Если говорить об эпохальных событиях швейцарской часовой индустрии, то 20 с лишним лет назад таким событием, бесспорно, стал проект Harry Winston Opus. Четырнадцать уникальных моделей, созданных величайшими часовщиками современности, навсегда изменили представление о часовом искусстве. Особняком в этой серии стоит модель Opus 3 – механические часы со сложнейшей цифровой индикацией, созданные Вианне Хальтером. Чем эти часы отличаются от других моделей Opus и почему их дорабатывали целых 7 лет, расскажем в этой статье.
Вианне Хальтер – один из самых необычных часовщиков в независимом сегменте. Его описывают как нелюдимого романтика, который вдохновляется фантастикой Жюля Верна и нарушает все условности часового дела. В 1998 году его имя стало известно широкой публике благодаря часам Antiqua. Вечный календарь в странном асимметричном корпусе сразу же окрестили часами капитана Немо – они реально напоминали какой-то прибор из батискафа.
Циферблат часов был поделен на сектора, похожие на иллюминаторы. В них и размещались малый циферблат и все показания календаря (дата, день недели, месяц и цикл високосных лет) с редким для того времени механизмом мгновенного переключения. Увидев этот шедевр в стиле утонченный стимпанк, тогдашний руководитель часового подразделения Harry Winston Макс Бюссер мгновенно влюбился в часы и пригласил Вианне Хальтера в проект Opus.
Третий Oпус, судя по всему, родился где-то на пересечении эстетики модели Antiqua и часов с прыгающими индикациями, которые появились еще в конце XIX века. Разработка модели заняла у Хальтера 18 месяцев, что совсем немного для подобного рода проектов. Однако это вовсе не означает, что часы были сделаны на скорую руку – одних только вариантов корпуса было предложено порядка 30.
В итоге корпус получил форму прямоугольника 36 x 52,5 мм со скругленными углами и выступающими боковыми сторонами. В верхней части корпуса проделано 6 окошек-иллюминаторов, в которых отображаются часы, минуты и дата.
При беглом взгляде информация на часах кажется хаотично разбросанной. На самом же деле читать по ним время предельно просто: в верхних окошках справа и слева отображаются часы, в нижних – минуты, а вертикальный столбец по центру – это дата текущего месяца. Переключение показаний происходит скачками.
Отдельного внимания в часах заслуживает четырехпозиционная заводная головка, которая работает по принципу переключения рычага передач. В трех положениях из четырех осуществляется настройка часа, минут и даты. Четвертое положение переводит часы в режим завода механизма.
И это еще не всё. Известный своей эксцентричностью Хальтер усложнил концепцию, добавив в нее функцию обратного отсчета последних 4 секунд перед началом новой минуты. Эта информация отображается в левом верхнем окошке.
«Начинку» часов Хальтер практически полностью, за исключением баланса и спуска, создал с нуля. Это механизм с ручным подзаводом и 40-часовым запасом хода, который эксцентричный француз оснастил двумя зубчатыми передачами и двумя заводными барабанами.
Прототип модели Opus 3 представили в апреле 2003 года в Базеле. Как это часто бывает в случае с неординарными проектами, реакция на новинку была неоднозначной, что не помешало Хальтеру получить на часы множество заказов. Осенью того же года третий Опус отметили на Женевском гран-при часового искусства в категории «Инновации», но триумф модели был недолгим. Первые же поставки показали: часы работают с перебоями и им элементарно не хватает энергии для переключения всех 10 дисков.
Столкнувшись с проблемой, Harry Winston начала отзывать новинку для доработки. В последующие несколько лет Хальтер пытался довести свое детище до ума, но в итоге признал творческое поражение и ушел из проекта. Промучившись с проблемным Опусом изрядное количество времени, Harry Winston передала проект компании Renaud & Papi, которая сейчас является частью бренда Audemars Piguet.
Трудного ребенка Вианне Хальтера переделывала команда под руководством Фредерика Гарино, который позже сам стал независимым часовщиком и участвовал в создании восьмой модели Opus. В итоге механизм был полностью переработан, и в 2010 году Harry Winston начала поставлять часы клиентам. Поставки закончились к 2014 году. Всего было выпущено 55 экземпляров модели – по 25 штук в розовом золоте и платине и еще 5 штук в платиновом корпусе с бриллиантами.
Несложно подсчитать, что от презентации в Базеле до окончания поставок прошло больше 10 лет. По слухам даже после многолетней доработки часы работали нестабильно. Может быть, задумка Вианне Хальтера оказалась слишком сложной и просто опередила свое время. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Ясно одно: этот гибрид калькулятора и фантастического подводного судна стал одной из самых ярких моделей в серии Opus.