Модели из коллекции Royal Oak легко узнать по фирменному корпусу восьмиугольной формы с брутальными винтами на безеле. Дизайн, придуманным гением Джеральдом Джента, подарил этим часам статус культовых. В разное время культовым Royal Oak отдавали предпочтение футболист Лионель Месси, экс-пилот Формулы 1 Себастьян Буэми, шахматист Гарри Каспаров, один из лучших теннисистов мира Стэн Вавринка и другие self-made men из мира спорта и шоу-бизнеса. Яркие, харизматичные, подчеркнуто брутальные и в то же время универсальные в плане создания образа. Все это Royal Oak.
Royal Oak – не просто красивый аксессуар. Это еще и крайне привлекательные часы с точки зрения инвестиций, поскольку цена на них на вторичном рынке постоянно растет. За полвека история легенды часового искусства обросла множеством интересных фактов. Мы решили разобраться, что здесь правда, а что вымысел.
Royal Oak – не просто красивый аксессуар. Это еще и крайне привлекательные часы с точки зрения инвестиций, поскольку цена на них на вторичном рынке постоянно растет. За полвека история легенды часового искусства обросла множеством интересных фактов. Мы решили разобраться, что здесь правда, а что вымысел.
Все начиналось с крризиса
В начале 70-х годов компания Audemars Piguet, как и большинство ее собратьев по швейцарскому часовому цеху, столкнулась с серьезными финансовыми трудностями. До появления Royal Oak компания по сути представляла собой довольно консервативную марку, которая выпускала традиционные часы в золотых корпусах, получавшие известность не столько благодаря дизайну, сколько качеству часовых механизмов. Но с приходом на рынок более доступного широкому потребителю японского кварца точность швейцарских механизмов перестала быть их козырем, и продажи часов резко пошли на убыль. Чтобы отвоевать у кварцевых часов клиентуру, швейцарцам нужно было срочно предложить покупателю что-то принципиально новое.
Факт. Заказ на создание модели Royal Oak поступил в 1970 году. Случилось это за день до открытия легендарного часового салона Baselworld 1970. Дистрибьютооры из компании Société Suisse pour l'industrie Horlogère (SSIH) попросили тогдашнего руководителя Audemars Piguet Джорджа Голэя сделать «high prestige timepiece in steel», т.е. элитные часы в стальном корпусе. Дело оставалось за малым – для новинки нужно было придумать совершенно новый дизайн, элегантный и в то же время универсальный, чтобы часы подходили для любой ситуации.
Факт. Заказ на создание модели Royal Oak поступил в 1970 году. Случилось это за день до открытия легендарного часового салона Baselworld 1970. Дистрибьютооры из компании Société Suisse pour l'industrie Horlogère (SSIH) попросили тогдашнего руководителя Audemars Piguet Джорджа Голэя сделать «high prestige timepiece in steel», т.е. элитные часы в стальном корпусе. Дело оставалось за малым – для новинки нужно было придумать совершенно новый дизайн, элегантный и в то же время универсальный, чтобы часы подходили для любой ситуации.
Решение этой задачи было поручено Джеральду Джента. К началу 70-х годов Джента сделал достаточно, чтобы считаться крупной фигурой в мире часового дизайна. Начинал швейцарец с итальянскими корнями с участия в создании линейки Constellation для компании Omega, а позже создал такие коммерчески успешные модели, как Polerouter Microtors для Universal Genève и Nautilus для Patek Philippe.
Факт. Дизайн Royal Oak был создан за одну ночь. Получив заказ, Голэй тут же позвонил Джента и сказал, что эскиз будущих часов нужен ему к завтрашнему утру. На часах было 16:00 и одной ночи гению оказалось достаточно. Со слов Голэя Джента понял, что в новых часах нужно было сделать упор на водонепроницаемость.
А был ли шлем?
Часы были впервые представлены 15 апреля 1972 года и поначалу вызвали у публики лишь недоумение. Корпус новинки был сделан из единого стального блока в виде необычного для тех времен восьмигранника. До этого момента никто из производителей люксовой часовой механики не рассматривал сталь как материал для выпуска дорогих часов. И дело было не только в том, что сталь совсем не ассоциировалась с роскошью. Сталь попросту была сложнее в обработке, чем более привычные для роскошных часов золото или платина. Использование металла в новом качестве требовало инвестиций в новые инструменты и методы отделки.
Принципиальным новшеством в дизайне Джеральда Дженты стали 8 золотых винтов с шестигранными головками, намертво скрепивших детали корпуса между собой. Дополнительную защиту от воды и пыли обеспечивали гайки со шлицами, которые накручивались на винты с тыльной стороны корпуса. Заметим, что Джента, как истинный новатор, осмелился сделать то, чего до него не делал никто и никогда: выставив крепежные винты на всеобщее обозрение, он показал то, что традиционно было скрыто от глаз покупателя, и превратил чисто техническую деталь часов в элемент авангардного дизайна.
Миф. Точка отсчета – водолазный шлем с 8 винтами. Говоря об источнике вдохновения, с которого началась история модели Royal Oak, везде и всюду пишут о дайверском шлеме. Сам Джента вспоминал, что еще будучи ребенком увидел водолаза, который собирался нырять с моста Pont de la Machine в Женеве. Его тогда впечатлило снаряжение дайвера, точнее резиновое уплотнение и восемь винтов на манишке водолазного шлема, которыми тот крепился к гидрокостюму. Именно эти детали по легенде и легли в основу будущего дизайна Royal Oak. Вот только проблема в том, что найти водолазный шлем с 8 винтами крайне трудно. Речь идет скорее о творческой интерпретации детского воспоминания.
Идеальная интеграция
Новой в часах была и концепция браслета. Сама идея крепления ремешка/браслета привычным способом при помощи шпилек и штифтов была начисто отметена Джента. Вместо этого он интегрировал браслет в корпус, так что последний как бы становился первым звеном браслета. Кроме того конструкция браслета плавно сужалась по мере приближения к застежке, что делало часы намного легче и идеально садило их на запястье. Идею Джента реализовала компания Gay Frères. Сегодня поклонники Audemars Piguet и не только единогласно признают браслет Royal Oak одним из самых удобных браслетов в часовой отрасли.
Сталь или золото?
Факт. В начале было золото. Как бы парадоксально это ни звучало, но прототипы первых часов Royal Oak изготавливались из белого золота, которое на тот момент было более удобным и главное, менее затратным в производстве. Джордж Голэй посоветовал Джеральду Джента поработать с компанией Favre & Perret, которая специализировалась на изготовлении часовых корпусов из золота с 1865 года. В компании дизайнеру сначала отказали, но после долгого обсуждения сошлись на заказе 4 прототипов.
Готовый прототип представили дистрибьюторам из SSIH в 1971 году, после чего проект получил зеленый свет. Агенты SSIH заказали серию в 800 экземпляров, а Голэй по итогу решился на 1000. На тот момент этот заказ стал самым крупным в истории Audemars Piguet.
Royal Oak могли называться Safari
Придумать новым часам звучное запоминающееся имя всегда сложно. Тем более, что до Royal Oak Audemars Piguet практически не выпускала серийных моделей. В списке вариантов значились Safari, Grand Prix, Diane, Surfrider и Ascot. Вариант «Royal Oak», по-видимому, был предложен агентом SSIH в Италии Карло де Марчи как дань уважения печально известным военным кораблям.
В период с середины XVII века до начала Первой мировой войны в распоряжение британского морского флота поступит 8 линкоров под названием HMS Royal Oak. Впоследствии первый из них превратят в плавучую тюрьму, а последний постигнет еще более трагическая участь. 14 октября 1939 года после торпедной атаки немецкой подлодки U-47 он уйдет на дно, унеся с собой жизни 833 человек.
В период с середины XVII века до начала Первой мировой войны в распоряжение британского морского флота поступит 8 линкоров под названием HMS Royal Oak. Впоследствии первый из них превратят в плавучую тюрьму, а последний постигнет еще более трагическая участь. 14 октября 1939 года после торпедной атаки немецкой подлодки U-47 он уйдет на дно, унеся с собой жизни 833 человек.
У этих судов было 2 особенности, которые нашли отражение в легендарном дизайне Джеральда Джента. Первая – это носовая часть из дуба, укрепленная при помощи стальных пластин, с которых Джента по всей видимости и срисовал конструкцию браслета Royal Oak. Вторая – восьмигранные бортовые люки для пушек, передавшие свою форму безелю культовой модели.
Откуда взялся слон?
Первые модели Royal Oak (ref. 5402) выпускались в корпусах диаметром 39 мм и по сравнению с другими часами того периода выглядели просто мамонтами. Как раз за нетипичные габариты их и наградили ироничным прозвищем Jumbo, что в переводе с английского означает «слон».
После выпуска первой тысячи экземпляров Audemars Piguet перешла на буквенно-числовую маркировку моделей и до конца 70-х годов выпустила 4 серии Royal Oak – A, B, C и D, которые отличались друг от друга незначительными изменениями в механизме и конструкции застежки. Сегодня самыми востребованными моделями раннего периода считаются модели ref. 5402, принадлежащие к серии с маркировкой А. В моделях серий А, В и С логотип AP расположен в нижней части циферблата. Серию D можно узнать по логотипу в верхней части циферблата. На аукционах также всплывают модели без буквенной маркировки на корпусе. Считается, что они принадлежат к небольшой партии (менее 100 экземпляров), которая была выпущена в 1975 году между сериями А и В.
Хотя в продажу первые модели Royal Oak поступили в стальном корпусе, цена часов была выше, чем у некоторых золотых моделей. За свою новинку Audemars Piguet просила что-то около CHF3,650, что было сопоставимо со стоимостью нового автомобиля Jaguar. Для сравнения, стальные модели Rolex Oyster Perpetual Date стоили CHF750, а золотые Patek Philippe Calatrava – CHF2,200.
Неудивительно, что охотников купить часы поначалу нашлось немного. Однако вскоре ситуацию в корне изменили итальянцы, на которых часы, собственно, и были ориентированы изначально. По легенде, после того, как в 1974 году в часах Royal Oak был замечен тогдашний босс Fiat Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), продажи модели резко пошли вверх. Но легенда легендой, а как обстояли дела на самом деле?
Коммерческий провал?
Миф. Первые Royal Oak продавались из рук вон плохо. Одна из самых известных баек о Royal Oak рассказывает о том, что история культовой модели началась как коммерческий провал. В Audemars Piguet этот миф сдержанно называют «распространенным заблуждением». У часов был медленный старт на некоторых рынках (включая Италию, о которой упоминалось выше). Кроме того, в отрасли действительно царил скепсис в отношении стальных часов за CHF 3,650. Скепсис, видимо, был настолько явным, что Голей даже не упомянул Royal Oak в своем годовом отчете перед советом директоров в 1973 году.
Тем не менее в 1973 году Audemars Piguet выпустила 500 экземпляров «Золотого дуба». Любопытный факт. Особенно если учесть, что в начале 70-х объем выпуска часов был на уровне 5500 экземпляров в год.
Если взять период с 1972 по 1978 годы, то картинка выглядит еще интереснее. За этот период было выпущено 6050 экземпляров ref. 5402 всех четырех серий. В частности, 4288 экземпляров в стальном корпусе, 876 экземпляров в биколорном корпусе из стали и золота, 736 моделей в корпусе из желтого золота и 150 моделей в корпусе из белого золота. Согласитесь, если бы речь шла о коммерческом провале, цифры были бы совсем другие.
Хроника легенды
До 1979 года компания не вносила в облик часов существенных изменений. Единственным новшеством за первые 7 лет существования коллекции Royal Oak стало появление вариантов модели в корпусах из платины и золота разных оттенков. В конце 70-х на волне возвращения моды на часы небольшого диаметра корпус Royal Oak уменьшился до 36 мм, что потребовало разработки нового калибра.
Внутри первых моделей Royal Oak стоял калибр 2121. Этот ультратонкий механизм с автоподзаводом (толщина – 3,05 мм) базировался на калибре Jaeger LeCoultre 920 и поддерживал индикацию часов и минут, а также функцию даты. В уменьшенных версиях флагмана Audemars Piguet использовался калибр 2125, с которым на часах появилась секундная стрелка.
В 80-х годах в линейке появляются кварцевые версии часов, а также модели с усложнениями. В 1983 году компания выпустит Royal Oak с индикацией даты и дня недели и первые часы коллекции, оснащенные вечным календарем. В 1989 году коллекция пополнится часами с функцией второго часового пояса.
К 20-летию коллекции компания Audemars Piguet представила часы Royal Oak ref. 14802, внутри которых будет установлен реанимированный калибр 2121. Часы, выпущенные лимитированной серией 1000 экземпляров, впервые в истории коллекции Royal Oak оснащались прозрачной задней крышкой из сапфирового стекла.
В 1997 году в коллекции Royal Oak появится первый хронограф и модель с автоподзаводом, оснащенная турбийоном.
Royal Oak в XXI веке
2002 год ознаменуется появлением модели Royal Oak Concept, которая обозначит принципиально новое направление в рамках флагманской коллекции Audemars Piguet.
Корпус новинки был выполнен из прочного сплава кобальта, хрома и вольфрама, а сама конструкция, несмотря на наличие сапфировой задней крышки, была способна сохранять водонепроницаемость на глубине до 500 метров. Часы крепились к запястью ремешком из кевлара с подкладкой из обработанной кожи.
Главным в этой модели был отнюдь не дизайн, в котором фирменный восьмигранник Audemars Piguet вытянулся в высоту и совершенно преобразился внешне. Внимание в часах привлекала открытая для обзора конструкция механизма с несколькими техническими новшествами.
Во-первых, чтобы часы могли выдерживать ударное воздействие, механизм снабжен двойной абсорбирующей спиралью баланса, а мосты турбийона имеют необычную форму в виде сложенной гармошки.
Главным в этой модели был отнюдь не дизайн, в котором фирменный восьмигранник Audemars Piguet вытянулся в высоту и совершенно преобразился внешне. Внимание в часах привлекала открытая для обзора конструкция механизма с несколькими техническими новшествами.
Во-первых, чтобы часы могли выдерживать ударное воздействие, механизм снабжен двойной абсорбирующей спиралью баланса, а мосты турбийона имеют необычную форму в виде сложенной гармошки.
Во-вторых, для любителей технических подробностей в часах предусмотрен динамограф, отображающий силу, с которой заводная пружина вращает заводной барабан. По сути, он выступает в роли индикатора завода: если стрелка динамографа расположена в левой части шкалы – часы пора подзавести.
В-третьих, с целью предотвращения преждевременного износа заводной головки разработчики зафиксировали ее в одном положении и снабдили корпус дополнительной кнопкой для перевода часов в режим настройки времени. Отследить, в каком из режимов находится заводная головка можно с помощью индикатора, расположенного в нижней части циферблата.
В-третьих, с целью предотвращения преждевременного износа заводной головки разработчики зафиксировали ее в одном положении и снабдили корпус дополнительной кнопкой для перевода часов в режим настройки времени. Отследить, в каком из режимов находится заводная головка можно с помощью индикатора, расположенного в нижней части циферблата.
С 2005 по 2012 год Audemars Piguet выпускала модель Royal Oak ref.15300. Часы представляют собой осовремененную версию Royal Oak Jumbo образца 1972 года с рядом малозаметных визуальных отличий. Слегка изменившие свою форму для лучшей читаемости показаний граненые стрелки и метки в этой модели выполнены из 18-каратного золота. Окошко даты чуть меньше по размеру, чем в оригинальной модели начала 70-х. Заводная головка привинчена, корпус чуть прибавил в толщину. Логотип Audemars Piguet переместился в верхнюю часть циферблата. Работу часов обеспечивает калибр 3120, оснащенный центральной секундной стрелкой и быстрой корректировкой даты. В часах впервые в коллекции Royal Oak использована тройная раскладывающаяся застежка.
В 2012 году коллекция Royal Oak отпраздновала свое 40-летие. К памятной дате Audemars Piguet представила ультратонкие часы, которые в мельчайших деталях воспроизводили облик оригинальных Royal Oak 1972 года выпуска.
Корпус модели, которая, как и оригинальные часы Джеральда Джента получила прозвище Jumbo, был изготовлен из брошированной стали и дополнен синим циферблатом с фирменным мотивом гильоше. Отсутствие центральной секундной стрелки, характерной для моделей с автоподзаводом, привлекало внимание к логотипу Audemars Piguet, разместившемуся в нижней части циферблата.
Именно эта модель представляет собой самый ценный актив для инвестиций в рамках флагманской коллекции Audemars Piguet. В прошлом году компания объявила о прекращении выпуска современного клона первых моделей Royal Oak. Сразу после этой новости цена на часы подскочила на 30%, приблизившись к отметке в $90,000. Сегодня за Royal Oak ref.15202ST на вторичном рынке просят от $150,000 до $200,000 и даже выше.
Последнее на сегодня обновление в коллекции не затронуло полюбившийся многим дизайн. Впервые за 50 лет в часах поменяли механизм. Теперь за работу Royal Oak (ref. 16202) отвечает созданный в Audemars Piguet калибр 7121, характеристики которого больше соответствуют современным стандартам часового производства.
Что изменилось? Частота колебаний баланса стала выше (вместо 19800 пк/час 28800 пк/час), а значит, часы стали точнее. Появился механизм быстрой установки даты. Запас хода вырос с 40 до 55 часов. При этом хотя новый механизм немного больше калибра 2121, обновленные Royal Oak сохранили классическую толщину корпуса 8,1 мм.
Немногие продукты часовой индустрии могут похвастаться тем, что остаются популярными на протяжении полувека. В чем же секрет успеха одного из главных шедевров Джеральда Джента? Вероятно в том, что часы и сегодня выглядят так, как будто были созданы не 50 лет назад, а в наши дни.
Немногие продукты часовой индустрии могут похвастаться тем, что остаются популярными на протяжении полувека. В чем же секрет успеха одного из главных шедевров Джеральда Джента? Вероятно в том, что часы и сегодня выглядят так, как будто были созданы не 50 лет назад, а в наши дни.