• Высокое часовое ...
  • Персоны
  • Винтаж
  • Мужские часы
  • Эксклюзивные мо ...
  • Обзоры
  • Аукционы
Жан-Клод Бивер: «All you need is love»

Персоны

Жан-Клод Бивер: «All you need is love»

20 сентября 2019 г.
20 сентября 2019 года одна из самых значимых фигур в мире швейцарского люкса отмечает 70-летие. Рассказываем, кто такой Жан-Клод Бивер, и почему им восхищаются его коллеги по часовому цеху.
Икона часового искусства, легенда часового дела, гуру роскошных часов, спаситель швейцарской часовой индустрии – вот лишь некоторые определения, которые всплывают в интернете по запросу «Жан-Клод Бивер». И это только при беглом просмотре. Несмотря на то, что часовая индустрия – бренд Швейцарии, в этой области не так много имен, которые могли бы удостоиться подобных определений.

В 2019 году Жан-Клод Бивер отметил 70-летний юбилей. Этого человека можно без преувеличения назвать асом часового маркетинга. А еще невероятным счастливчиком, ведь по его собственному признанию он и не работает вовсе, а просто занимается любимым делом.

Жан-Клод Бивер родился 20 сентября 1949 года в Люксембурге. В 10-летнем возрасте вместе с матерью и младшим братом Марком переехал в Швейцарию. Окончив факультет бизнеса и экономики при университете Лозанны, перебрался в Ле Брассю. Здесь и начался его многолетний роман с часовой отраслью.

Как говорил о себе сам часовой гуру, в 70-х он был просто хиппи, и даже не думал, что устроится на работу в крупную часовую компанию, но судьба распорядилась по-другому. Через отца своего друга Жака Пиге Бивер познакомился с тогдашним директором компании Audemars Piguet Жоржем Голе. Тот предложил молодому человеку пройти стажировку, чтобы поближе познакомиться с тонкостями часового дела. После годичной практики с полным погружением в то, что принято называть часовым искусством, он остается в компании, но ненадолго. Отсутствие карьерных перспектив (и нежелание дожидаться таковых неопределенное время) заставляет Жана-Клода Бивера уйти из компании. В 1980 году Бивер становится членом команды Omega, где отвечает за золотые часы. Уже через год он покинет и новое место работы, а в январе 1982-го на пару с Жаком Пиге станет хозяином другого часового бренда – Blancpain.
С энтузиазмом человека, который точно знает, чего хочет, Жан-Клод Бивер занялся производством, цитата, «настоящих часов, тех, что делаются руками человека и делают «тик-так». Для этого он вернул в дело ранее уволенных опытных мастеров, которые, чтобы выжить в эпоху кризиса переквалифицировались, кто в садовников, кто в водителей троллейбуса. Маркетинговая стратегия Бивера проходила под лозунгом: «с 1735 года у Blancpain не было кварцевых часов и их никогда не будет». В то время столь смелый шаг был равносилен смерти, как сказал кто-то из остроумных журналистов «все равно, что взять билет на Титаник, который уже столкнулся с айсбергом». Тем не менее, именно позиция белой вороны позволит Blancpain не только не кануть в лету, но и стать в авангарде тех часовых производителей, усилиями которых механические часы возвратят себе и интерес публики и утерянные на фоне кварцевого кризиса позиции.
В 1992 году Жан-Клод Бивер решает продать Blancpain. К тому времени компания выходит на оборот в 50 млн. CHF и становится лакомым кусочком для новых хозяев – группы компаний SMH, которая позже будет переименована в Swatch Group. А теперь оцените бизнес-талант господина Бивера: сумма сделки составила 60 млн. CHF, в то время как куплена Blancpain была за CHF 22,000. При этом Жан-Клод Бивер не только остается у руля Blancpain, но и становится правой рукой главы Swatch Group Ника Хайека-старшего.

По иронии судьбы внутри Swatch Group Бивер занимается некогда покинутым брендом Omega, работая над расширением ассортимента компании. Именно по инициативе Бивера Omega заключает рекламные контракты с Синди Кроуфорд, тогдашним исполнителем роли Джеймса Бонда Пирсом Броснаном и легендой Формулы 1 Михаэлем Шумахером. Кроме того, именно Жан-Клод Бивер перезапустит линейку Speedmaster Professional, дав старт новой главе в истории Omega.

В 2003 году господин Бивер берет творческий отпуск. Перерыв в карьере деятельного бизнес-гуру продлится всего несколько месяцев, после чего параллельно работе в Swatch Group, в жизни Жана-Клода Бивера начнется ярчайший этап под названием Hublot. В мае 2004-го он возьмет под свое крыло детище итальянского часовщика Карло Крокко и вместе с консультантом по маркетингу Рикардо Гвадалупе займется разработкой новой маркетинговой концепции «Art of Fusion». Собственно, ничего нового (по крайней мере, для самого бренда) в этой концепции не было. «Искусство синтеза» продемонстрировал еще создатель компании Карло Крокко, впервые в истории часового дела соединивший золото с каучуком. Однако довести эту идею до коммерческого успеха, который длится уже полтора десятилетия, удалось только творческому тандему Бивер-Гвадалупе.
Жан-Клод Бивер и Рикардо Гвадалупе
Вслед за презентацией модели Big Bang, которую буквально осыпали наградами, Hublot начинает активно завоевывать аудиторию. На прицеле у Жана-Клода Бивера контракт с самой УЕФА, и это несмотря на неприкрытый скепсис со стороны коллег по часовому цеху: ни один часовой бренд никогда не искал клиентов среди футбольных болельщиков. В 2006 году, когда бюджет еще малоизвестной компании Hublot едва превышал 30 млн.CHF Бивер идет на откровенный риск, предлагая руководству Федерации 4-миллионный контракт. Напористость опытного управленца подействовала должным образом: в 2008 году Hublot становится хронометристом чемпионата Европы по футболу, а еще через 2 года – первой в истории часовой компанией, получившей статус Официальных часов» и «Официального хронометриста» FIFA и Чемпионата мира по футболу.
В год подписания футбольного контракта Жан-Клод Бивер провернул, возможно, самую удачную из своих сделок – продал компанию Hublot люксовому концерну LVMH. Сумма сделки составила порядка € 500,000,000.

Еще одна победа господина Бивера в том, что касается выгодных контрактов – сотрудничество с Ferrari. По собственному признанию главного реаниматора и идейного вдохновителя Hublot переговоры с Ferrari были самыми тяжелыми и длились целых 9 месяцев. Как результат – партнерство с Formula 1 (на данный момент прекращено) и линейка с приставкой Ferrari, в рамках которой представлены самые необычные часы бренда. Модели MP-05 «LaFerrari», которые отметились в часовой отрасли впечатляющим 50-дневным запасом хода, мало напоминают классические часы и выглядят скорее как некая авангардная мини-версия мотора Ferrari, которую при помощи ремешка посадили на запястье. Время эти модели показывают тоже нетривиальным способом. Часы и минуты отображаются на прозрачных цилиндрах, которые расположены по обе стороны от длинной колонны из 11 последовательно соединенных заводных барабанов.
Hublot MP-05 «LaFerrari»
В 2012 году Жан-Клод Бивер сложил с себя обязанности генерального директора Hublot, оставив управленческие функции своему другу и соратнику Рикардо Гвадалупе. Через 2 года неугомонный бизнес-гений вплотную занялся ребрендингом Tag Heuer. Он опустил компанию в ценовой категории, провозгласив концепцию доступного люкса, и переориентировал Tag Heuer на более молодую аудиторию. В последнюю пятилетку у бренда со 150-летней историей появилось немало новых, молодых лиц: топ-модели Кара Делевинь и Белла Хадид, российские актрисы Ингрид Олеринская, Анна Чиповская и Ирина Горбачева, диджей Мартин Гаррикс, восходящая звезда Формулы 1 Макс Ферстаппен.
Жан-Клод Бивер с Карой Делевинь
Обновить имидж бренда сделать его более динамичным и привлекательным помогли не только рекламные контракты с молодежью, но и запуск первых умных часов Tag Heuer Connected, созданных в сотрудничестве с Google и Intel. Биверу и его зарубежным партнерам удалось создать альтернативу нашумевшим Apple Watch и при этом предложить покупателю даже больше, чем просто новомодный девайс. Господин Бивер уверен, что Tag Heuer Connected – идеальная реклама для механических часов, поэтому еще во время запуска первых смартчасов Tag Heuer заявил, что при желании за символическую доплату (порядка $1500) владельцы умного гаджета получат аналогичные по дизайну механические часы из текущей коллекции бренда.
Tag Heuer Connected
В контексте обязанностей главы часового департамента LVMH, которые Жан-Клод Бивер исполнял с 2014 по 2018 год, «босс на фабрике игрушек», как шутливо именовал себя этот воротила часового бизнеса, принял участие в разработке и запуске революционной новинки Zenith. Еще в начале нулевых компания имела отличные позиции, но просчиталась, когда несколько лет назад сделала слишком большую ставку на китайский рынок.

Вернуть покупательский интерес к бренду была призвана модель Zenith Defy Lab, презентация которой состоялась в сентябре 2017 года. Впервые в истории часового дела разработчики во главе с бывшим сотрудником Tag Heuer Ги Семоном предложили публике механические часы без балансового колеса и спирали. Новинка, в которой роль регулятора выполняла двухкомпонентная кремниевая пластина, ко всему прочему была снабжена корпусом из принципиально нового материала аэронита (пористый алюминий, упрочненный полиметилметакрилатом), который по легкости на 10% превосходит чемпиона часовой индустрии – карбон. Возможно, именно эту модель имеет в виду господин Бивер, говоря о том, что механические часы – это «вечность, упакованная в корпус».
Zenith Defy Lab
Это может показаться странным, но вместо зубастой бизнес-акулы, каким представляется Жан-Клод Бивер, если изучить его послужной список, в многочисленных интервью перед читателями предстает человек живой, эмоциональный и глубоко семейный. Своей любимой песней господин Бивер называет шлягер The Beatles «All you need is love», искренне считая, что именно в этой строчке скрыт главный смысл жизни. Когда у него спрашивают его определение роскоши, он не задумываясь отвечает, что роскошь – это здоровье, страсть к работе и любовь. В работе руководствуется тремя ключевыми принципами: разделять, уважать и прощать и под последним имеет в виду умение прощать себя за совершенные ошибки.

Интересно, что в офисе Жана-Клода Бивера в шутку называли Mister Seven-Eleven, намекая на то, что как истинный трудоголик он может прийти на работу в 7 утра и уйти в 11 вечера. Сам же Бивер в интервью автору своей официальной биографии скорректировал это шутливое определение, назвав себя Five Ten. Это означает, что в 5 утра он обычно уже на ногах и просматривает рабочую почту, а дела вполне может закончить в 10 вечера, нередко все тем же просмотром почты.

Определяя себя как руководителя, Жан-Клод Бивер говорит, что не считает себя диктатором, утверждая, что просто помещает людей в определенные рамки, чтобы они пели вместе с ним одну и ту же песню (видимо, все ту же «All you need is love»). Если его спросить, как заработать миллион, он непременно скажет, что-то вроде «превратите свою работу в страсть, ну, или, наоборот, страсть в работу». Что ж, ему самому это удалось на 5+.
Согласно своей теории, Жан-Клод Бивер делит жизнь предпринимателя на 4 четверти: ученическую, активную, время передачи полномочий и время ухода. Своей ученической четвертью он называет время работы в Audemars Piguet, период с 1982 по 2012 годы (работа c Blancpain, Omega и Hublot) – активным временем, время с 2012 по 2018 годы – временем передачи полномочий. Как истинный бизнесмен этот выдающийся человек строго следует намеченному плану и остается лишь с сожалением констатировать, что в сентябре 2018 года для господина Бивера, похоже, начался этап ухода из часовой отрасли. Однако слагать ему на профессиональном поприще некрологи, пожалуй, рановато. Несмотря на то, что 1 ноября пост главы часового департамента LVMH официально передан Стефану Бьянки, а место главы Tag Heuer прочат младшему из наследников главы концерна Фредерику Арно, Жан-Клод Бивер – человек, слишком увлеченный, чтобы вот так просто сойти с пути, которому отдал 45 лет жизни. Формально отойдя от дел, он остается в должности почетного президента LVMH – переводя на понятный язык – зорко смотрящего за всем, что происходит в часовых брендах холдинга.
Жан-Клод Бивер и владелец LVMH французский бизнесмен Бернар Арно
И даже если вдруг Жан-Клод Бивер решит окончательно порвать с часовой индустрией, ему есть куда направить и свой творческий потенциал, и свой предпринимательский талант. Более 15 лет господин Бивер на правах любителя занимается изготовлением элитного сыра, который, впрочем, пока не собирается превращать в предмет для личного обогащения и с удовольствием раздает плоды своих трудов друзьям и выбранным им самим ресторанам. Еще одна страсть бизнесмена – коллекционирование предметов искусства и вина. Последнее, похоже, у него в крови, ведь дед Жана-Клода Бивера был виноделом. Сам же швейцарец не далее как в прошлом году получил титул командора Ордена вин кантона Во, который считается вторым по масштабам производства вина регионом Швейцарии.