1970-е годы были не только эпохой разноплановой моды, но и временем, когда переживал возрождение такой модный аксессуар, как механические часы. Более того, именно в семидесятые зародился стиль, который сегодня называют спорт-шиком или спортивной роскошью. Первопроходцем в этом часовом жанре стали часы Audemars Piguet Royal Oak, впервые представленные в 1972 году. Чуть позже, в 1976-м, на рынок вышли первые модели Patek Philippe Nautilus и IWC Ingenieur SL, так же как и Royal Oak созданные гуру часового дизайна Джеральдом Джента.
Свой вклад в ренессанс часовой механики внесла и компания Vacheron Constantin. В 1977 году из стен старейшего часового дома (если считать тех, кто никогда не прерывал своей деятельности) вышли первые часы 222. И пусть вокруг этих часов никогда не было того ажиотажа, который царит вокруг культовых детищ Джента, без них рассказ о перезапуске производства механических часов был бы неполным. Тем более что дизайн 222 настойчиво пытаются приписать все тому же Джеральду Джента, хотя за созданием модели стоит совершенно другой человек. Зовут его Йорг Хайзек.
Свой вклад в ренессанс часовой механики внесла и компания Vacheron Constantin. В 1977 году из стен старейшего часового дома (если считать тех, кто никогда не прерывал своей деятельности) вышли первые часы 222. И пусть вокруг этих часов никогда не было того ажиотажа, который царит вокруг культовых детищ Джента, без них рассказ о перезапуске производства механических часов был бы неполным. Тем более что дизайн 222 настойчиво пытаются приписать все тому же Джеральду Джента, хотя за созданием модели стоит совершенно другой человек. Зовут его Йорг Хайзек.
Йорг Хайзек родился в 1953 году в Берлине. Когда мальчику было 7 лет, его семья переехала в Женеву. Окончив школу, будущий дизайнер 2 года изучал микромеханику в Бьенне, после чего поступил в Профессиональную школу часовщиков в Пфорцхайме. Затем в жизни Хайзека были учеба в художественном колледже в Германии, Лондонской Академии художеств и мечта выучиться на скульптора в Италии. Последней не суждено было сбыться. Из-за нехватки денег на обучение Хайзеку пришлось вернуться в Швейцарию, где его пригласили поработать в Rolex.
После 4-х лет работы с Rolex дизайнер основал собственную компанию Hysek Styling. Одним из первых клиентов компании как раз и стала мануфактура Vacheron Constantin, которой требовались особенные часы для необычной даты – 222 года с момента основания.
После 4-х лет работы с Rolex дизайнер основал собственную компанию Hysek Styling. Одним из первых клиентов компании как раз и стала мануфактура Vacheron Constantin, которой требовались особенные часы для необычной даты – 222 года с момента основания.
Если Джента в своих часах отталкивался от абстрактных идей вроде иллюминатора и водолазного шлема, то Хайзек опирался на вполне конкретные стилистические коды Vacheron Constantin. Форму корпуса 222 явно позаимствовали у модели Ref. 2215 Chronometer Royal 1975 года, которая стала первой (и не очень удачной) попыткой Vacheron Constantin предложить клиентам что-то в стиле спортивной роскоши. Согласитесь, корпус похож. Разве что «печати» в виде мальтийского креста в правом нижнем углу нет.
В зубчатом безеле обычно усматривают сходство с моделью ref. 4709, выпущенной в 1951 году. Признаюсь, я никакого сходства здесь не нахожу. Смотрите сами.
Корпус 222 имел водозащиту 120 метров, антимагнитный экран внутри и был моноблочным, т.е. заднюю крышку невозможно было снять. Добраться до механизма можно было только со стороны циферблата, но для этого нужно было сначала отвинтить безель. Отвинчивали его с помощью вот такой вот штуки.
К слову о безеле. Модель 222 продавалась в комплекте с зажимом для денег, форма которого в точности повторяла форму безеля.
Стрелки на часах приводил в движение калибр 1121, созданный на основе ультратонкого механизма с автоподзаводом Jaeger-LeCoultre 920. По иронии судьбы в своих моделях Jaeger-LeCoultre его никогда не использовала, зато охотно позволяла это делать коллегам по часовому цеху. Той же Audemars Piguet, которая поставила этот механизм в свои Royal Oak и Patek Philippe, которая использовала легендарный 3-миллиметровый калибр для своих Nautilus.
Браслет для часов, изготовила известная компания Gay Frères, которая сегодня является частью компании Rolex. Изюминкой браслета стали центральные звенья в виде вытянутых шестиугольников. Как и у Royal Oak и Nautilus, он был интегрирован в корпус.
Выпускали часы в нескольких размерах, предлагая выбор между сталью, желтым или белым золотом и комбинацией стали и золота. В моделях из золота звенья и безель могли быть инкрустированы бриллиантами.
Флагманская модель ref. 44018 предлагалась корпусах 37 и 34 мм. Первая версия (Jumbo) представляла собой двухстрелочник с указателем даты на базе вышеупомянутого калибра 1121. Вторую (ref. 46003) обслуживал калибр 1124, оснащенный указателем даты и секундной стрелкой.
За 8 лет выпуска линейки Vacheron Constantin успеет представить еще и кварцевую женскую модель в корпусе 25 мм и совершенно непохожие на дизайн Хайзека квадратные часы с корпусом 31 мм.
В интернете можно найти информацию, что за весь период производства было выпущено около 500 или 700 экземпляров модели, но это не так. Согласно архивным записям Vacheron Constantin было выпущено примерно 700 экземпляров с корпусом Jumbo, около 1000 моделей среднего размера, 1300 экземпляров миниатюрной женской версии и примерно 300 экземпляров модели в квадратном корпусе. Для сравнения, Jumbo-версий Royal Oak (я имею в виду только А-серию) было выпущено раза в 4 больше, а тираж модели Nautilus ref. 3700/1 составлял 3300 экземпляров. Получается, что модель 222 – более редкая птица, чем распиаренные творения Джеральда Джента.
История модели 222 закончилась в 1985 году. Годом ранее Vacheron Constantin наладила выпуск модели 333, которая сохранила интегрированный браслет, но получила совсем другой, 8-угольный корпус.
За этой моделью последовали часы Phidias – еще одна модель с интегрированным браслетом, но в более традиционном круглом корпусе. Эти часы могли похвастаться функциями, которых не было у 222 – хронографом и индикацией второго часового пояса.