В начале июня в прессе появилась шокирующая новость: самые дорогие в мире часы Omega оказались фейком. Подробно о том, как ранний экземпляр Omega Speedmaster ref. 2915-1 «Broad Arrow» оказался на аукционе Phillips, рассказывалось в статье, опубликованной цюрихской газетой Neue Zürcher Zeitung (NZZ). Изучив всю доступную информацию, рассказываем, что известно об этой истории на данный момент.
Тот самый аукцион Phillips прошел 5 ноября 2021 года в Женеве. Согласно информации из каталога Phillips часы были выпущены 22 ноября 1957 года. Стоимость винтажного раритета, который отнесли к одним из самых ранних экземпляров Omega Speedmaster, оценивалась в диапазоне от CHF 80,000 до 120,000. Однако вскоре после начала торгов стало ясно, что столь скромной суммой дело не закончится.
Когда ставка на часы преодолела отметку в CHF 1,000,000, борьбу за лот под номером 53 продолжали трое покупателей из Техаса, Омана и Китая. Был и еще один – бывший глава музея и отдела наследия Omega. Именно он в итоге поднял ставку до максимальной так, что учетом комиссии итоговая стоимость лота составила CHF 3,115,000. Интересно, что уже тогда находились коллекционеры, у которых удивление вызывала не только явно завышенная стоимость модели, но и сами часы.
В своей статье NZZ подробно описывает схему мошенничества, которая привела к сенсационному результату на торгах. Все началось с того, что некий продавец и коллекционер из Берна попытался продать модель Omega Speedmaster с красивым тропическим циферблатом. Сам он приобрел часы примерно за CHF 50,000, но покупать их у него никто не хотел, поскольку они были собраны из разных деталей, которые даже не подходили друг к другу.
Позже в этой истории появился еще один делец, который, видимо, неплохо разбирался в винтажных часах и имел связи с нужными людьми. Он купил часы у нашего продавца из Берна, но быстро смекнул, что в своем изначальном виде они не представляют особой ценности и начал закупать детали, которые подходили бы по дате производства к циферблату и корпусу.
Здесь уместно сделать важную ремарку. Бывшие в употреблении часы считаются особенно ценными, когда их состояние максимально приближено к первоначальному. В случае если такие часы проходят ремонт, он должен быть выполнен самим производителем или его уполномоченным представителем с использованием оригинальных компонентов.
Если часы собраны из оригинальных деталей одного временного периода, но детали взяты из разных часов, это резко снижает ценность модели. Еще менее ценными считаются часы с компонентами, которые были переработаны или взяты из более позднего периода.
В описываемых нами часах ценность представлял только циферблат. При этом люм на стрелках был на основе трития, а не на основе радия, который сегодня запрещен из-за своей радиоактивности. Безель и секундная стрелка хронографа не соответствовали циферблату, а механизм был вообще из другого периода.
Очевидно, что будущий раритет лепили именно вокруг циферблата. Во-первых, такой циферблат относится к первой серии Omega Speedmaster, которая выпускалась с 1957 по 1959 годы. Это видно по букве «O» в слове Omega. Она не круглая, как в более поздних моделях, а овальная. Во-вторых, привлекательности часам добавляет цвет циферблата, который из изначально черного с течением времени стал коричневым, или, как говорят в кругах коллекционеров, тропическим.
Самой большой проблемой будущего «франкенштейна» стал механизм. Судя по снимкам, серийный номер изначального механизма начинается либо с цифры «23», либо с цифры «25». Механизмы Speedmaster с такими серийными номерами впервые были выпущены в 1966 и 1967 годах.
Изменить серийный номер можно, только если знать, какие номера соответствуют 1957/1958 годам выпуска моделей Speedmaster. При этом, разумеется, важно, чтобы номер не соответствовал другим часам. Без доступа к архивам Omega это практически невозможно. И такой доступ у мошенника, очевидно, был. Вернее, доступ к нужному человеку, который подсказал нашему дельцу правдоподобный серийный номер 15.500.066.
Правдоподобный, но поддельный серийный номер указан на фальшивом мосту механизма, который был специально изготовлен для этих часов. Компания Omega подтвердила факт подделки моста. Пришельца опознали по форме и тому факту, что гравировка с номером механизма выполнена на нем не до, а после финишной обработки детали.
Вопрос с радиевым люминофором и секундной стрелкой решить было не сложно. Что касается безеля, было установлено, что он принадлежит модели Speedmaster ref. 2915-2 1958 года выпуска. По иронии судьбы эти часы также ушли с молотка на аукционе Phillips в Женеве, но на 3 года раньше – в ноябре 2018-го. Вот сами часы
Далее через посредника часы попадают на аукцион, сопровождаемые выпиской из архива с указанием номера механизма. Имя посредника не называется, поскольку любой участник аукциона имеет право на сохранение анонимности.
Интересный факт: человек, ответственный за выдачу выписки, уволился всего через несколько дней после проведения аукциона. То, что в этом замешан бывший глава музея Omega, не обсуждал в эти дни только ленивый. Однако самым слабым звеном во всей этой афере выглядит аукционный дом Phillips.
Считается, что аукционные дома проверяют представленные объекты, в нашем случае часы, на подлинность. На случай, если эксперты обнаружат подделку, а именно тот факт, что часы выпущены не тем производителем, который указан в каталоге, у покупателя есть 5-летняя гарантия на возврат денег.
На деле же подлинность часов не проверяется до мельчайших деталей. Вместо этого ответственность возлагается на покупателя. Чтобы позволить покупателям провести эти проверки, Phillips перед аукционом отправляет свои часы на выездные экспозиции по всему миру. Как подчеркивает известный аукционист Аурель Бакс, который сотрудничает с Phillips с их самого первого часового аукциона:
«Мы тратим большие суммы денег, чтобы позволить как можно большему количеству заинтересованных лиц увидеть часы вживую или проверить их у эксперта, которому они доверяют».
Отдельные производители не только принимают участие в аукционах, но и сами предлагают проверить часы на подлинность. Та же компания Omegа с 2019 года выдает сертификаты подлинности на свои винтажные часы старше 30 лет. Часы проверяются экспертами из команды бренда, а стоит такой сертификат CHF 800. В Phillips утверждают, что не прибегают к подобной услуге, потому что на это обычно не хватает времени. Для справки, создание сертификата подлинности Omegа занимает не менее 2-х месяцев.
В случае с нашим «франкенштейном» информацию из архивов бренда посчитали достаточной. И это несмотря на то, что в архивной выписке был указан только тот «факт», что часы Omega Speedmaster с механизмом под серийным номером 15.500.066 были изготовлены 22 ноября 1957 года.
Тот факт, что Omega сама участвовала в аукционе и выставила за часы рекордную цену, не является чем-то необычным. Так поступают многие производители винтажных часов, приобретая редкие экземпляры для своих музеев или просто поддерживая таким образом престиж бренда и цены на винтажные часы.
В истории с этими Speedmaster все сложнее. Здесь одни и те же люди выступали и как продавцы, и как покупатели. Сначала они из оригинальных, но разрозненных деталей создали «франкенштейна», потом обеспечили ему чистую «родословную», а затем на деньги компании Omega выкупили его у себя же втридорога. Как закончится эта история, увидим позже. Кажется, впереди маячат судебные разбирательства.