричной формой корпуса, но также золотым браслетом, встроенным в центральную часть корпуса. В этой модели в полной мере воплотились эстетические традиции того времени, когда женские часы стали принимать сложные геометричные формы ромба, трапеции и овала.
В то же десятилетие стиль эпохи стали определять яркие цвета и инкрустации с драгоценными камнями. В конце 1970-х годов Дом Vacheron Constantin представил созданные совместно с дизайнером Раймондом Моретти беспрецедентные часы Kallista (в переводе с греческого — «самые красивые») с инкрустацией из 118 бриллиантов изумрудной огранки, каждый весом от 1,2 до 4 карат.
В последующие десятилетия вновь создаваемые ключевые коллекции Vacheron Constantin
стремительно пополнялись версиями для обоих полов. Словно приглашающий в путешествие,
спортивный дизайн часов коллекции Overseas был переосмыслен в женских моделях с
корпусами меньшего диаметра, подходящими для более тонких ремешков. Технически
сложные и эстетически изысканные коллекции Traditionnelle и Patrimony также были
представлены в драгоценных и утонченных интерпретациях: декорированные перламутром
или бриллиантами, оснащенные калибрами с ручным заводом или автоматическими
механизмами категории высокого часового искусства, включавшими усложнение в виде
указателя фаз Луны, эти модели были насквозь пронизаны ярко выраженной женственной
элегантностью. Это означает, что каждая модель таких часов — наглядное свидетельство
стремления Дома предложить женщинам лучшее из возможного, воплощенное в сочетании
стиля и точности. В наши дни это желание находит выражение в новой коллекции Égérie.
Навеянная миром высокой моды и эстетическими канонами, уходящими корнями в историю
Vacheron Constantin, эта коллекция служит гимном женщине — «одной из немногих»,
харизматичной и увлеченной часовым искусством. Равно как и любое другое творение для
женщин, созданное Домом за два с лишним века.
Источник: www.vacheron-constantin.com