В последние годы часы стабильно входят в списки самых привлекательных предметов роскоши с точки зрения инвестиций. Наряду с коллекционными винами, раритетными автомобилями и предметами искусства. Лидерство в этом сегменте удерживают такие бренды как Cartier, Rolex и Patek Philippe. По результатам 2023 года часы этих брендов выросли в цене на 12, 10 и 7% соответственно.
Барометром инвестиционной привлекательности служат часовые аукционы. Как работает этот рынок и так ли выгодно инвестировать в часы, рассказываем в этой статье.
Строгий отбор
Кажется, что часовые аукционы существовали всегда, но это далеко не так. Первые наручные часы продали на аукционе Antiquorum в 1979 году, и именно эту дату можно считать началом истории часовых торгов. До этого момента через аукционы продавались только карманные и интерьерные часы. Наручные же часы попросту не считались предметом интереса потенциальных покупателей – коллекционеров. Спустя почти полвека часовые аукционы превратились в масштабные мероприятия, по накалу эмоций сравнимые с гонками Формулы 1.
В среднем для аукциона отбирается порядка 200 лотов. При этом число потенциальных кандидатов на участие в торгах доходит до 1000. Получается, что в процессе подготовки отбраковывается до 80% часов. К участию в торгах допускаются часы в хорошем состоянии (как снаружи, так и внутри) и с интересной историей происхождения. Прежде чем оценить будущий аукционный лот, работающий с часами специалист должен провести много исследовательской работы, изучив историю конкретной модели.
На этапе подготовки к аукциону специалисты, как правило, не вносят в часы никаких изменений. Чем ближе их состояние к изначальному, тем выше потенциальная стоимость по итогам торгов. Даже «безобидная» полировка может повлиять на конечный результат не в лучшую сторону. Максимум допустимого вмешательства – замена ремешка или треснувшего стекла.
Комиссия аукционного дома зависит от конечной стоимости лота. Если сумма находится в пределах $250,000, речь идет о 25%. За часы стоимостью до $2,000,000 запросят 20%. Комиссия на сверхдорогие модели еще ниже – к примеру, в случае с аукционом Christies это 12,5%.
Что любят коллекционеры?
От 70 до 80% всех аукционных продаж приходится на часы Patek Philippe и Rolex. Первый бренд называют королем усложнений, второй – королем спортивных часов. Однако помимо высокого статуса компании в сообществе коллекционеров существуют и другие критерии привлекательности аукционных часов.
Начнем с самого простого и понятного. На аукционах популярны часы, принадлежавшие известным личностям. Критерий срабатывает на ура, хотя и не всегда. Из удачных примеров можно вспомнить проданные 7 лет назад на майской сессии Phillips в Женеве часы Omega Элвиса Пресли. При эстимейте CHF 50,000 – 100,000 модель ушла с молотка за CHF1,812,500.
Ну, или другие часы, которые не приводит в пример только ленивый – Rolex Cosmograph Daytona 1960-х годов, принадлежавшие Полу Ньюману. Этот хронограф выставлялся на первом нью-йоркском аукционе Phillips в октябре 2017 года. Уже в первую минуту торгов прозвучала ставка в $10,000,000, лишившая дара речи ведущего аукциона Ауреля Бакса. По итогу часы ушли с молотка за $15,500,000, но с учетом комиссии итоговая стоимость лота перевалила за $17,700,000.
Из неудачных примеров можно вспомнить еще одни Rolex. В сентябре 2014 года на аукционе RR в Бостоне должны были продать Rolex Datejust Ref. 4467, принадлежавшие Дуайту Эйзенхауэру. Владелец часов, бывший агент ФБР Рейли де Гир Эмикс, рассчитывал выручить за них $1,000,000, но когда ставка с трудом перевалила за $500,000, понял, что желаемой суммы не добиться и снял лот с торгов. Одной из причин этой неудачи называют плохое состояние часов.
Второй критерий уже успел стать в часовых кругах притчей во язытцех. Сформулировать его можно как «сталь дороже золота». Причин у этого явления две. Во-первых, сталь изначально была материалом для повседневных часов, в то время как для часов на выход традиционно использовали золото и платину. Как результат, найти винтажные стальные часы в хорошем состоянии труднее, чем, скажем, золотые. Их просто чаще носили.
Вторая причина заключается в том, что ряд часовых производителей несколько десятилетий назад просто не делали ставку на часы в стальных корпусах. В качестве примера идеально подойдут редкие Rolex «Stelline» Ref. 6062 с индикацией лунных фаз и тройным календарем. В 2018 году в рамках одного аукциона Phillips версия модели в золотом корпусе ушла с молотка за CHF 636,500, а модель в стальном корпусе продали уже за CHF 1,452,000.
Правда есть и более свежий пример, когда эти часы ушли с молотка практически по одинаковой цене. В ноябре 2023 года на аукционе Christie's Rolex «Stelline» Ref. 6062 в корпусе из желтого золота ушла за CHF 2,223, 000, а тремя днями ранее на торгах Phillips версия в стальном корпусе была продана за CHF 2,117,000. Причина такой разницы вероятно кроется в том, что первые часы принадлежали бывшему генеральному директору Continental Airlines Гордону Бетьюну.
В 2016 году схема «сталь дороже золота» проигралась с моделями Patek Philippe Ref. 1518, выпущенными в 1940-х годах. На ноябрьской сессии Phillips в Женеве экземпляр в корпусе из розового золота был продан за CHF 1,474,000, а экземпляр в корпусе из стали установил рекорд, уйдя с молотка за CHF 11,000,000.
Не изменяя себе, Patek Philippe и сегодня крайне редко выпускает стальные модели и делает это, как правило, по особенным поводам. Как результат, аукционные модели в стальном исполнении постоянно пополняют список самых дорогих часов бренда.
Другие критерии популярности тех или иных часов среди коллекционеров можно считать веяниями времени, а можно – объективными признаками редкости и уникальности. К примеру, такое явление как «Tropical Dial» вроде как повышает цену часов на аукционе, но здесь нужно отметить две особенности. Во-первых, на ура заходят в основном Rolex с тропическим циферблатом. Во-вторых, сильно повысить конечную стоимость лота может только идеальный и равномерный цвет циферблата.
С учетом того, что тропический циферблат формируется с течением времени в силу естественных причин, контролировать равномерность и интенсивность цвета просто не получится, а значит, и найти идеальные экземпляры с таким циферблатом все равно что найти единорога.
Встречаются ли на аукционах подделки?
По данным Федерации швейцарской часовой промышленности в 2023 году было обнаружено около миллиона поддельных швейцарских часов, которые производились в разных уголках планеты. Самым подделываемым часовым брендом предсказуемо является Rolex. Но это тема для отдельной статьи.
Что касается подделок на часовых аукционах, вопрос сложный. Качественную подделку сделать не так просто. Не тот безель, не тот шрифт на циферблате, не те стрелки и прочие бросающиеся в глаза детали любой эксперт увидит сразу. К тому же до начала торгов организаторы аукциона обязаны провести проверку подлинности часов. Насколько тщательно проводится эта проверка, остается тайной за семью печатями. Именно поэтому случаются такие истории, как скандал с фейковыми Omega Speedmaster, разразившийся в июне прошлого года.
Об этой истории мы рассказывали в отдельной статье. Если кратко, то ранний экземпляр модели Omega Speedmaster ref. 2915-1 «Broad Arrow», который был продан в ноябре 2021 года на одном из аукционов Phillips, оказался подделкой. Выяснилось, что часы, которые ушли с молотка за рекордные для Omega $3,3 млн. – это «франкенштейн», собранный из разных деталей при участии бывшего главы музея Omega.
Интересные факты о крупных часовых аукционах
Хотя рынок специализированных часовых аукционов существует, по сути, меньше полувека, на нем давно обозначились крупнейшие игроки. Это аукционные дома Sotheby’s, Christies, Phillips и Antiquorum. Именно они являются поставщиками главных сенсаций часовых торгов.
Sotheby’s
История аукционного дома Sotheby’s началась в 1744 году, когда его основатель Сэмюэль Бейкер впервые провел аукцион, посвященный продаже коллекции книг. Свое название аукцион получил по имени племянника Сэмюэля Бейкера, который унаследовал дело дяди после его смерти. В начале ХХ века Sotheby’s начал торговать картинами, а после Первой мировой войны занялся продажей загородных домов и антиквариата.
Помимо организации торгов Sotheby’s занимается оценкой имущества, которую признают налоговые органы и страховые компании в стране клиента, а также курирует деятельность Института искусств Sotheby’s, который обучает будущих искусствоведом и арт-дилеров в Европе, США и Гонконге.
Пожалуй, самые известные часы, проданные на аукционе Sotheby’s, – это карманные часы Patek Philippe, принадлежавшие американскому банкиру Генри Грейвзу-младшему. На создание часов у компании ушло 5 лет (1928-1933). До 1989 года часы удерживали за собой статус самых сложных часов в мире: механизм модели поддерживает 24 усложнения. Сегодня они считаются самыми сложными часами, созданными без применения компьютерных технологий.
С рекордным результатом часы Генри Грейвза уходили на Sotheby’s дважды. В последний раз это случилось в 2014 году, когда легендарная модель была продана за $23,984,106. На тот момент это были самые дорогие часы Patek Philippe.
По состоянию на 2022 год доля Sotheby’s на рынке часовых аукционов составляет 24%.
Christie's
Первые торги Christie's прошли в 1766 в Лондоне. Основателем аукционного дома стал антиквар Джеймс Кристи, а с 1823 года дело продолжил его сын и полный тезка. В отличие от своего главного конкурента Sotheby’s дом Christie's изначально специализировался на торговле предметами роскоши.
Самыми громкими продажами в истории аукциона становились продажи личных вещей знаменитостей. Так, в 1927 году именно на Christie's пустили с молотка коллекцию драгоценностей, принадлежавших членам русской царской семьи. В 1978 году на аукционе продали гардероб Коко Шанель, выручив за него $138 млн. В 2011 году на продажу выставлялась коллекция ювелирных украшений Элизабет Тейлор, которая ушла с молотка за $ 137,2 млн.
Одно из самых успешных направлений Christie's – продажа картин. Christie's принадлежит рекорд в этой области. В 2017 году картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (подлинник) ушла с молотка за $450 млн., 50 из которых составила комиссия.
Рекорд на часовых торгах Christie's установила модель Patek Philippe Grandmaster Chime Ref. 6300A-010 в стальном корпусе, созданная специально для аукциона Only Watch. В ноябре 2019 года двухсторонние часы с 20 сложными функциями (включая уникальный репетир даты) ушли с молотка за $35,5 млн. и стали самыми дорогими часами, проданными с аукциона.
По состоянию на 2022 год доля Christie's на рынке часовых аукционов составляет 30%.
Phillips (совместно с Bacs & Russo)
Аукционный дом Phillips был основан в 1796 году бывшим клерком Джеймса Кристи Гарри Филлипсом. Именно Phillips положил начало традиции устраивать накануне торгов вернисажи и приёмы и стал единственным аукционным домом, который организовал торги в Букингемском дворце. С начала существования специализацией этого аукциона было современное искусство.
С 2008 года контрольный пакет Phillips принадлежит российской компании Mercury Group. В 2015 году в отдельное направление оформилась продажа часов класса люкс. С тех пор практически все рекорды в сфере часовых аукционов принадлежат Phillips. Самый известный из них – вышеупомянутые Rolex Daytona Пола Ньюмана, проданные в 2017 году за $17,752,500.
Phillips лидирует среди часовых аукционов с самой высокой средней ценой за лот – CHF 128,000. По состоянию на 2022 год доля компании на рынке часовых аукционов составляет 31,2%.
Antiquorum
Antiquorum – это первый в мире аукцион, который специализируется исключительно на часах. Предприятие было основано миланским антикваром Освальдо Патрицци в 1974 году. Как упоминалось выше, именно здесь в 1979 году были впервые проданы наручные часы, а в 1989 году проведены первые тематические часовые торги – аукцион, посвященный 150-летию компании Patek Philippe.
В 1990-х Antiquorum был первым аукционом, на котором стали продавать часы через интернет. Хотя по масштабам этот аукционный дом уступает вышеперечисленным домам, его доля на аукционном рынке достаточно весомая: 11% по состоянию на 2022 год.
Самые дорогие часы за всю историю аукциона были проданы в 2009 году. Это была модель из серии Patek Philippe Calibre 89, представленной к 150-летию компании. Часы отличаются наличием 33 усложнений, которые расположены в механизме на 4-х уровнях. Считается, что всего в этой серии было выпущено 5 экземпляров, включая прототип. На торгах 2009 года выставлялся экземпляр в корпусе из белого золота, который ушел с молотка за $5,042,000.
Ineichen
Базирующийся в Цюрихе аукционный дом Ineichen Auctioneers не является ни самым крупным, ни самым влиятельным часовым аукционом. При этом его, пожалуй, можно назвать самым новаторским в довольно консервативной сфере часовых торгов. Начиная с 2021 года, Ineichen практикует ряд нововведений, которые идут в разрез с традиционным форматом аукционных продаж.
Во-первых, на тематические продажи Ineichen отбирается не более 50-60 лотов. Таким образом торги не растягиваются на обычные полдня и дают высокую концентрацию интересных коллекционерам моделей.
Во-вторых, аукцион не взимает за проданные часы традиционную комиссию.
В-третьих, с целью сокращения расходов на организацию аукциона, торги проводятся преимущественно онлайн.
В-четвертых, в мае 2022 года в рамках аукциона, посвященного 50-летию коллекции Audemars Piguet Royal Oak, Ineichen провел необычную продажу. Вместо обычных 50 лотов в торгах было заявлено 66 позиций. Каждая из них представляла собой 0,5% акций компании со стартовой стоимостью CHF 200,000. По итогам торгов 60 лотов общей стоимостью CHF 12,000,000 были проданы частному инвестору из Европы. Остальные 3% разделили между собой европейский и азиатский инвесторы.
Почему люди покупают и продают часы на аукционах?
У интереса к купле-продаже через аукцион есть ряд причин
- Аукцион формирует реальную рыночную стоимость часов. В нем принимают участие как коллекционеры, так и торговцы часами. Первые нередко обращаются к аукционному дому за экспертизой и возможностью установить реальную стоимость конкретной модели. Вторым аукционы помогают понять, как формируются цены на часы, на какие именно часы есть спрос и сколько готовы платить за те или иные модели.
- Аукцион обеспечивает максимальную прозрачность операций купли и продажи.
- Проводимая специалистами аукциона экспертиза дает гарантию подлинности и рабочего состояния часов (как видим по скандальной истории с фейковыми Omega, этот фактор иногда может давать сбой).
- У покупателя есть возможность купить часы с интересной историей (и по цене ниже, чем предлагают за похожие новые модели в бутиках)
- … и возможность некоторое время спустя продать купленное с выгодой для себя.
Что такое «магия аукциона»?
В экономической теории и практике существует понятие «магия аукциона», связанное с непредсказуемым исходом торгов. Его используют для описания необычных и неожиданных аспектов поведения участников аукциона и его результатов, которые не поддаются прогнозированию с помощью стандартных моделей экономического поведения.
Проще говоря, магия аукциона включает в себя уловки и стратегии, которые переламывают ход торгов. К ним относятся
- ставки ниже ожидаемой стоимости;
- сговор с другими участниками аукциона для получения выгоды;
- психологическое воздействие на тех участников аукциона, которые особенно подвержены влиянию эмоций, конкуренции и статуса.
По сути, даже такие нехитрые приемы как интонации аукциониста, неформальное обращение к участникам, то, как он наклоняется к аудитории, темп его речи и умение в нужный выдерживать паузы также являются важными слагаемыми магии аукциона, способной повлиять на конечную стоимость лота.
Выгодно ли инвестировать в часы?
Мнения на этот счет разнятся, поскольку рынок инвестиций – штука сложная и требует брать в расчет огромное количество факторов. Так или иначе, большинство часов теряют в цене после покупки, и предметом инвестиции могут стать только те модели, которые этому правилу не подчиняются. Здесь важно понимать, что часы не биткоин и мгновенной прибыли не дадут. Если уж и затевать эту игру, то имейте в виду, что играть, скорее всего, придется в долгую.
Самый очевидный фактор привлекательности часов с точки зрения инвестиций – лимитированность серии. Как со временем будет меняться стоимость этих часов, можно отследить по ценам на вторичном рынке и тех же аукционах.
Сюда же можно отнести дефицит конкретных моделей, который объясняется двумя причинами. Во-первых, некоторые бренды могут искусственно создавать этот самый дефицит, формируя многолетние листы ожидания на конкретные часы. Как результат, в официальных магазинах их не достать, из-за чего цены на вторичном рынке подскакивают в разы.
Во-вторых, ситуация с дефицитом может объясняться нишевым характером бренда, который выпускает часы. В силу небольших производственных мощностей, а то и вовсе изготовления вручную, этих моделей просто не может быть много. Недаром в плане популярности на аукционах следом за Patek Philippe и Rolex идут часы от таких независимых мастеров, как Франсуа-Поль Журн и Филипп Дюфур. Правда, возможность купить такие часы есть далеко не у всех.
Третий фактор – это ежегодное подорожание конкретных моделей у престижных раскрученных брендов. В этом плане можно с уверенностью назвать как минимум 5-ку компаний, которые в перспективе покажут высокую рентабельность вложений. Это вездесущие Patek Philippe и Rolex, а также Audemars Piguet, Vacheron Constantin и A. Lange & Söhne. Именно эту пятерку в 2022 году приводила в результатах своего исследования британская компания Luxe Watches, которая выясняла, насколько выгодно инвестировать в часы.
Главное, что советуют эксперты перед тем, как начинать вкладываться в часы с целью получения финансовой выгоды, это проанализировать конкретную модель и бренд. Узнать историю часов, оценить их количество и уникальность, посмотреть, сколько часов и по каким стандартам выпускает компания-производитель. В эпоху интернета вся (или почти вся) информация более чем доступна.