Мы продолжаем рассказ о проекте Harry Winston Opus. Сегодня речь пойдет о восьмой модели коллекции. Модели не самой популярной, но все же заслуживающей внимания по ряду причин. Во-первых, создал эти часы не часовщик и даже не дизайнер, а обычный бортмеханик. Во-вторых, это часы-обманка, часы-мираж… что-то вроде машины времени, которая отправит вас в ностальгические 1970-е.
От морского офицера до создателя безумных часов
Прежде чем рассказать историю 8-го Опуса, нужно заглянуть в биографию человека, который его создал. Уж слишком нетипичным для часовой отрасли был его путь. Зовут его Фредерик Гарино, но коллеги по часовому цеху называют его не иначе как «волшебник».
Фредерик Гарино родился в 1971 году во Франции. Детство будущий волшебник провел в военных казармах ФРГ, а, вернувшись на родину, в возрасте от 14 до 17 лет готовил себя к карьере военного медика. Что заставило молодого человека поменять свои планы, неизвестно, но в 1993 году он поступает в Школу морской авиации на специальность бортмеханика, освоив которую сначала работает спасателем, а потом механиком-инструктором в Школе летного состава. В 1998 году, после вторжения в Боснию и Косово, Гарино завершает карьеру военного.
В 1999 году будущий создатель 8-го Опуса перебирается в Лион и поступает в знаменитую Консерваторию искусств и ремесел, чтобы перевести свое образование на гражданские рельсы. В 2000-м он переезжает в Ла-Шо-де-Фон, а еще через год устраивается в Renaud & Papi (сегодня это часть Audemars Piguet), где возглавляет технический отдел компании.
В 2005 году Гарино основывает собственную компанию Cellule des Spécialités Horlogères (CSH), в которой вместе с командой из 5 человек с нуля создает авангардные модели часов. Именно эта компания возьмет в разработку проект Opus 8.
Тут стоит напомнить, что Гарино не часовщик, а значит, не скованный тисками часовых традиций, мог дать волю своим фантазиям и мечтать о чем угодно. Он и мечтал: соединить в часах сложную механику и цифровую электронику. Воплотить мечту в реальность получилось в партнерстве с Harry Winston.
Проект стартовал в начале 2007 года. Первой версией восьмого Опуса стали часы в круглом корпусе с индикацией при помощи вращавшегося по циферблату шарика, которые Гарино показал во время часового салона в Базеле. Энтузиазма у тогдашнего руководителя часового направления Harry Winston Хамди Чатти такой дизайн не вызвал. Озадаченный Гарино забрал свои наброски и продолжил работу. Спустя 4 месяца и примерно 4 десятка эскизов, на свет появился шедевр.
Поп-арт и «музыкальная шкатулка» внутри
Вдохновение Гарино как ярый поклонник поп-арта, диско и «Звездных войн» черпал в 1970-х годах. При этом существует легенда, что саму идею часов создателю 8-го Опуса подсказала его 8-летняя дочь. У девочки была игрушка наподобие мозаики, суть которой заключалась в том, что при нажатии на кнопку из основания выдвигаются штырьки раной высоты, образуя рельефное изображение. Тот же принцип использован в Opus 8.
В основе модели лежит механизм с ручным подзаводом, отчаянно мимикрирующий под кварц. Под циферблатом спрятан диск, на котором с определенной периодичностью расположены штифты. При нажатии на рычажок, размещенный с правой стороны корпуса, штифты приподнимают расположенные над ними пластинки циферблата, а на самом циферблате появляются цифры текущего времени. Время отображается в 12-часовом формате, поэтому рядом с цифрой всегда появляется приставка am/pm.
Штифты, показывающие текущее время, как бы блокируются стеклом циферблата, которое, к слову, имеет приличную толщину 4 мм. Длится это представление всего 5 секунд. Минуты при этом показывает ретроградный ползунок в правой части циферблата, который скользит вдоль линейной шкалы с 5-минутными отрезками. Читать минутную шкалу нужно снизу вверх. Очевидно, что для того, чтобы смотреть на таких часах время, придется наловчиться. Не успели сообразить, который час? Нажимайте на кнопку еще раз.
Если механизм индикации по устройству напоминает музыкальную шкатулку, то в пластиковом безеле модели можно усмотреть отсылку к первым электронным часам Hamilton Pulsar. Если помните, они были впервые выпущены в начале 1970-х годов. Корпус 45,8 х 33,5 мм изготовлен из белого золота. Форма корпуса напоминает ретро-телевизор из тех же 1970-х. Уплощенные и как бы растянутые арочные ушки выдают современный стиль Hamilton.
Обратная сторона корпуса с прозрачным «глазком», который открывает вид на баланс, тоже оформлена с выдумкой. На ней нарисован (или напечатан) контур электрической цепи. Механизм, собранный из 437 деталей, включая 44 камня, рассчитан на 48 часов работы без подзавода. Всего в рамках этой сери было выпущено 50 экземпляров.
Фредерик Гарино исповедует примерно ту же философию, что и Константин Чайкин – часы должны вызывать эмоции. Когда-то этот человек помог Harry Winston с доработкой многострадального Opus 3 Вианне Хальтера, а потом взял и создал кардинально другие часы. Без эмоционального отклика эти часы вас точно не оставят. Кто-то, глядя на них, вспоминает время своей беззаботной юности, а кто-то восхищается магией преображения винтажной электроники в сложную механику.