Андреас Штрелер родился в 1971 году в Винтертуре. «Город музеев», как его называют сами швейцарцы, был далек от часового производства, да и сам Штрелер поначалу ни о чем таком не думал. Печь булочки, пирожные и имбирные пряники прямо как дедушка. Вот о чем он мечтал в детстве. Потом у любопытного мальчишки наступил период взрывоопасных химических экспериментов и конструирования самолетов. За ним пришла мечта создавать роботов и машины времени.
Вектор его интересов сменился, когда родители занялись торговлей антиквариатом, и он открыл для себя старинные часы. С тех пор мальчишка разбирал на винтики все, что попадалось под руку, от детской железной дороги до часов с кукушкой и радиоприемника. Затем снова собирал, проверяя, будет ли это работать. Такие занятия интересовали его гораздо больше, чем обычные для его возраста игры в полицейских и грабителей. Как результат, мечта создать машину времени трансформировалась в мечты о создании часов.
Вектор его интересов сменился, когда родители занялись торговлей антиквариатом, и он открыл для себя старинные часы. С тех пор мальчишка разбирал на винтики все, что попадалось под руку, от детской железной дороги до часов с кукушкой и радиоприемника. Затем снова собирал, проверяя, будет ли это работать. Такие занятия интересовали его гораздо больше, чем обычные для его возраста игры в полицейских и грабителей. Как результат, мечта создать машину времени трансформировалась в мечты о создании часов.
Отучившись на часовщика, в 1991 году Штрелер возглавил отдел разработки прототипов в компании Renaud & Papi, которая сегодня является частью бренда Audemars Piguet. Здесь он не только набрался опыта в создании сложных механизмов, но и заразился духом независимости, работая с такими мастерами, как Робер Гребель и Стивен Форси. Неудивительно, что к 1995 году он созрел до свободного плавания, решив заняться реставрированием старинных часов. Свою мастерскую молодой реставратор оборудовал в гараже собственного дома в Винтертуре, но продлилась эта история совсем недолго. Накопленный в Renaud & Papi опыт требовал выхода в чем-то более масштабном.
В 1998 году Андреас Штрелер дебютировал на выставке Baselworld с моделью Tischkalender. Настольные часы с вечным календарем сразу же окрестили современной интерпретацией модели Sympathique, созданной Авраамом-Луи Бреге. Как и его исторический предшественник, Tischkalender работает в симбиозе с карманными часами из дамасской стали. Если вставить их в специальный блок слева, механизм автоматически скорректирует время в соответствии с показаниями «карманника».
В 1998 году Андреас Штрелер дебютировал на выставке Baselworld с моделью Tischkalender. Настольные часы с вечным календарем сразу же окрестили современной интерпретацией модели Sympathique, созданной Авраамом-Луи Бреге. Как и его исторический предшественник, Tischkalender работает в симбиозе с карманными часами из дамасской стали. Если вставить их в специальный блок слева, механизм автоматически скорректирует время в соответствии с показаниями «карманника».
Год спустя часовщик представил карманные часы Zwei (нем. «два») с запатентованной переключаемой индикацией. Если нажать на кнопку сбоку на корпусе, стрелки будут показывать не часы и минуты, а дату и месяц. При повторном нажатии они кратчайшим путем вернутся к отображению точного времени. Позже мастер реализует эту концепцию в наручных часах.
За 30 лет карьеры Штрелер не раз плодотворно работал с разными брендами и продолжает это делать до сих пор. С 2003 по 2011 годы он создал серию механизмов для компании H. Moser & Cie. В их числе – вечный календарь и часы с указателем лунных фаз, механизм которых накапливает погрешность в одни сутки за 1000 лет.
Он же разработал первый мануфактурный механизм хронографа Maurice Lacroix и принял участие в нашумевшем проекте Harry Winston Opus. Его детище – 7-й Opus, который воплотил в себе развитие концепта модели Zwei. Просто так эти часы время не показывают. Для этого нужно нажать на кнопку на заводной головке, которую Штрелер спрятал под изящно изогнутой скобой. Одно нажатие заставляет диск вращаться и показывать текущий час. После второго нажатия владелец узнает время в минутах. Третье нажатие дает информацию о запасе хода. Здесь его удобно отслеживать по минутной шкале, так как при полном заводе запас хода составляет 60 часов.
Он же разработал первый мануфактурный механизм хронографа Maurice Lacroix и принял участие в нашумевшем проекте Harry Winston Opus. Его детище – 7-й Opus, который воплотил в себе развитие концепта модели Zwei. Просто так эти часы время не показывают. Для этого нужно нажать на кнопку на заводной головке, которую Штрелер спрятал под изящно изогнутой скобой. Одно нажатие заставляет диск вращаться и показывать текущий час. После второго нажатия владелец узнает время в минутах. Третье нажатие дает информацию о запасе хода. Здесь его удобно отслеживать по минутной шкале, так как при полном заводе запас хода составляет 60 часов.
Нижнюю часть циферблата занимает огромный мост, похожий на крылья бабочки, парящей прямо над механизмом. Помимо внешнего изящества эта конструкция несет на себе и функциональную нагрузку. С целью уменьшить трение в механизме Штрелер решил убрать секундное колесо. Оставшиеся два колеса вращаются медленнее обычного, что обеспечивает меньше трения.
К часовому делу у Штрелера дарвинистский подход. Часы для него сродни живым организмам. Каждая деталь в них должна быть на своем месте, и место это определяется не дизайном, а подчиняется логике эволюции видов. В модели Papillion (фр. «бабочка»), выпущенной в 2008 году, четко обозначилось профессиональное кредо Штрелера. «Я не стремлюсь к усложнениям ради усложнений», - говорит часовщик. «Для меня новаторство заключается в том, чтобы найти решения, которые позволяют создавать более простые механизмы с лучшими показателями». В своей «Бабочке» Штрелер по сути переработал идею Opus 7, попутно увеличив запас хода с 60 до 78 часов.
В 2012 году у мастера выходит сразу две модели. Первая – часы Cocon, которые в соответствии с дарвинистским подходом Штрелера развивают концепцию Papillion. В этой модели изящная конструкция в форме бабочки вынесена на обратную сторону корпуса. Она по-прежнему видна, если повернуть часы, но спрятана между циферблатом и стеклом задней крышки как в коконе.
Вторая модель – результат сотрудничества с финским часовщиком Кари Вотилайненом. В рамках проекта Стивена Хольцмана Maitre du Temps этот тандем создал часы, в которых оригинально и просто решена проблема перегруженности циферблата различными показаниями.
На циферблате помимо текущего времени отображается дата и фазы луны. Но это еще не все. Нажатие на кнопку на боковой стороне корпуса открывает окошки на отметках «12» и «6 часов». В первом отображается указатель день/ночь, во втором – время второго часового пояса.
На циферблате помимо текущего времени отображается дата и фазы луны. Но это еще не все. Нажатие на кнопку на боковой стороне корпуса открывает окошки на отметках «12» и «6 часов». В первом отображается указатель день/ночь, во втором – время второго часового пояса.
Выпущенную в 2013 году модель Sauterelle (фр. «Кузнечик») можно было бы назвать клоном модели Cocon, если бы не один важный момент. Часть места на циферблате занимает апертура, в которой просматривается запатентованный Штрелером механизм постоянной силы. По сути, это крошечная дополнительная пружина, которая взводится каждую секунду и обеспечивает постоянное поступление энергии на баланс. Спроектировать механизм или ремонтуар постоянной силы берется не каждый часовщик. Кроме Штрелера это усложнение на постоянной основе использует его коллега по Академии независимых часовщиков Франсуа-Поль Журн.
Чуть позже к механизму постоянной силы добавится указатель фаз луны. В модели Sauterelle à Lune Perpétuelle отклонение от реального лунного цикла в одни сутки накапливается за 14189,5383 лет. В ее более совершенной версии, Sauterelle à Lune Perpétuelle 2M, «лунник» вообще не нужно корректировать вручную. Вернее нужно, но понадобится это сделать только через 2,000,000 лет. В такой перспективе неизвестно, будет ли к тому времени жизнь на Земле.
Подозреваю, что многие назовут это усложнение бесполезным, но так думают не все. Модель Sauterelle à Lune Perpétuelle 2M официально занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
В 2015 году Штрелер выпустил часы, которые стали венцом концепции Papillon. В модели Papillon d’Or мост-бабочка, удерживающий зубчатую передачу с двумя шестеренками из сапфирового стекла, выполнен из цельного золота. На тыльной стороне часов размещен индикатор запаса хода, снабженный стрелкой из вороненой стали. Чтобы обеспечить работу индикатора Штрелер использовал одну из самых миниатюрных дифференциальных колесных передач в мире.
В 2015 году Штрелер выпустил часы, которые стали венцом концепции Papillon. В модели Papillon d’Or мост-бабочка, удерживающий зубчатую передачу с двумя шестеренками из сапфирового стекла, выполнен из цельного золота. На тыльной стороне часов размещен индикатор запаса хода, снабженный стрелкой из вороненой стали. Чтобы обеспечить работу индикатора Штрелер использовал одну из самых миниатюрных дифференциальных колесных передач в мире.
В 2018 году модельный ряд Andreas Strehler пополнился сложными часами Trans-Axial Tourbillon. Сложность этой модели заключается в том, что свой фирменный механизм постоянной силы Штрелер расположил на одной оси с турбийоном. Уникальность – в том, что в основе механизма, собранного из 250 деталей, лежит крайне редкая для часовой индустрии эпициклическая передача.
Еще в 2005 году Андреас Штрелер основал компанию UhrTeil AG. Сегодня она снабжает его всем необходимым для производства часов, за исключением заводных пружин и спиралей. Созданию и выпуску моделей под своим именем мастер посвящает половину своего времени. Учитывая, что весь производственный процесс, от разработки концепции до сборки, сосредоточен в стенах его мануфактуры в Зирнахе, в год у мастера выходит не более 10 экземпляров.