Термин «культовый» в часовом сообществе давно стал клише – уж слишком им злоупотребляли. Тем не менее, есть в любимой нами отрасли человек, который заслуживает такого определения как никто другой. Я говорю о самом влиятельном часовом дизайнере ХХ века. За последние пару лет мы описывали многих творцов от часового искусства. Пришло время рассказать, возможно, о самом главном из них. О том, кого называли Пикассо часового дизайна и Фаберже в мире часов. О великом Джеральде Джента.
Джеральд Джента родился 1 мая 1931 года в Женеве, в семье швейцарки и пьемонтца (север Италии). В юности получил образование ювелира, и поначалу зарабатывал тем, что создавал серебряные портреты новорожденных младенцев. Но особого дохода такая работа не приносила, к тому же, сама ювелирная отрасль тогда еще не была так развита как сегодня. Так новоиспеченный ювелир оказался в смежном часовом бизнесе, когда самой профессии часового дизайнера, по сути, еще не было.
Если вы думаете, что дизайнеры – это некие богемные существа, которые работают исключительно по вдохновению, то пример Джеральда Джента вернет вас с небес на землю. Прежде чем получить свой первый крупный заказ, он несколько лет каждый день садился в машину и объезжал все часовые регионы Швейцарии, от Ла-Шо-де Фона до Ле Брассю, предлагая свои эскизы целыми стопками. Продавать удавалось не так много. За каждый эскиз ему платили по 15-20 франков, а домой он возвращался только тогда, когда набиралась 1000.
Первые признанные шедевры
Первой серьезной работой в биографии дизайнера было сотрудничество с компанией Universal Geneve. В 1954 году на свет появятся часы SAS Polerouter, которые предназначались пилотам скандинавской авиакомпании SAS. Поскольку скандинавы летали по трансарктическим маршрутам, им нужны были часы с высокой устойчивостью к магнитным полям, что и было реализовано в первом признанном шедевре Джеральда Джента.
В 50-е швейцарец с итальянским темпераментом активно сотрудничал с брендом Omega. В те годы в часовой отрасли не было культа дизайнеров, и их имена оставались никому неизвестными. Тем не менее, считается, что молодой Джента внес вклад в редизайн первых моделей Constellation. Именно он подарил «Конни», как называют эти часы их преданные поклонники, характерные стрелки, метки и стильный браслет со звеньями в форме рисовых зернышек.
В 1964 году с легкой руки Джеральда Джента линейка Constellation снова преображается. На рынок выходит знаменитая модель Constellation C-Shape. Часы получили свое название из-за формы корпуса, которая напоминала бочонок с зеркально отражающими друг друга боковыми гранями в форме буквы «С». От более ранних экземпляров Constellation их отличал большой по тем временам диаметр 35 мм и плоский циферблат с длинными тонкими индексами.
В рок-н-ролльные 60-е выходит одна из самых необычных моделей дизайнера – Rolex King Midas. Создавая эскизы для новых часов, Джента часто вдохновлялся природой, но в случае с Rolex источником вдохновения послужило творение рук человека. В необычной форме корпуса модели с выпирающим слева острым углом можно было найти сходство с греческим Парфеноном. Изготавливали корпус из цельного 18-каратного золота, что при миниатюрном формате 27,5 х 5 мм давало запредельный вес – что-то между 150 и 200 граммами. Просили за этот слиток золота на запястье целых $3,000. Важной особенностью модели стало использование сапфирового стекла, на которое Rolex массово перейдет только в 80-х.
Дизайнеру также приписывают авторство модели Patek Philippe Golden Ellipse, впервые представленной в 1968 году. Это не совсем так. В одном из интервью незадолго до смерти Джеральд Джента сказал, что дизайн Golden Ellipse был создан человеком по фамилии Рабли. Сам же Рабли утверждал, что идея «Эллипса» никогда не появилась бы без господина Джента. Понимайте, что называется, как хотите. Хотя эти часы упоминают гораздо реже, чем другие модели бренда, свой штат поклонников у них точно имеется. Разве можно не оценить изящество их необычной формы, в основу которой положен принцип золотого сечения?
Как и у многих гениев, у Джеральда Джента был невыносимый характер. В качестве примера подойдет история знакомства дизайнера с его супругой Эвелин. Знакомство произошло на одном из званых ужинов в Лондоне. Едва увидев будущую жену, Джента произнес, что-то вроде «Боже! Какие у вас уродливые часы!». Эвелин тогда страшно расстроилась, сунула часы в карман брюк, а потом, совершенно забыв об этом эпизоде, постирала их. Разумеется, часы приказали долго жить.
Знаете, в чем заключается ирония этой истории? В том, что в тот знаковый вечер на запястье у Эвелин Джента были часы Audemars Piguet. Не ручаюсь за то, что это были легендарные Royal Oak, поскольку не знаю точной даты их знакомства. Зато знаю точно, что с компанией Audemars Piguet Джеральд Джента сотрудничал с 1953 года, а значит на руке у Эвелин вполне могли быть часы, созданные по его дизайну.
По легенде эскиз своего главного шедевра Джеральд Джента создал всего за одну ночь после звонка тогдашнего генерального директора Audemars Piguet Джорджа Голэя. Одним из требований Голэя к новым часам был водонепроницаемый стальной корпус. В поисках вдохновения Джента обратился к своим детским воспоминаниям, взяв за основу герметичной конструкции часов водолазный шлем с массивными винтами. В результате на свет появилась одна из самых ярких легенд современной часовой индустрии. Первые спортивные часы класса люкс. И первый пример того, как часовую сталь можно продавать по цене золота.
Характерной чертой всех моделей Royal Oak вот уже 50 лет является восьмигранный безель-гайка, геометрию которого подчеркивают выставленные на показ крепежные винты. Эта самая гайка станет фирменным знаком Джеральда Джента и одной из любимых его форм. Даже обручальное кольцо своей супруги Эвелин дизайнер превратит в восьмигранник.
В 1972 году, когда в Базеле состоялась презентация Royal Oak, на свет появился эскиз еще одной будущей легенды – Patek Philippe Nautilus. Поскольку дизайн «наутилуса» Джеральд Джента изначально хотел продать именно Patek Philippe, в своих эскизах мастер оттолкнулся от страстного увлечения нынешнего СЕО бренда Тьерри Штерна яхтенным спортом. Так любимый восьмигранник часового гения трансформировался в иллюминатор со всеми вытекающими. Я имею в виду технические особенности конструкции корпуса.
Идею с иллюминатором поддержали боковые выступы-петли, которыми оснащают эти водонепроницаемые окна. Яркий декоративный элемент выполнял и чисто прикладную функцию: с одной стороны, боковые выступы соединяли между собой части корпуса, с другой – маскировали соединительные штифты.
В 1976-1977 годах творческий багаж Джеральда Джента пополнился такими знаковыми моделями, как обновленные после 20 лет выпуска IWC Ingenieur и Bvlgari Bvlgari. В первом случае дизайнер вновь использует трюк с выставленными на безель винтами.
Во втором – безель и вовсе становится главным элементом в дизайне модели. Сделав ставку на предельную простоту в оформлении циферблата, Джента стилизует его под римскую монету. Изюминкой часов становится дважды повторенное на безеле название бренда.
Собственный бренд. Эксперименты с материалами, скандал с Диснеем на циферблате и ставка на сложные часы
Все свои главные часы Джеральд Джента создавал (рисовал, если хотите) уже под своим брендом, который запустил еще в 1969 году. Стартовав со штатом в 7 человек, бренд Gerald Genta довольно быстро разросся до двух фабрик, на которых было занято 250 специалистов.
Одной из первых громких заявок компании на право существовать на часовом Олимпе стал выпущенный в 1981 году минутный репетир с автоподзаводом. Часы были заключены в корпус толщиной 2,72 мм, что стало настоящей сенсацией в отрасли. По воспоминаниям самого Джента успех был огромным – компании удалось продать больше 1000 экземпляров модели.
Отличительной чертой Gerald Genta становятся модели с разного рода усложнениями. По словам Эвелин Джента, которая с 1983 года была финансовым директором бренда, ее муж первым после кварцевого кризиса вернул на рынок часы с вечным календарем, часы с ретроградной индикацией, а также часы с функциями минутного репетира и большого боя.
Детище великого дизайнера выделялось не только ультрасложными часами, но и смелыми экспериментами с непривычными для часовой отрасли материалами. Компания Gerald Genta стала одним из пионеров в использовании керамики, тантала, дерева и бронзы.
Еще в 1984 году Gerald Genta представляет первые в мире часы в бронзовом корпусе. Собственно, это была не чистая бронза, а комбинация бронзы и стали. По легенде модель Gefica Safari была создана по заказу 3 друзей дизайнера – страстных любителей африканского сафари. Выбор в пользу бронзы маэстро сделал, потому что она не бликовала на солнце, и значит, 3 друга-охотника могли не боятся на пике охотничьего азарта случайно спугнуть добычу.
Слегка поживший вид, который часы приобрели за счет необычного материала, вызвал неоднозначную реакцию публики. О бронзе в часовой отрасли забыли до 2011 году, когда компания Panerai решилась первой продемонстрировать преимущества этого материала в дайверских часах.
Еще одним неоднозначным проектом, который был реализован под брендом Gerald Genta, стала линейка моделей с диснеевскими персонажами. Все началось с часов Bambi, созданных по заказу тогдашнего председателя The Walt Disney Company Майкла Эйснера. Заказ был сделан в качестве эксклюзивного подарка матери Эйснера, но Джента так понравилась идея с диснеевскими мультяшками, что с разрешения компании он наладил серийный выпуск часов.
Презентация первых моделей линейки прошла со скандалом. На выставке Montres et Bijoux 1984 в Женеве стенд Gerald Genta оказался между стендами Rolex и Vacheron Constantin. Увидев, как Джента достает часы с Микки Маусом его коллеги по часовому цеху назвали их дизайн позором для Швейцарии. Упрямый характер дизайнера тут же дал о себе знать. Он возразил в ответ что-то в стиле «Уолт Дисней принес людям больше радости, чем ваши часы» и выбежал с выставки, столкнувшись на выходе с тогдашним президентом Cartier Аленом-Домиником Перреном.
Вслед за Джента в знак солидарности с выставки ушли Cartier и Ebel. Все это происходило в прямом эфире, и на следующий день скандальная троица оказалась на первых полосах газет.
Антиреклама, как известно, тоже реклама, и сегодня часы с Микки Маусом, держащим клюшку вместо минутной стрелки или с Дональдом Даком, вооружившимся бейсбольной битой, имеют свою долю популярности. К слову, для супруги Эвелин Джеральд Джента сделал уникальные часы со Скруджем, подчеркнув, что она является финансовой силой его проекта.
Примерно в это же время в рамках партнерства Джента и Cartier выходят часы Cartier Pasha. Как известно, дизайнер переосмыслил мифические часы для паши Марракеша, который очень любил водные процедуры. В своей версии Джента сохранил общий стиль Cartier с характерными ушками корпуса (так называемые Vendome lugs) и сапфировым кабошоном на заводной головке.
В 1994 году у мастера выходят часы Grande Sonnerie, которые долгое время удерживали за собой звание самых сложных часов в мире. Модель предлагалась в двух версиях. Базовый вариант включал в себя функции большого и малого боя, вестминстерский карильон с 4 гонгами и турбийон. В таком исполнении разработанный для часов механизм с автоподзаводом включал в себя примерно 800 деталей. В более сложную версию добавили ретроградный вечный календарь и второй часовой пояс, в результате чего количество деталей перевалило за 1000.
Разработкой механизма занималась звездная команда часовщиков во главе с Пьером-Мишелем Голе – создателем самых сложных механизмов Franck Muller. Под началом Голе тогда работали Деметрио Каббиду, наиболее известный свой работой в Montblanc-Minerva, а также будущие создатели La Fabrique du Temps (Louis Vuitton) Мишель Навас и Энрико Барбасини.
В 90-е было выпущено около двух десятков экземпляров модели и все они уникальны по материалу и дизайну циферблата. Для большинства экземпляров был характерен многослойный корпус восьмиугольной либо круглой формы. В мае 2019 года на женевской сессии Phillips один из ранних экземпляров уникальной серии ушел с молотка за CHF 162,500.
Джеральду Джента также принадлежит идея объединить в одном механизме функцию «прыгающий час» и ретроградный указатель минут. Под брендом Gerald Genta выйдет множество вариаций этой оригинальной комбинации. Несколько лет назад идею Джента взяла на вооружение компания Chanel, реализовав ее в своих первых часах для мужчин.
К сожалению, поддержка целого бренда за счет творчества одного человека долго существовать не может. В какой-то момент супруги Джента столкнулись с необходимостью продать компанию. В 1996 году бренд Gerald Genta перешел под управление сингапурского часового ритейлера The Hour Glass, с владельцами которого у супругов сложились прекрасные отношения. Однако сделка состоялась в не самое удачное время – азиатский финансовый кризис вынудил The Hour Glass продать детище Джеральда Джента компании Bvlgari.
Я не люблю часы! Для меня часы – это противоположность свободе. Я художник, живописец, я ненавижу ограничения во времени. Меня это раздражает.
Парадоксальные и в то же время вполне понятные слова человека, который 60 лет разрабатывал дизайн часов. Продав свою компанию Джеральд Джента не отошел от дел. Он посвящал много времени живописи и постоянно рисовал новые эскизы, как будто спрашивая себя: «А что бы я сделал, если бы Patek Philippe или Audemars Piguet позвонили мне и заказали новые часы». При этом одними часами дизайнерские интересы Джеральда Джента не ограничивались. Он также создавал столовые приборы, очки, ювелирные украшения и прочие аксессуары.
В одном из интервью незадолго до своей смерти в 2011 году Джента сказал, что за всю жизнь создал более 100,000 дизайнов. Ни подтвердить, ни опровергнуть слова мастера сегодня невозможно. И все же Эвелин Джента вместе с их общей дочерью Алексией и созданной ими 3 года назад Gérald Genta Heritage Association удалось систематизировать более 3,000 эскизов дизайнера. Включая как те, что были воплощены в жизнь известными брендами, так и те, что остались только на бумаге. Последние госпожа Джента, по совместительству генеральный консул Монако в Лондоне, не оставляет надежды однажды выпустить в виде часов. Не знаем, как вы, а мы бы с удовольствием посетили выставку новых моделей величайшего часового дизайнера ХХ века.