• Новинки 2024
  • Рекорды
  • Персоны
  • Обзоры
  • Высокое часовое ...
  • Винтаж
  • Мужские часы
  • Эксклюзивные мо ...
  • Аукционы
Heuer Monaco: часы для коллекционеров

Heuer Monaco: часы для коллекционеров

11 октября 2017 г.
Ни один винтажный хронограф не пользуется таким спросом на аукционах, как часы Heuer Monaco. В июле 2012 года классическая модель Monaco ref. 1133 В ушла с молотка за $799 500. Космический ценник часам обеспечил один примечательный факт из их биографии. Именно эти часы снимались в фильме «Ле Ман» с легендарным Стивом МакКуином.
Для поклонников винтажных часов марка TAG Heuer могла бы не представлять особого интереса, если бы в истории швейцарского часового бренда не было хронографа с красивым названием Monaco. Впервые выпущенная в 1969 году, эта модель своим смелым дизайном вызвала неоднозначную реакцию публики, найдя путь к сердцам ценителей швейцарских механических часов лишь через несколько десятилетий после своего появления на свет. Корпус квадратной формы, синий циферблат с красной центральной стрелкой для отсчета секунд и заводная головка, переместившаяся на левую сторону корпуса – именно такой дизайн особенно ценят завсегдатаи часовых аукционов. Разумеется, в истории TAG Heuer есть и другие винтажные модели, недаром этот бренд признан королем винтажных хронографов. В тот период, когда марка еще носила название Heuer, на свет появились модели Autavia, Daytona, Seafarer, Carrera, Calculator, Montréal, Monza, Camaro, Sylverstone, Verona, Temporada. Все они, несомненно, близки по духу любителям стиля 60-х, 70-х годов и поклонникам авиационных часов в стиле ретро. Но ни одни часы из этого ряда не пользовались таким спросом на аукционах, как хронографы Heuer Monaco. За подтверждением этого факта, как говорится, далеко ходить не надо. В июле 2012 года классическая модель Monaco ref. 1133 В ушла с молотка за $799 500. 
Космический ценник часам обеспечил один примечательный факт из их биографии. Именно эти часы снимались в фильме «Ле Ман» с легендарным Стивом МакКуином. Помимо этого факта в биографии культового хронографа есть немало других интересных эпизодов.

Культовый дизайн

Официальная презентация Heuer Monaco состоялась 3 марта 1969 года в рамках сразу двух пресс-конференций. Одна из них прошла в отеле Intercontinental в Женеве, другая принимала представителей международных СМИ в небоскребе MetLife Building (историческая справка: до 1981 года небоскреб носил название Pan Am Building, поскольку в нем было расположено управление авиакомпании Pan American World Airways). Часы позиционировались, как первый квадратный хронограф с автоподзаводом и были представлены публике вместе с новинками из коллекций Carrera и Autavia, на фоне которых выделялись своей авангардностью.
Необычными в хронографе была не только форма и толщина корпуса, но даже цвет циферблата. Помимо версий с синим фоном для часовых индикаций (в серийном номере таких часов синий цвет обозначался буквой «В»), часы также выпускались с серым циферблатом (серийный номер с буквой «G»). К другим неординарным деталям образа Heuer Monaco можно отнести накладные часовые метки, которые располагались не по направлению к центру циферблата, а строго горизонтально и заводную головку, размещенную не на правой, а на левой стороне корпуса. Нестандартное расположение заводной головки подчеркивало тот факт, что часы не нуждаются в подзаводе.
Любопытно, что появлению культовых часов, получивших свое название в честь Гран-при Формулы 1 в Монако, предшествовала пусть не совсем спортивная, но все же самая настоящая гонка. Целью этой гонки было создание первого в мире хронографа с автоподзаводом.

Project 99

1969 год был годом выдающихся премьер. Человек впервые ступил на поверхность Луны, 3 дня прожил с искусственным сердцем и в первый раз поднялся в небо на самолетах Concorde и Boeing 747.

Для часового дела 60-е годы оказались довольно сложным временем. С одной стороны, активное развитие автоспорта требовало от часовых производителей развивать линейки хронографов, секундомеров и других измерительных приборов для гонок, с другой, на фоне стремительного роста популярности часов с автоподзаводом, спрос на хронографы неуклонно снижался, ведь хронографов с автоматическим механизмом не выпускал никто.

С середины 60-х сразу четыре крупных часовых производителя – Zenith, Seiko, Breitling и Heuer взялись за разработку первого в мире хронографа с автоподзаводом. И если Zenith и Seiko работали в одиночку, то Breitling и Heuer объединили свои усилия.

К тандему Heuer-Breitling подключились компании Buren и Dubois-Depraz, которые взяли на себя техническую сторону проекта, проще говоря, создание механизма. Марка Buren, которая незадолго до старта проекта объединилась с компанией Hamilton, зарекомендовала себя отличными калибрами с микроротором. Dubois Depraz занялась разработкой модуля хронографа. Heuer и Breitling обеспечивали финансирование проекта, а также занимались разработкой дизайна будущего хронографа и вопросами его подготовки к серийному производству. Это необычное сотрудничество (все-таки те же Heuer и Breitling были прямыми конкурентами) войдет в историю часового дела под названием Project 99, а сама команда разработчиков позже станет известна, как группа Chronomatic.

В рамках «Проекта 99» на свет появился Calibre 11 (другое название Chronomatic) – созданный на базе механизма Buren калибр модульного типа с балансовой частотой 19 800 пк/час и 42-часовым запасом хода.
Calibre 11
Первоначально Calibre 11 планировалось использовать в популярных тогда часах линейки Carrera, но механизм получился достаточно габаритным, и корпуса Carrera оказались для него маловаты. После ряда попыток доработать калибр под Carrera, руководство Heuer отказалось от этой затеи и снабдило новым механизмом модели Autavia.

Учитывая то, в какой спешке создавался механизм, вполне закономерно, что он был не лишен технических недостатков. Так, если в большинстве хронографов того времени на счетчиках использовались прыгающие минутные стрелки и часовые стрелки с плавным ходом, то Calibre 11 оснащался не только прыгающей минутной, но и прыгающей часовой стрелкой (стрелка на часовом счетчике «прыгала» каждые 30 минут, вместо того, чтобы передвигаться плавно). Были у механизма проблемы и с переключением даты. Это сейчас мгновенное переключение даты и прочих календарных показаний на циферблате – обычное дело, а для часов середины прошлого века обычной была ситуация, когда переключение даты начиналось в 22:30 и занимало около 1,5 часов. Изначально Calibre 11 был спроектирован таким образом, чтобы дата на часах переключалась в промежутке 23:45 - 00:00. На деле механизму не хватало мощности, чтобы менять дату всего за четверть часа.

Чтобы обеспечить эффективную работу хронографа, часам нужна была мощная заводная пружина. Пружина в Calibre 11 оказалась чересчур мощной, что привело к увеличению амплитуды колебаний баланса. В результате часы очень быстро начинали спешить.

Не имея возможности сделать качающийся триб полностью стальным, участники Project 99 использовали шестерню с латунной головкой на стальном валу. Учитывая, что головка триба входит в контакт с ходовым колесом хронографа, каждый раз, когда владелец часов запускает или останавливает хронометраж, такое решение провоцировало преждевременный износ деталей.

Calibre 11 находился в производстве до конца 1969 года, пока на смену механизму не пришла его доработанная версия Calibre 11-I. Дата здесь переключалась медленнее (переключение начиналось в 22:30), более «слабая» заводная пружина помещалась в никелированный заводной барабан, качающийся триб был полностью изготовлен из стали, а ходовое колесо хронографа из никель-серебряного сплава.
Джек Хойер

Первый водонепроницаемый хронограф в квадратном корпусе

Для своего самозаводящегося хронографа Heuer искала новое дизайнерское решение, и оно вскоре нашлось. Владелец крупнейшей компании по производству часовых корпусов Эрван Пикрез предложил Джеку Хойеру использовать его запатентованную новинку – квадратный корпус, особым образом защищенный от проникновения влаги. Такое решение на часовом рынке предлагалось впервые: из-за наличия углов корпусá квадратной формы было крайне сложно снабдить водозащитой. Герметичность корпуса Пикреза обеспечивалась за счет специальной конструкции задней крышки, которая с тыльной стороны снабжалась 4 «крючками».
При защелкивании крышки по периметру корпуса создавалось давление, которое и обеспечивало водозащиту до 50 метров. Увидев в таком техническом решении огромный потенциал, а главное, возможность обойти конкурентов, Джек Хойер приобрел у Пикреза эксклюзивные права на этот корпус. Так будущая икона часового искусства получила первый в мире водозащищенный корпус квадратной формы. Хотя справедливости ради стоит отметить, что корпус первых Monaco не был квадратным: учитывая тот факт, что его размеры составляли 40 х 38 мм, правильнее было бы сказать, что первые модели Monaco имели прямоугольную форму.
Нестандартный облик не сыграл часам на руку. Хронографы Heuer Monaco продавались по цене 200 $ (производство квадратных корпусов обходилось на 20% дороже) и поначалу не пользовались большим спросом. Похоже, часы просто ждали своего звездного часа, и этот час настал после выхода на экраны фильма «Ле Ман».

Исторический кинодебют

Еще в годы своего президентства в американском филиале Heuer Джек Хойер познакомился с неким Доном Нанли, который занимался тем, что подбирал различные аксессуары для съемок в фильмах. Именно благодаря этому человеку часы марки Heuer попали на большой экран.

В июне 1970 года Дона Нанли привлекают к работе над фильмом «Ле Ман». Одним из консультантов фильма выступил швейцарский гонщик Йо Зифферт, который стал первым посланником марки Heuer. Считается, что именно Зифферт стал прообразом главного героя фильма, роль которого исполнил голливудский актер Стив МакКуин.
Желая максимально вжиться в образ опытного гонщика, в качестве экипировки МакКуин выбрал себе белый комбинезон Зифферта с нашивкой Heuer на груди. Когда подошла очередь выбирать часы, из 50 моделей, предоставленных в распоряжение съемочной группы, актер отдал предпочтение часам Monaco. Выбор МаКкуина сам Джек Хойер объяснял тем, что в часовой подборке была не одна, а целых 3 модели Monaco, т.е. в случае поломки или потери часов их легко можно было заменить.
В настоящее время одна из копий модели, принимавшей участие в картине, хранится в швейцарском музее Tag Heuer. После выхода фильма на экран часы Heuer Monaco ref. 1133 стали называть «McQueen Monaco».

Винтажные модели Monaco. Нюансы дизайна

Если говорить о нюансах оформления циферблата в разные годы выпуска модели, то здесь ситуация выглядит следующим образом. В самых первых версиях модели над логотипом Heuer в верхней части циферблата стояла надпись «Chronomatic», которая подчеркивала: перед вами хронограф с автоподзаводом. Само слово Monaco располагалось в нижней части циферблата, прямо над указателем даты. От более поздних серийных моделей Monaco Chronomatic отличают несколько деталей. Во-первых, это полированные стальные стрелки с квадратными концами (позднее стрелки изготавливались из матовой стали и имели красные наконечники треугольной формы). Во-вторых, в часах использован циферблат цвета синий металлик (почти во всех последующих версиях циферблат имел оттенок midnight blue) и синий люминофор. В последние годы в сообществе коллекционеров винтажных Heuer было замечено около 15 таких моделей, причем на циферблате некоторых экземпляров краска выцвела и приобрела медный оттенок. Коллекционеры называют это явление «Paintless Wonders».
Heuer Monaco Chronomatic
Далее в оформлении часов уже можно наблюдать некоторые изменения: во-первых, в пару к синему у модели появляется серый циферблат, во-вторых, часы принимают более привычный поклонникам этой модели вид – непонятное покупателю слово Chronomatic исчезает с циферблата, название модели переносится ближе к отметке «12 часов» и располагается над логотипом Heuer, а его место в нижней части циферблата занимает надпись «Automatic Chronograph». Именно такой вариант дизайна можно увидеть в фильме «Ле Ман».
В более поздних версиях компоновка элементов на циферблате меняется кардинально. Модель Heuer Monaco ref. 1533 вместо секундного счетчика на позиции «9 часов» получает схематичный индикатор без числовой разметки. На циферблате он располагается у отметки «10 часов», а прямо под ним размещено название модели.
Heuer Monaco ref. 1533G
Далее последует модель Monaco ref. 73633, представленная в 4 цветовых вариантах: синий циферблат + светлые счетчики, синий циферблат + синие счетчики, циферблат серый металлик + серые счетчики и циферблат серый металлик + контрастные черные счетчики. К слову, счетчиков в этой версии будет уже не 2, а 3: малая секундная стрелка разместится на 9-часовой отметке, а 12-часовой счетчик займет позицию «6 часов». Принципиальное отличие этой версии модели от предыдущих состоит в том, что заводная головка здесь занимает свое традиционное место с правой стороны корпуса, что несколько отдаляет эту модель от оригинала. На циферблате часов отсутствует надпись «Automatic Chronograph», что объясняется очень просто: эта модель – первые часы Monaco с ручным подзаводом (в качестве механизма здесь использован калибр Valjoux 7736).
Heuer Monaco ref. 73633B со светлыми счетчиками
В 1974 году с выпуском модели ref. 74033 компания Heuer возвращается к классическому дизайну с двумя счетчиками. Эта модель будет оснащена калибром Valjoux 7740 с ручным подзаводом.
Heuer Monaco ref. 74033В
Нетрудно заметить, что, несмотря на звание одного из первых в мире автоматических хронографов, в рамках коллекции Monaco выпускались и модели с ручным подзаводом. Вообще, за первые годы существования хронографы Monaco сменят механизм несколько раз. С 1971 года вместо Calibre 11 работу модели будет обеспечивать калибр 12 с балансовой частотой 21 600 пк/час. Чуть позже рост конкуренции и укрепление швейцарского франка вынудят компанию разработать более дешевый калибр 15, которым марка оснастит ref. 1533.

В 1977 году, в самый разгар кварцевого кризиса, Heuer сворачивает производство Monaco. Последней версией хронографа становится модель Monaco «Dark Lord», к отличительным чертам которой можно отнести темный циферблат и черный корпус с PVD-покрытием. По некоторым данным всего за период с 1969 по 1977 годы было выпущено от 4000 до 6000 экземпляров.
Heuer Monaco «Dark Lord»
Возрождение коллекции Monaco состоялось в 1998 году. С тех пор компания Heuer, которая за время паузы в производстве часов успела сменить название на TAG Heuer, представила несколько моделей, выдержанных в стиле первых хронографов Monaco. Тем не менее, основной упор в современной линейке сделан на концептуальные часы, которые мало напоминают участника базельской выставки 1969 года. Современные переиздания первой модели Monaco приобрели идеально квадратную форму (напомним, что размеры первой модели Monaco 40 х 38 мм), сменили логотип и обзавелись прозрачной задней крышкой. Ну и, пожалуй, больше нет нужды размещать заводную головку с левой стороны корпуса, ведь это прямо скажем не очень удобно. Во всем остальном перед нами все те же часы с узнаваемым квадратным корпусом и такими же квадратными счетчиками, очерченными контрастной шкалой минутной разметки. Кто знает, возможно, через несколько десятилетий эти модели добьются такого же успеха на аукционах, как и их легендарный предшественник.

Так кто же все-таки создал первый в мире хронограф с автоподзаводом?

Один из самых спорных вопросов, связанный с историей модели Heuer Monaco, была ли группа Chronomatic создателем первого в мире хронографа с автоподзаводом, как того хотел Джек Хойер и другие участники «Проекта 99», или же ее опередила компания Zenith. А может быть, создателем первого в мире автоматического хронографа была марка Seiko? Здесь все зависит от точной формулировки самого вопроса. Что значит быть первой? Первой публично объявить о разработке хронографа? Первой продемонстрировать рабочие образцы часов? Или первой наладить серийное производство модели? И уж если мы заговорили о серийном производстве, то какое именно производство следует рассматривать в данном вопросе: выпуск только для внутреннего рынка или выход часов на международный уровень продаж? Итак, давайте, рассмотрим, что конкретно сделал каждый из участников гонки по созданию первого в мире автоматического хронографа.

Zenith

Если заглянуть в историю марки Zenith, сам факт ее участия в гонке по созданию первого в мире автоматического хронографа может показаться странным. До 1960 года компания, зарекомендовавшая себя производством хронометров и часов для военных, предлагала ограниченную линейку хронографов, механизмы для которых закупала на стороне, в первую очередь у компании Excelsior Park. То, что масштабное производство часов с функцией хронографа не входило в сферу интересов Zenith, подтверждает и тот факт, что компания не являлась членом Швейцарской ассоциации производителей хронографов. Однако после того, как в состав Zenith вошла компания Martel Watch Company, выпускавшая механизмы для хронографов и других сложных часов, марка расширила модельный ряд часов с секундомером и наладила выпуск собственных механизмов хронографа.
Калибр 3019 PHC со стороны циферблата
К разработке хронографа с автоподзаводом Zenith приступила в 1962 году с прицелом выпустить часы в 1965 году, к своему 100-летнему юбилею. По каким-то причинам работа над проектом была приостановлена, а планы по презентации грандиозной часовой новинки были отодвинуты на апрель 1969 года, когда в швейцарском Базеле должна была пройти очередная выставка Swiss Watch Show, позднее переименованная в Baselworld. Однако, когда в часовой среде поползли слухи о том, что первый хронограф с автоподзаводом собираются представить конкуренты Zenith, компания решила ускорить процесс выпуска.
Калибр 3019 PHC
10 января 1969 года в Швейцарии была проведена пресс-конференция, в рамках которой Zenith-Movado представила один (возможно, несколько) рабочий прототип первого автоматического хронографа. Чтобы подчеркнуть свое первенство, компания назвала новинку El Primero, что в переводе с языка эсперанто означает «первый». В отличие от хронографа Monaco, снабженного модульным механизмом, El Primero получили традиционный интегрированный механизм с классическим колонным колесом (калибр 3019 PHC) с высокой частотой колебаний баланса (36 000 пк/час), что позволяло часам вести хронометраж с точностью до 1/10 секунды. В плане дизайна хронограф Zenith использовал классическую компоновку циферблата с 3 счетчиками и окошком даты в секторе между 4 и 5 часами.
Хронограф Zenith El Primero начала 70-х годов
Казалось бы, лидер гонки по созданию первого в мире хронографа с автоподзаводом, найден. Картинка, созданная Zenith, выглядит очень убедительно, если бы не 2 момента. Во-первых, январская конференция Zenith носила локальный характер и освещалась только швейцарскими СМИ. Во-вторых, в продажу хронографы El Primero поступили только в октябре 1969 года, что невольно наводит на мысль, а было ли в активе Zenith что-то кроме одного рабочего прототипа?

Группа Chronomatic

Еще осенью 1968 года группа Chronomatic выпустила 100 прототипов своего хронографа. Компании Heuer и Breitling получили в свое распоряжение по 40 экземпляров каждая, Hamilton-Buren досталось 10 образцов, оставшиеся 10 прототипов Dubois-Depraz использовала для тестирования и разработки.

Если пресс-конференция Zenith была довольно скромной, то презентация первого автоматического хронографа, созданного совместными усилиями Heuer, Breitling, Hamilton-Buren и Dubois-Depraz, выглядела совершенно по-другому. Пресс-конференции, прошедшие в Женеве и Нью-Йорке, а позже в Токио, Гон Конге и Бейруте, широко освещались представителями мировых СМИ. Каждая из компаний представила целую серию хронографов. В рамках пресс-конференций были проведены конкурсы рисунков и в тот же день несколько счастливчиков ушли домой, став первыми обладателями новинок.
Модели серии Chronomatic в каталоге Chronosport
В выпуске журнала «Swiss Watch and Jewelry Journal» за март 1969 года редакционная статья, посвященная презентации хронографов Chronomatic, заняла 6 страниц. Еще 8 страниц было отведено под рекламу 3 производителей (Heuer, Breitling и Hamilton), в которой главный акцент делался на то, что покупателям больше не нужно выбирать между обычными часами с автоподзаводом и хронографом, так как отныне у них есть и то, и другое. В розничную продажу модели серии Chronomatic поступили летом 1969 года.

Seiko

Согласно официальным данным бренда первый автоматический хронограф для японского рынка (ref. 6139) компания Seiko выпустила в мае 1969 года. Правда, остается неясным, был ли этот «запуск» просто объявлением в прессе, или часы уже поступили в розничную продажу в Японии.
Хронограф Seiko ref. 6139
Сам Джек Хойер вспоминал, что во время базельской выставки в апреле 1969 года к стэнду Heuer подошел президент Seiko Итиро Хаттори и поздравил компанию с запуском первого в мире автоматического хронографа. Никаких упоминаний об автоматическом хронографе Seiko с его стороны не было. С другой стороны, серийные номера, проставленные на задних крышках, ранних хронографов Seiko ref. 6139, указывают на мартовские даты. Опять же, остается только предполагать, являются ли эти модели предпродакшн-версиями хронографа или первыми экземплярами серии, поступившей в продажу на японский рынок. В любом случае, продажи модели на мировом рынке стартовали в конце 1969 года.
Как видим, каждый из участников гонки по созданию первого в мире хронографа с автоподзаводом внес свой вклад в освоение ранее неисследованной области часового дела. Компания Zenith записала на свой счет выпуск первого в мире высокочастотного автоматического хронографа на базе интегрированного механизма с колонным колесом. Участники группы Chronomatic, общими усилиями обеспечили себе первенство в выпуске и продаже самозаводящихся хронографов модульного типа на швейцарском рынке. Японцы Seiko, по всей видимости, обеспечили хронографами с автоподзаводом внутренний рынок.

Как ни крути, в наибольшем выигрыше оказалась компания Heuer. Марка не только с большой помпой представила абсолютно новый часовой продукт, сразу сделав заявку на продажи своего хронографа по всему миру, но и, благодаря дальновидности Джека Хойера создала легенду Heuer Monaco – часы с уникальным дизайном, которые всегда будут желанными не только для коллекционеров, но и для скромных поклонников проверенной временем часовой классики.