Когда в начале 2000-х Макс Бюссер запустил проект Harry Winston Opus V, никто и подумать не мог, что он не доведет его до конца. Под патронатом Бюссера будет выпущено 5 моделей, после чего харизматичный швейцарец начнет свой собственный проект MB&F, в основе которого будет лежать по сути та же идея – суперсложные часы, созданные в партнерстве с лучшими умами швейцарской часовой отрасли. О четырех первых Опусах мы писали в предыдущих статьях. В этом материале расскажем о пятой, самой интересной модели Opus, созданной под руководством Макса Бюссера.
Для работы над 5-м Опусом Бюссер пригласил молодого часовщика Феликса Баумгартнера, знакомого многим по бренду Urwerk. Сама работа началась задолго до ювелирно-часового салона Baselworld 2005, на котором часы были представлены публике. Если судить по наброску, датированному июнем 2003 года, изначально часы должны были выглядеть совсем по-другому.
Как видно по рисунку, концепция часов базировалась на идее игрового автомата «Однорукий бандит». С правой стороны корпуса располагался такой же, как у автомата, рычаг. Повернув его, владелец запускал 4 цилиндра, который в определенный момент останавливались и показывали текущее время. В основе часов должен был лежать механизм с системой кулачков, улиток и гребенок, аналогичный механизму минутного репетира.
Работая над этой концепцией, Баумгартнер с командой шутили, что играют со временем, потому что не знают, можно ли воплотить в жизнь настолько сложную идею чуть больше чем за год. В итоге перфекционист Баумгартнер решил, что времени ему явно не хватит и взял за основу совершенно другой концепт. К слову, не менее сложный, что подтверждают 7 патентов, поданных на эти часы.
Часть патентов касается разработок, которые заметны невооруженным глазом. Вместо привычной часовой шкалы 5-й Опус снабжен вращающейся конструкцией с 3 лучами. На конце каждого луча размещены кубики с 4 цифрами на боковых гранях. Раз в час один из кубиков поворачивается определенной гранью и «состыкуется» с ретроградной стрелкой, которая скользит вдоль дуги с минутной шкалой. В конце каждого часа происходит «расстыковка», стрелка резким скачком возвращается в стартовое положение, где происходит состыковка с другим кубиком, на котором обозначена цифра следующего часа.
Такая индикация времени получила название сателлитной или спутниковой. С 2007 года её можно увидеть во многих часах бренда Urwerk. В упрощенном виде, с дисками вместо кубиков, она была у Бамгартнера и раньше, но дебют варианта с кубиками состоялся именно в пятой модели Opus. Сателлитный механизм в часах снабжен двумя осями. Центральная ось заставляет кубики на лучах карусели соединяться с минутной стрелкой, а дополнительная отвечает за вращение каждого кубика вокруг своей оси.
Кольцо минутной шкалы установлено на подшипник. Таким образом по мере продвижения минутной стрелки от «0» к «60» механизм ретрограда сам взводит пружину, которая потом возвращает стрелку в стартовое положение.
Еще одно изобретение Баумгартнера в этих часах – система коррекции показаний. Вал заводной головки связан со всеми лучами часовой карусели при помощи трех пружин. Т.е. в процессе завода владелец часов может двигать стрелку с часовыми кубиками как вперед, так и назад. Чтобы смягчить удар от резкого скачка минутной стрелки к нулевой отметке минутной шкалы, Баумгартнер оснастил ее парой амортизаторов.
Отдельный патент в 5-м Опусе подан на оригинальную крышку заводной головки, которая поднимается вверх, напоминая дверцу какого-то суперкара.
Помимо индикации часов и минут на лицевой стороне Opus V размещены еще 2 важных указателя: указатель день/ночь и индикатор запаса хода. Последний подсказывает, что установленный в корпус модели механизм с ручным подзаводом рассчитан на 5 дней или 122 часа автономной работы. К слову, корпус Opus V получился пусть и больше (50 мм), но не намного толще первых моделей серии. Приемлемую толщину часов удалось сохранить за счет более тонких деталей механизма, изготовленных из сплава ARCAP.
И еще две разработки, которые были впервые реализованы в Harry Winston Opus V. Первая – это винт точной настройки, позволяющий за считанные секунды ускорить или замедлить ход механизма на 30 секунд в сутки. Во-вторых, оригинальный индикатор, по которому можно отслеживать интервал межсервисного обслуживания.
Последний расположен на обратной стороне часов и представляет собой шкалу с 5 делениями. Каждое из них равно году, но не формальному году в хронологическом смысле, а году активной носки. Другими словами, стрелка на индикаторе «просыпается» и продвигается по шкале только в то время, когда часы находятся на запястье. В остальное время индикатор «спит».
Всего в рамках серии Harry Winston Opus V к выпуску было запланировано 100 экземпляров модели. По 45 штук было сделано в платине и розовом золоте, еще 7 моделей получили платиновый корпус с бриллиантами классической огранки, а 3 оставшиеся – платиновый корпус с бриллиантами багетной огранки.
Часы Opus V стали одной из самых популярных моделей в серии Opus и последним проектом Макса Бюссера в должности главы часового направления Harry Winston. На смену Бюссеру в компанию пришел Хамди Чатти, успевший до этого поработать с Montblanc и Piaget. Под его руководством Опусы становились все сложнее и безумнее, пока проект не исчерпал себя в 2015 году. Колдовать над 6-й моделью Opus Harry Winston пригласила творческий тандем Робера Грёбеля и Стивена Форси. Но это тема уже для следующей статьи…