Коллекционирование часов – занятие довольно забавное. С одной стороны собиратели часовых редкостей всегда находятся в поиске чего-нибудь эдакого, с другой – со здоровым скептицизмом относятся ко всему, чего не видели раньше. И все же, когда где-то всплывает действительно редкая и должным образом задокументированная модель, в часовых кругах такой найденыш производит эффект цунами. Именно так произошло с часами Vacheron Constantin «Don Pancho», которые в мае 2019 года продали на женевской сессии Phillips за CHF 740,000.
К моменту проведения аукциона вживую «Don Pancho» видело не больше 10 человек. Уникальность этого единорога заключается в том, что это одни из 3-х наручных часов с функциями календаря и минутного репетира, произведенных до начала 1940-х годов. Второй моделью были часы американца Джеймса Шульца, собранные на базе швейцарского механизма Victorin Piguet. Третьей – изготовленный в 1939 году минутный репетир Patek Philippe, который сегодня хранится в женевском музее бренда. Вообще в те годы такой набор усложнений можно было увидеть только в карманных часах. Но именно такие часы заказал у Vacheron Constantin испанский магнат Франсиско Мартинес Льяно, сколотивший состояние на добыче полезных ископаемых в Чили.
История модели началась в декабре 1935 года, когда Льяно обратился в Vacheron Constantin через мадридского ритейлера бренда, компанию Brooking. В моде в то время был стиль ар-деко, поэтому согласно запросам испанца часы должны были иметь корпус бочкообразной формы. Среди других предпочтений клиент обозначил наличие у модели двух циферблатов с большими, легко читаемыми цифрами, заводную головку на «12 часах», минутный репетир с максимально низкими нотами, ретроградную дату с днем недели на французском языке и 6 сменных кожаных ремешков.
Базовый механизм модели был изготовлен компанией Victorin Piguet. Два циферблата создала небезызвестная фирма Sterne Freres, которая сегодня является частью компании Patek Philippe. Один из них был серебристого цвета и имел радиевое люминесцентное покрытие. Второй (так и не дошедший до клиента) был с эмалевым покрытием и черными печатными цифрами в стиле Breguet. На фото ниже - страницы из архивов компании Sterne Freres, которые подтверждают заказ двух циферблатов.
На задней крышке модели была выгравирована монограмма с инициалами Франсиско Мартинеса Льяно, заполненная темно-синей эмалью.
Впервые после смерти владельца на часы обратили внимание в 1992 году, когда в продажу вышла первая книга, посвященная истории Vacheron Constantin «L'Univers de Vacheron Constantin Geneve» под редакцией Кароль Ламбле и Лоретт Коэн. На странице 404 в книге был опубликован скромный черно-белый снимок из архивов бренда, по которому никак нельзя было понять, что часы имеют корпус из желтого золота. Зато на циферблате было четко видно надпись «Brooking Madrid».
Переломный момент в истории чуть было не канувшего в лету раритета случился 11 лет назад. В 2011 году с главным часовым специалистом Phillips Алексом Готби связался кто-то из потомков Франсиско Мартинеса Льяно. Зачем? Видимо, хотел больше узнать о часах своего предка. Ну и, возможно, продать их.
По легенде таинственный наследник предоставил Готби первый цветной снимок модели. По фото стало ясно, что корпус часов находится в идеальном состоянии и, к счастью, не проходил полировку, которая могла бы испортить гравировку на задней крышке. К сожалению, того же нельзя было сказать о циферблате и, как выяснилось позже, механизме модели. Уж не знаю, где и как хранили часы, но жаркий и влажный климат Чили загубил и циферблат, и механизм.
Позже спецы из Phillips связались с Vacheron Constantin и выудили из архивов всю возможную информацию об этом единороге. Механизм модели отреставрировали и восстановили, максимально задействовав оригинальные детали. Уничтоженный влагой циферблат решено было воссоздать 1:1 с использованием технологий 1930-х годов. К слову, на аукционе часы выставлялись в комплекте с оригинальным «радиевым» циферблатом. Так что, счастливчик, который приобрел этот редкий экземпляр за CHF 740,000, может теперь выбирать между воссозданным и оригинальным образом единорога.