Чуть ли не с младенческого возраста у нас формируется стереотип о том, что часы – это такая штука с тремя стрелками, каждая из которых отмеряет время в своем темпе. Стрелочный механизм индикации времени – вещь настолько фундаментальная, что даже суперсовременные Apple Watch и другие умные часы имеют среди прочего дисплей с классическими стрелками. Однако особенно креативные часовщики уже давно оспаривают монополию стрелок на отображение времени.
Одна из самых привлекательных альтернатив часам со стрелками – часы с прыгающим часом. Вместо стрелок в таких часах используются диски, которые «прыгают» при смене показаний. Отсюда и необычное название функции. В этой статье мы расскажем, почему инновационный способ отображения времени, который появился еще в XIX веке, пользовался переменным успехом и так и не смог заменить привычные стрелки.
Как все начиналось?
Первые часы с переключающимися дисками вместо стрелок появились в 1841 году в дрезденском оперном театре. Они были установлены прямо над сценой и позволяли зрителям узнавать время, не доставая бесполезные в условиях слабого освещения карманные часы. Скачками в них переключались не только часы, но и минуты, причем минутный диск делал это с интервалом в 5 минут. Интересно, что в создании часов принимал участие основатель компании A. Lange & Söhne Фердинанд Адольф Ланге. Впоследствии именно это изобретение стало источником вдохновения для большого окошка даты, которое можно найти в современных моделях бренда.
В конце XIX века прыгающий час появился в карманных часах. Модуль с инновационным усложнением разработал Джозеф Поллвебер. В период с 1884 по 1890-е годы компания IWC выпустила около 16590 экземпляров часов с этой функцией.
За время выпуска механизм новинки дважды улучшали, преследуя 2 цели: увеличить запас хода, который первоначально составлял 24 часа, и упростить производство механизма. Многие компоненты модуля с прыгающим часом приходилось изготавливать вручную, что стоило IWC немалых денег. В общей сложности на необычные часы без стрелок компания потратила около $10 млн. Солидные инвестиции даже по сегодняшним меркам.
К сожалению, результат у этих инвестиций был плачевный: растущие как грибы после дождя подделки и быстрое падение спроса. Уже в 1890-х годах интерес к прыгающему часу иссяк. Причиной стало то, что производители уделяли все больше внимания хронометрической точности. А с ней у таких часов было туговато из-за энергоемкого механизма переключения дисков.
В русле ар-деко
Новую волну популярности прыгающий час поймал в 1920-е – 1930-е годы. Это была эпоха стиля ар-деко, который воспевал роскошь, гламур и изобилие в сочетании с верой в социальный и технический прогресс. Многие элементы дизайна карманных часов перекочевали в часы наручные, в том числе и описываемая нами функция.
При этом к воплощению концепции с прыгающим часом разные бренды подходили по-разному. К примеру, Audemars Piguet остановила свой выбор на закрытом металлическом корпусе с небольшими отверстиями для часов и минут. Похожий дизайн был и у Cartier в часах Tank à Guichet, но компания также предлагала модели с прыгающим часом в окошке и классической минутной стрелкой. У Breguet прыгающий час был еще и блуждающим, т.е. окошко часа перемещалось по циферблату, параллельно отображая минуты. Rolex интегрировала новомодную функцию в популярную линейку Prince.
По мере роста популярности усложнения некоторые производители специализировались на разработке механизмов с прыгающим часом для поставок другим брендам. К примеру, компания Fabrique d'Horlogerie de Fontainemelon разработала и запатентовала механизм с модифицированной платиной, которая позволяла устанавливать диски вместо стрелок в верхней части механизма. Диск часов в нем имел дополнительную шестерню, что обеспечивало более плавное переключение при смене часа.
Интересно отследить то, как в прошлом веке позиционировались подобные модели. В ранних рекламных объявлениях они описывались то как идеальные часы для спортсменов, то как аксессуары с точностью авиационных приборов и конструкцией сродни брони. В общем, креативный маркетинг, имевший мало общего с реальностью.
К сожалению, и эта волна популярности просуществовала недолго. Во время Второй мировой войны часовые производители решали совсем другие задачи. А чуть позже появилось много других типов часов, от дайверских моделей до хронографов. Прыгающий час снова исчез с часовой сцены, чтобы вернуться в конце ХХ века.
Третья волна популярности
Возвращение началось в 1989 году, когда компания Patek Philippe по случаю своего 150-летия решила отдать дань уважения часам 1927 года выпуска. Как и ее винтажный предшественник, модель ref. 3969 получила корпус в форме бочонка, а также циферблат с окошком прыгающего часа и центральной минутной стрелкой. Часы предлагались двумя лимитированными сериями – 450 экземпляров в розовом золоте и 50 экземпляров в платине.
Примерно в это же время к своим архивам обратилась и Cartier. В период с 1996 по 2005 год компания выпустила серию лимитированных моделей Tank à Guichets. В 1996 году на свет появилось всего 6 экземпляров с заводной головкой на «6 часах» – 3 в желтом золоте и 3 в платине. В 1997-м в рамках коллекции Privée Cartier Paris вышла лимитированная 150 экземплярами серия моделей в платиновом корпусе. Наконец, в 2005 году появилась лимитированная 100 экземплярами серия в розовом золоте. В отличие от первой серии заводная головка в часах располагалась у традиционной отметки «3 часа».
Конец ХХ века стал временем появления новых брендов и независимых часовщиков. Последние часто использовали нетрадиционные способы отображения времени, поэтому с радостью подхватили забытый тренд. Одним из первых в этом плане был Даниэль Рот, который отпраздновал 10-летие собственного бренда, выпустив часы с прыгающим часом. Модель с игривым названием «Papillon» (фр. «бабочка») интересна тем, что помимо увеличенной апертуры с индикацией часа предлагала альтернативную ретроградную индикацию минут.
Другой независимый часовщик, Франсуа-Поль Журн, в корне переосмыслил усложнение, воплотив свое видение в серии моделей Vagabondage. История этой серии началась в 1995 году, когда к Журну обратился французский коллекционер часов с просьбой создать часы с прыгающим часом. Поскольку необычный заказ требовал разработки нового механизма, что подразумевало большие временные и денежные затраты, Журн решил обратиться за помощью к коллегам. А заодно спросил у клиента, не против ли тот, чтобы его часы были серийными.
Получив согласие, часовщик заручился поддержкой крупной компании – по слухам эта была компания Cartier. К сожалению, коллеги Журна по цеху потеряли интерес к модели, как только был завершен первый прототип.
Возможно, проект так бы и заглох, если бы несколько лет спустя к мастеру не обратился куратор торгов Antiquorum с просьбой создать часы к 30-летию аукциона. Так на свет появилась первая модель Vagabondage, в которой прыгающий час был представлен в формате блуждающего окошка. В 2010 году у Журна вышла модель Vagabondage II, в которой кроме прыгающего часа были еще и прыгающие минуты. За ней последовала модель Vagabondage III, ставшая первыми часами с прыгающей индикацией секунд.
Разумеется, Франсуа-Поль Журн и Даниэль Рот были не единственными из независимых часовщиков, которых заинтересовала функция прыгающего часа. В нулевых новую жизнь в усложнение вдохнули часы Harry Winston Opus 3, над созданием которых трудился эксцентричный Вианне Хальтер. Хальтеру удалось сконструировать механизм с прыгающим часом и минутами, который также давал обратный отсчет последних четырех секунд перед прыжком, а еще отображал дату и время суток (день/ночь). Процесс разработки механизма этой модели оказался настолько сложным, что Хальтеру потребовалась помощь со стороны. Подробнее об этом мы писали в статье о Вианне Хальтере.
Прыгающий час в своих моделях также использовали Andersen Genève, MB&F, Urwerk, De Bethune и Реджеп Реджепи из AkriviA, которому удалось совместить усложнение с турбийоном и функцией боя. Около 10 лет назад к этому списку присоединилась компания A. Lange & Söhne. В середине нулевых марка представила модель Zeitwerk, вдохновленную описанными в начале статьи 5-минутными часами из дрезденского оперного театра.
Сегодня функция прыгающего часа вышла за пределы того, что принято называть высоким часовым искусством. Пример тому – компания Gucci. В часовой коллекции бренда есть линейка моделей Grip, работающих на швейцарском кварцевом механизме Ronda. Это часы в стиле унисекс с закрытым циферблатом, который частенько используют как холст для творческих экспериментов.
Часы с прыгающим часом могут показаться обманчиво простыми, однако если говорить про механизм, то это довольно сложная штука. Диски, удерживающие цифры, обычно довольно большие, и для перехода от одной цифры к другой нужно большое количество энергии. Именно поэтому такие часы часто снабжают двойными цилиндрическими пружинами.
Сложность заключается в том, что с одной стороны механизм с прыгающим часом должен обеспечивать диски достаточным количеством энергии, с другой – обеспечивать безопасное рассеивание ее избытка. Обычные спусковые механизмы с этим не справляются, поэтому часовщикам приходится идти на хитрости. К примеру, Франсуа-Поль Журн в своих Vagabondage использует ремонтуар постоянной силы – устройство с дополнительной пружиной в середине колесной передачи, за счет которой обеспечивается изохронизм колебаний баланса. Компания A. Lange & Söhne в этом плане пошла еще дальше и разработала ремонтуар со свободно вращающимся воздушным клапаном, в котором используются лопасти, создающие сопротивление воздуха для безопасного высвобождения дополнительной энергии.
Еще один фактор, который обязательно учитывают при разработке подобных механизмов, – это сила трения, необходимая для удержания дисков на месте и предотвращения их перемещения более чем на одно положение за раз.
Создание механизма, способного отображать время в цифровом формате и при этом работающего от традиционной заводной пружины – задача не из легких даже для самых талантливых часовщиков. К счастью, тех, кто стремится создать что-то действительно интересное, никакие сложности не останавливают. Видимо поэтому, не получив большого успеха в XIX веке, часы с прыгающим часом все же дожили до наших дней и обрели свою долю популярности преимущественно у независимых часовщиков, которые всегда стремятся делать все не так, как другие.