На южной стороне Юнион-сквер, в центре Манхэттена, расположена загадочная инсталляция, смысл которой остается за гранью понимания, пока не начинаешь методично искать информацию об этом арт-объекте, постепенно проникаясь масштабом его художественной идеи.
Арт-композиция под названием «Метроном» была открыта в октябре 1999 года. Авторы «Метронома» Кристин Джонс и Эндрю Гинзел, известные по проекту Международного аэропорта Канзас-сити, попытались в такой вот необычной форме исследовать природу времени, отобразив его сразу в нескольких его форматах: историческое, геологическое, звездное и реальное. Инсталляция фактически собрана из трех частей, и каждая часть этого часового триптиха несет свою смысловую нагрузку.
Центральный элемент композиции – вертикальная стена из 52 000 кирпичей, обточенных и уложенных таким образом, что вся картинка напоминает круги, расходящиеся по воде, в которую бросили камень. Стена размером 30 х18 метров носит название «Водоворот».
Центральный элемент композиции – вертикальная стена из 52 000 кирпичей, обточенных и уложенных таким образом, что вся картинка напоминает круги, расходящиеся по воде, в которую бросили камень. Стена размером 30 х18 метров носит название «Водоворот».
В центре «Водоворота» вырезано отверстие диаметром 1,5 метра. Эта часть «Метронома» получила название «Бесконечность» или «Бесконечность зевает». Дважды в сутки, в полдень и в полночь, из этого окошка с громким хлопком вырываются клубы пара. По замыслу авторов «зевающая бесконечность», должна вызывать ассоциации с внутренней энергией Земли, которая находит выход в геотермальных источниках планеты. Впрочем, в замысле Джонса и Гинзела явно прослеживается намек на также требующую выхода кипучую энергию огромного мегаполиса, коим является Нью-Йорк.
Пространство вокруг отверстия декорировано листовым золотом 23,75 карат. Эта часть композиции, получившая название «Первоисточник», призвана структурировать «Метроном» по вертикали и делить его на фрагменты. Внешне золотой ореол вокруг «Бесконечности» напоминает взрыв, подобный тому, в результате которого образовалась планета Земля.
Пространство вокруг отверстия декорировано листовым золотом 23,75 карат. Эта часть композиции, получившая название «Первоисточник», призвана структурировать «Метроном» по вертикали и делить его на фрагменты. Внешне золотой ореол вокруг «Бесконечности» напоминает взрыв, подобный тому, в результате которого образовалась планета Земля.
Торчащая из стены рука в верхней части нью-йоркской инсталляции является точной, увеличенной в размере копией руки Джорджа Вашингтона. За основу «Реликвии» (так называется этот фрагмент «Метронома») взята вскинутая в благословляющем жесте рука со статуи Джорджа Вашингтона, созданной Генри Керком Брауном. Интересно, что статуя расположена здесь же, на Юнион-сквер. Получается, что один из отцов-основателей США как бы дважды благословляет город на большие свершения.
В нижней части композиции из стены выступает огромный кусок скальной породы. Фрагмент «Материя» – что-то вроде символа прошедших геологических эпох, кусочек скалы, на которой стоит остров Манхэттен. Завершающий элемент в этой части композиции – 20-метровый бронзовый конус. Соединяя «Бесконечность» с «Материей», эта часть инсталляции (официальное название «Фокус»), по-видимому, символизирует само время. По-крайней мере, на такие мысли наводит схожесть конуса с минутной стрелкой.
В нижней части композиции из стены выступает огромный кусок скальной породы. Фрагмент «Материя» – что-то вроде символа прошедших геологических эпох, кусочек скалы, на которой стоит остров Манхэттен. Завершающий элемент в этой части композиции – 20-метровый бронзовый конус. Соединяя «Бесконечность» с «Материей», эта часть инсталляции (официальное название «Фокус»), по-видимому, символизирует само время. По-крайней мере, на такие мысли наводит схожесть конуса с минутной стрелкой.
Слева от кирпичного «водоворота», прямо в стеклянный фасад здания вмонтированное цифровое табло из 15 –ти секции, на котором весьма оригинальным образом отображается время. Фрагмент под названием «Пассаж» представляет собой цепочку цифр, состоящую из 76 800 светодиодов, которую нужно читать по частям. Семь цифр слева – это текущее время в 24-часовом формате, прошедшее с момента наступления нового дня. Читать нужно слева направо. Цифры в правой части табло – время, оставшееся до наступления нового дня. Здесь читаем уже справа налево. Кроме часов, минут и секунд обе части табло с предельной точностью показывают десятые доли секунд. Если расшифровывать время, указанное на фото, получается, что снимок был сделан в 14 часов 34 минуты 17,3 секунды. Соответственно, до наступления следующих суток осталось 9 часов 25 минут 42,6 секунды. Цифра «9» между двумя половинами табло показывает сотые доли секунд. Часы контролируются интернет-сигналом точного времени.
Справа от центрального элемента триптиха расположена покрытая черной эмалью и листовым золотом алюминиевая сфера, неспешное вращение которой синхронизировано с движением Луны. Проще говоря, перед нами увеличенный в соответствии с форматом «Метронома» указатель лунных фаз. Вращения сферы управляются электронным шаговым двигателем.
В общем, в «Метрономе» заложено столько информации, что до конца разобраться в том, что хотели сказать авторы этого арт-объекта, может только человек с богатым воображением. И если занятые своими делами жители Нью-Йорка давно перестали обращать внимание на необычные часы на Юнион-сквер, то любопытный турист вполне может позволить себе на пару минут остановиться и поразмышлять на тему бесконечного и постоянно ускользающего времени.