• Высокое часовое ...
  • Персоны
  • Винтаж
  • Мужские часы
  • Эксклюзивные мо ...
  • Обзоры
  • Аукционы
Cartier Crash: сюрреализм, возведенный в культ

Cartier Crash: сюрреализм, возведенный в культ

31 октября 2017 г.
За полвека существования дерзкая асимметрия часов с пугающим названием Crash ничуть не потеряла своей актуальности, что подтверждают результаты первого нью-йоркского аукциона Phillips. Выставленная на торги версия модели в желтом золоте ушла с молотка за $175, 000.
Каждый из тех, кто хоть однажды видел часы Cartier Crash, наверняка пытался выяснить, откуда у этой модели взялась такая необычная форма. Некоторые считают, что основательно «помятый» корпус Crash – попытка Cartier воспроизвести знаменитые текучие часы с картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти». Другие, руководствуясь не формой, а названием часов, предложили более мрачную версию, согласно которой некая дама, попав в жуткую аварию, принесла для ремонта свои чудом уцелевшие, но изрядно покореженные часы Cartier Baignoire Allongée.
Модель Cartier Baignoire Allongée
Существует и другая версия исторической аварии. В ней фигурирует уже не женщина, а мужчина – лондонский менеджер Cartier, попавший в автомобильную аварию, которая закончилась пожаром. Больше всего в том пожаре досталось, естественно, часам (в этой версии в роли пострадавшего называется уже не модель Baignoire, часы Maxi Oval), корпус которых расплавился и принял странную сюрреалистичную форму. Справедливости ради надо сказать, что слухи про автокатастрофу и пожар, в котором расплавившийся корпус нечаянно трансформировался в корпус Crash, оказались на удивление живучими.

Каким-то образом идея о том, что один из величайших дизайнерских домов не создавал такой дизайн сознательно, превратилась в весьма правдоподобную теорию, положившую начало легенде о часах Crash. Тем не менее, вся дизайнерская эксцентрика Cartier уходит корнями в творческие эксперименты лондонского филиала Cartier, который на протяжении 43 лет адаптировал строгую эстетику своих часов под запросы более смелой клиентуры. В свинговые 60-е такой подход привел к появлению весьма неожиданных дизайнерских форм.

В период с 1945 по 1974 годы лондонский филиал Cartier возглавлял правнук основателя компании – Жан-Жак Картье. Это было время, когда отделения Cartier в Париже, Лондоне и Нью-Йорке управлялись отдельно, что позволяло создавать аксессуары трех разных стилей под одной торговой маркой. Самые авторитетные дизайнеры 60-х, 70-х годов работали именно в лондонском филиале. В их числе был и Руперт Эммерсон, который экспериментировал с классическими формами Cartier с гораздо большей смелостью, чем его предшественники. Третья и, пожалуй, самая правдоподобная версия появления на свет модели Crash звучит до ужаса прозаично: Эммерсон взял за основу корпус Oblique (еще одно лондонское творение периода 30-х годов) и в попытке сделать дизайн более актуальным слегка «перекрутил» его.
Первая модель Cartier Crash, 1967 год
Оригинальные часы Crash выделялись не только формой, но и внушительными габаритами. Лондонский Crash имел 43 мм в длину и 25 мм (по другим данным 23 мм) в ширину и превосходил по размеру большинство моделей Cartier, включая большинство более поздних собратьев по «ударной» коллекции.

Несколько лет назад один из бывших коллег Эммерсона признался, что господин Картье первоначально отклонил дизайн Crash, однако то, как отреагировали на часы лондонские клиенты, убедило его пустить новинку в народ. Выпуск благополучно состоялся в 1967 году.
Лондонские экземпляры часов изготавливались исключительно вручную, цифры на циферблате отрисовывались уже после того, как часовой мастер устанавливал механизм в корпус. Самые ранние модели оснащались калибром LeCoultre с ручным подзаводом, который поставлялся из Нью-Йорка.

Жан-Жак Картье покинул фирму прадеда в середине 70-х, когда 3 филиала Cartier объединились в одну компанию. После его ухода Cartier London продолжала выпускать свои самые известные модели, включая Crash, Maxi Oval и Tank Cintré, причем все это делалось вручную и под заказ.
В 1991 году Cartier Paris выпустила свою версию Crash, уменьшив длину корпуса до 38 мм и ограничив серию 400 (200?) экземплярами. Лондонская версия исчезла из каталога 3 года спустя, сделав французский вариант основным. В 1997 году по случаю открытия магазина Cartier на Rue de la Paix свет увидела ограниченная 13 экземплярами серия Crash в корпусе из желтого золота.

В рамках первой аукционной сессии Phillips в Нью-Йорке (26 октября 2017 года) на продажу была выставлена версия модели Cartier Crash, созданная по особому заказу в Лондоне, на Бонд-стрит. Часы, выпущенные в 1986/1987 году, имеют корпус из желтого золота 48 х 25 мм. Корпус не полировался, по краям циферблата отмечены признаки небольшого окисления. Подлинность модели подтверждает фирменное клеймо на задней крышке корпуса и оригинальная пряжка Cartier. Часы выставлялись в ценовом диапазоне $40,000 - 80,000. Итоговая стоимость модели составила $175, 000.
Став иконой свинговых 60-х, часы Cartier Crash и сегодня остаются одним из самых удивительных часовых проектов 20-го века.