Думаете, коллекционирование карманных часов осталось где-то в 80-х? Ничего подобного. По заказу одного сумасшедшего коллекционера компания Vacheron Constantin создала уникальные карманные часы с функциями большого и малого боя, украшенные репродукцией знаменитой картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой».
Разработка проекта в лучших традициях мастеров-кабинотье стартовала в 2013 году. Теперь о том, почему коллекционер – сумасшедший.
Разработка проекта в лучших традициях мастеров-кабинотье стартовала в 2013 году. Теперь о том, почему коллекционер – сумасшедший.
Часы с функцией боя Vacheron Constantin выпускает с 1827 года. Опыт у компании в этом деле огромный, но сама задача от этого легче не становится. Клиент захотел иметь в своей коллекции часы с Вестминстерским боем. Это означает, что музыкальный механизм модели оснащен не одной, а 5 парами «гонг-молоточек», отбивающими четырехтактовую мелодию Биг Бена. Гонги выполнены из стального сплава, состав которого был скорректирован для того, чтобы добиться максимальной чистоты звучания.
Габариты калибра 3761 впечатляют – 71 х 17 мм. Конструкция собрана из 806 деталей и помимо механизма боя включает турбийон. В режиме большого боя (Grande Sonnerie) часы повторяют количество пройденных часов при каждой четверти часа. В режиме малого боя (Petite Sonnerie) такого повтора не происходит. Активировать механизм боя можно в любой момент. Выбрать между большим и малым боем или перевести часы в режим минутного репетира позволяет кнопка, расположенная у отметки «9 часов».
В часах также предусмотрен беззвучный ночной и просто беззвучный режим. Первый позволяет часам деактивировать ударный механизм на период с 23:00 до 9:00, чтобы владелец мог спокойно спать. Второй предполагает отключение механизма боя по желанию владельца. Второй переключатель режимов расположен на корпусе чуть выше первого – между отметками «10» и «11 часов». С отключенным механизмом боя запаса хода модели хватит на 80 часов. Если механизм боя активирован в режиме Grande Sonnerie, заводить часы понадобится уже через 16 часов работы.
Репродукция картины Вермеера на откидной задней крышке модели – тоже выбор клиента. Уменьшенную копию шедевра XVII века выполнила признанный эксперт по эмальерной росписи Анита Порше. Миниатюра выполнена в технике женевской эмали. Данная техника подразумевает нанесение на слои застекленевшей эмали прозрачного защитного покрытия, которое придает краскам сияние и глубину.
Работа над росписью заняла 2 года. Исследования по подбору пигментов нужного оттенка начались в 2018 году, а завершить работу удалось только в 2020-м. Непосредственно на исполнение миниатюры ушло 7 месяцев. Чтобы вы понимали, насколько это трудоемкий процесс, вот вам парочка фактов:
• Нанесение всего одного слоя эмали на тюрбан девушки потребовало 2-х недель работы;
• Чтобы получить нужный оттенок черного цвета, пришлось смешать 7 разных пигментов;
• Для закрепления цветов в миниатюре понадобилось 20 этапов обжига.
• Нанесение всего одного слоя эмали на тюрбан девушки потребовало 2-х недель работы;
• Чтобы получить нужный оттенок черного цвета, пришлось смешать 7 разных пигментов;
• Для закрепления цветов в миниатюре понадобилось 20 этапов обжига.
Не менее сложный процесс – гравировка. В рельефном узоре «рамы» вокруг миниатюрной картины повторяются акантовые листья и тюльпаны, окаймленные двумя рядами «жемчужин». По запросу клиента кольцо над заводной головкой украшают две рычащие головы льва, созданные на манер классических статуй.
Корпус модели 98 х 32,6 мм выполнен из желтого золота. Циферблат покрыт эмалью цвета яичной скорлупы, выполненной в технике Grand Feu. Стрелки на циферблате получились длинными (длина минутной стрелки – 35 мм). Чтобы сделать их легче, разработчики отказались от золота, предложив вместо него сплав меди, никеля и олова.
Послужившая холстом задняя крышка оснащена механизмом, который позволяет наполовину открывать ее, используя для этого кнопку, встроенную в заводную головку.