• Новинки 2024
  • Рекорды
  • Персоны
  • Обзоры
  • Высокое часовое ...
  • Винтаж
  • Мужские часы
  • Эксклюзивные мо ...
  • Аукционы
Минутный репетир. От насущной необходимости до шедевра часового искусства

Минутный репетир. От насущной необходимости до шедевра часового искусства

17 октября 2017 г.
До изобретения спичек и электричества часы с репетиром были едва ли не единственной возможностью узнать, который час, в темное время суток.
Сегодня, чтобы узнать, который час, даже необязательно иметь под рукой часы: достаточно взглянуть на экран мобильного телефона, что легко сделать даже ночью. Однако вплоть до начала XX века эта простая, на первый взгляд, процедура сопровождалась определенными сложностями. До повсеместного распространения электричества с наступлением темноты время на часах узнавали разными способами. Одни ориентировались по часам с боем, которые отбивали время строго каждый час, не спрашивая у хозяина, хочет ли тот нарушать свой покой, скажем, во время ночного сна. (Кстати, стоило забыть завести такие часы, как в механизме тут же наступал разлад, и нужно было обращаться к часовому мастеру для его настройки). Те, у кого не было часов с боем, зажигали свечи, что было крайне хлопотно особенно в ту пору, когда еще не существовало спичек. Еще одним способом определения времени был тактильный способ. До конца XVI века в ходу были часы с рельефными метками на циферблате. В то время стрелка у часов была только одна – часовая, и пока на циферблатах не появились стекла, время вполне можно было узнавать на ощупь.
Тактильные часы (montre a tact) Breguet
Настоящим спасением для человека эпохи Средневековья стало изобретение часов, которые отбивали время звуками разной тональности, говоря современным языком – репетиров. В отличие от часов с боем репетиры озвучивали время по желанию хозяина и не сбивались в случае остановки часов. В настоящее время различают минутные, четвертные и пятиминутные репетиры, которые помимо истекших часов озвучивают также минутные интервалы, четверти часа, пятиминутные временные отрезки. Несколько менее распространенными являются получетвертные (с индикацией временных интервалов продолжительностью 7,5 минут), децимальные (с индикацией 10-минутных промежутков) и получасовые репетиры. Независимо от вида репетира, принцип работы часового механизма с акустической индикацией, как правило, базируется на сочетании звуков низкого и высокого тона, которые производят специальные молоточки, бьющие по гибким, чаще всего стальным гонгам, расположенным на периферии механизма.

В четвертных репетирах звуками низкого тона отмечается количество часов, высокими звуками – истекшие четверти часа. Так, если владелец часов нажмет на кнопку в 22:37, то услышит сначала 10 ударов в низком регистре, а затем еще 2 в высоком.

Пятиминутный репетир высокими звуками отзванивает временные отрезки продолжительностью 5 минут, а 15-минутные интервалы озвучиваются сочетанием нот высокого и низкого тона. Вышеупомянутые 22:37 пятиминутный репетир озвучит следующим образом: сначала 10 низких звуков, затем 2 сдвоенных удара и, наконец, 1 удар высокого тона.

В минутных репетирах высокий тон отвечает за озвучивание минут. Те же 22:37 в случае с минутным репетиром превратятся в комбинацию из 10-ти ударов низкого тона, 2-х сдвоенных уларов и 7-ми ударов высокого тона. Самые сложные минутные репетиры в качестве дополнительной опции используют механизм автоматического боя, который бывает двух видов – Grande и Petite Sonnerie (большой и малый бой). Принципиальное отличие между этими механизмами состоит в том, что в случае с Grande Sonnerie перед озвучиванием каждой четверти часа, механизм повторяет количество часовых ударов. В случае с Petite Sonnerie такого повтора не происходит.

Как время превращается в музыку?

Даже по описанию разновидностей репетиров, видно, что перед нами довольно сложный механизм. Давайте рассмотрим, как работают ключевые элементы системы, превращающей время в музыку.
Основа механизма располагается непосредственно под циферблатом. Чуть ниже свое место занимают гонги. Расположены они таким образом, чтобы вокруг них всегда оставалось свободное место, необходимое для чистоты звука. У репетира имеется отдельная заводная пружина, которая взводится каждый раз, когда владелец часов нажимает на соответствующую кнопку или ползунок (гашетку). Во взведенном состоянии пружина приводит в движение гребенку, контролирующую бой, после чего через систему паллет зубцы гребенки передают импульс молоточкам, которые, ударяя по гонгам, производят звук. За тем, чтобы гребенка поворачивалась на строго определенный угол (от этого зависит количество ударов, которые будут отбивать молоточки), следит так называемая улитка, ограничивающая движение гребенки и напрямую связанная со стрелочным механизмом. Каждому виду боя соответствует своя в плане формы пара «гребенка-улитка».

Из истории репетира

Создание первого механизма, отбивающего часы и четверти часа, приписывают священнику времен английского короля Якова II, Эдварду Барлоу (урожденный Эдвард Бут), который снабдил часы звуковой индикацией еще в 1676 году.

Изобретение Барлоу наделало много шума в кругах лондонских часовщиков и применялось поначалу в интерьерных, а позже и в переносных часах. Правда, здесь возникает вопрос по поводу авторства. В 1686 году патент на переносные часы с четвертным репетиром получил другой часовщик Якова II Дэниэл Куэйр. Как такое могло получиться?

Очень просто. Свои изобретения королю представили оба мастера, но Яков II отдал предпочтение Куэйру, возможно потому, что его конструкция была немного удобнее. В часах Барлоу элементы управления репетирным механизмом располагались по обе стороны корпуса, одна отвечала за индикацию часов, другая – четвертей часа. В варианте Куэйра у основания корпуса располагался один штырек, который управлял и индикацией часов, и озвучиванием четвертьчасовых интервалов. 
Репетир Дэниэла Куэйра (примерно 1720 год)
Первые серьезные модификации четвертные репетиры претерпели уже в следующем веке. В 1710 году Сэмюэль Уотсон изобрел пятиминутный репетир, а уже в 1750 году (по другим данным в 1715-м) на свет появился минутный репетир, изобретенный Томасом Мьюджем.

В первых часах с репетиром в качестве механизма звуковой индикации использовалась система «молоточек-колокольчик». При этом колокольчики, которые крепились в углублении задней крышки, были довольно большими и делали корпус часов достаточно массивным, проще говоря, толстым. В 1740 году часовщик Юлиан Леруа (Julian Le Roy) представил репетир, в котором альтернативой колокольчику выступал металлический брусок. Корпус часов стал чуть тоньше, а звук репетира более приглушенным, что позволяло не мешать окружающим.

Не обошлось в деле совершенствования репетиров и без великого Авраама-Луи Бреге. В 1783 году будущий изобретатель турбийона создал часы с репетиром, в которых вместо традиционных колокольчиков использовал гибкие стержни виде пружин. Поначалу пружины располагались крест-накрест на платине, однако позже их стали закручивать вокруг механизма, что позволяло не только экономить место, но и добиваться более гармоничного звука.
Гонг репетирного механизма
Репетиры стали отдельным культурным явлением и снискали большую популярность в высших кругах Европы. Но популярность эта продлилась недолго. В 30-е гг ХIХ века были изобретены относительно безопасные фосфорные спички, с помощью которых стало удобно зажигать свечи, а когда появились газовые и керосиновые лампы интерес к репетирам стал слабеть. Более того, изобретение англичан чуть было не отправилось на свалку истории, после того, как в начале прошлого века появились первые электрические лампочки. Смотреть на часы теперь было удобно в любое время суток, а дорогостоящие модели со звуковыми механизмами стали преимущественно уделом коллекционеров. Тем не менее, для признанных мэтров часовой индустрии сложность конструкции репетира всегда была сродни вызову, поэтому крупнейшие часовые компании продолжали выпускать «музыкальные» часы небольшими сериями, тем самым демонстрируя свои технические возможности. Чаще всего такие модели были карманными.

Раньше других сделать репетир компактным и представить его в форме наручных часов удалось компании Audemars Piguet и случилось это в далеком 1892 году.
 

Первые в мире наручные часы с репетиром выпустила компания Audemars Piguet
Далее вплоть до конца ХХ века репетиры выпускаются не столько в коммерческих целях, сколько для поддержания престижа. Ведь такие часы мало просто создать – чтобы добиться идеально согласованной работы всех деталей звукового механизма (а их немало), нужно потратить не меньше 100 часов. Кроме того, непременным условием успешной настройки репетира становится наличие у мастера абсолютного слуха. Отсюда вытекает стабильно высокая стоимость моделей с репетиром и тот факт, что делают такие часы, чаще всего, на заказ.

Репетиры ХХI века: точность, громкость, чистота

То, насколько четким и громким будет звук репетира зависит от ряда параметров, одним из которых является материал корпуса. Если в обычных часах главная задача корпуса – защита механизма, то в часах с репетиром корпус выполняет еще и функцию резонатора, т. е. передает и усиливает звук. Лучше всего это делают прочные, но легкие материалы с не очень высокой плотностью, так как высокая плотность гасит звук. Из драгоценных металлов предпочтение чаще всего отдается розовому золоту, (считается, что оно делает звук более теплым). Из недрагоценных материалов в фаворе – титан. В частности именно из титана изготовлен корпус новинки салона Baselworld 2016 – Bulgari Octo Finissimo Minute Repeater.
Часы позиционируются, как самый тонкий в мире репетир. При толщине корпуса 6,85 мм, толщина механизма составляет 3,12 мм. Такие показатели противоречат самой концепции часов с репетиром, требующей оставлять достаточно пространства, чтобы корпус мог служить резонатором. Чтобы сохранить нужную чистоту и громкость звука, в титановом корпусе часов проделали прорези, которые попутно выполняют функцию часовых меток. Еще одним решением, работающим на качество звука, стало крепление гонгов непосредственно на корпусе.

Раз уж мы заговорили о гонгах, то нужно отметить, что не только материал, но даже размер и сама форма гонгов диктуют то, каким на выходе будет звук.

Так как размер гонгов ограничен компактным пространством корпуса, производители, работающие над оптимизацией репетирных механизмов, делают это в направлении формы и материала гонгов. Чаще всего гонги изготавливаются из стали, реже – из золота. В случае с золотом в расчет берется скорее престижность материала, чем его физические свойства. К тому же, делать гонги из золота не очень удобно по той простой причине, что любое золото представляет собой сплав с разным процентным содержание целой группы металлов. Даже если производителям удастся найти идеальную формулу сплава, малейшее изменение состава неминуемо отразится на качестве звука.

Что касается формы, в последнее время производители вместо традиционных гонгов с круглым сечением все чаще предлагают квадратные гонги. Существует мнение, что квадратное сечение увеличивает площадь контакта молоточка с гонгом. Впервые подобное решение предложила компания JaegerLeCoultre. В 2005 году марка представила часы Master Minute Repeater, время в которых отзванивали квадратные гонги, изготовленные из сапфира. Ставка здесь была сделана на то, что в сапфире и металле, из которого изготовлены гонги, звук распространяется с разной скоростью, что и позволило добиться особенно чистого звучания часов.

Та же Jaeger LeCoultre первой изменила саму конструкцию деталей, снабдив свои часы молоточками-требюше. Если обычный молоточек представляет собой монолитную конструкцию, то молоточек-требюше состоит из двух частей – фиксированной ручки и головки, соединенных подвижным шарнирным сочленением и работающих по принципу катапульты. За счет подвижного соединения головка молоточка сильнее ударяет по гонгам, извлекая более мощный звук, и быстрее от них отскакивает, не гася извлеченные ноты.

Оригинальную конструкцию гонгов предложила компания Chopard. В первом минутном репетире марки, получившем название L.U.C Full Strike, гонги образуют единое целое со стеклом циферблата (стекло и гонги изготовлены из единого сапфирового блока). Ударяя по гонгу, молоточек создает вибрацию, которая передается стеклу циферблата, а стекло в свою очередь выполняет функцию резонирующей мембраны, наподобие той, которая используется в динамиках звуковых колонок.

Помимо гонгов в часах с репетиром есть и другие детали, способные издавать звук. Речь идет о спуске репетира, задача которого контролировать скорость боя и обеспечивать оптимальные паузы между звуками в процессе звучания мелодии. Деталь, безусловно, важная, но очень шумная. В процессе работы репетира именно спуск создает характерное жужжание, которое может практически заглушить саму мелодию, лишив хозяина часов удовольствия от прослушивания музыки времени.

Для устранения этой проблемы в репетирах последних лет (Chopard L.U.C Full Strike Minute Repeater, Cartier Rotonde De Cartier Minute Repeater Mysterious Double Tourbillon, Bulgari Octo Finissimo Minute Repeater, Panerai Radiomir 1940 Minute Repeater Carillon Tourbillon GMT) многие производители используют бесшумный регулятор-гувернер, а вот компания Breguet для своих часов Tradition 7087 Minute Repeater предложила совершенно неожиданное решение, заменив обычный спуск магнитным регулятором.
В случае с традиционной механикой, вся начинка которой выполнена из металла, такой подход был бы попросту невозможен. Однако, учитывая тот факт, что важнейшие функциональные детали механизма (колесо и пружина баланса) в модели Breguet Tradition 7087 Minute Repeater выполнены из кремния, проблема отпадает сама собой.
Breguet Tradition 7087 Minute Repeater

Для усиления звука Breguet также изменила способ крепления гонгов. В этой модели они закреплены не на платине, стекле циферблата или корпусе, а на внутреннем безеле (ранте). В свою очередь рант закреплен на корпусе при помощи 3 подвижных опор, за счет чего и внутренний безель, и стекло циферблата вибрируют вместе с гонгами. При этом корпус вибрирует на частоте минутного гонга, а стекло и внутренний безель на частоте часового гонга.

В часах Audemars Piguet Royal Oak Concept Supersonnerie, представленных в 2016 году, в роли резонатора выступает специальный элемент, установленный под механизмом. К нему крепятся стальные гонги, физические параметры которых (длина, жесткость материала, поперечное сечение) прорабатывались на протяжении долгих 8 лет исследований и разработок.
Задняя крышка имеет двуслойную конструкцию, с прорезями по периметру внешнего слоя, что позволяет ей работать по принципу гитарной деки. В результате звук у часов получился настолько громким и четким, что его слышно на расстоянии нескольких метров.
Audemars Piguet Royal Oak Concept Supersonnerie. Конструкция корпуса
Механизм репетира, как правило, потребляет очень много энергии. Другими словами, если хозяин часов увлекся прослушиванием мелодии, а запаса хода в часах осталось мало, то они могут попросту остановиться. Для модели Zeitwerk Minute Repeater компания A. Lange & Sohne разработала специальное устройство, которое блокирует работу звукового модуля, если запас хода снижается до 12 часов. Критичные для работы репетира 12 часов на индикаторе запаса хода отмечены красной точкой.
A. Lange & Söhne Zeitwerk Minute Repeater | Источник: www.ablogtowatch.com

Другим защитным механизмом в часах со звуковой индикацией является функция «все или ничего». Часы не издадут ни звука, если кнопка или ползунок репетира нажаты не до конца.

Со времен создания первого репетира прошло уже более трех столетий. И хотя все те проблемы, которые привели к появлению часов со звуковой индикацией, давно устранены, а время можно посмотреть и на обычных часах, и на любом из современных гаджетов, вместо того, чтобы кануть в лету часы с репетиром только набирают популярность. Звучащие модели овеяны заслуженным ореолом престижа, поскольку созданием репетиров на сегодняшний день занимаются считанные часовые мануфактуры. И если в активе той или иной марки имеются часы с подобным усложнением, один этот факт служит подтверждением того, что перед вами – настоящий виртуоз часового дела.