До 31 марта в новой штаб-квартире Phillips в Гонконге проходит любопытная выставка. В экспозиции представлены артефакты, которые когда-то принадлежали последнему императору Китая Пу И: бумажный веер с подписью, блокнот, акварельные рисунки, печатное издание «Аналектов Конфуция» в кожаном переплете и редкие часы Patek Philippe Reference 96 Quantieme Lune, которые Phillips предположительно в конце этого года выставит на аукцион.
В преддверии аукциона мы решили осветить самые интересные факты из печальной биографии владельца этих часов. Почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что эта история повлияет на стоимость модели на предстоящих торгах.
Для начала о самых часах. Reference 96 Quantieme Lune – одна из первый серийных моделей с вечным календарем в арсенале Patek Philippe. До появления на рынке часов китайского императора было известно всего 7 экземпляров модели. Пять из них получили платиновый корпус, еще 2 – корпус из желтого золота. При этом только у одной модели во всей серии дизайн циферблата такой же, как у часов императора. Сегодня она выставлена в музее Patek Philippe в Женеве.
Модель Reference 96 выпускалась в 1930-х – начале 1940-х годов. Часы совсем миниатюрные: диаметр корпуса составляет около 30 мм. Экземпляр, который Phillips, собирается выставить на аукцион, был куплен в 1937 году в Париже. В это время первый владелец часов переживал непростые времена. Впрочем, вся жизнь последнего императора Китая была одной сплошной драмой. Недаром в 1987 году Бернардо Бертолуччи положил его непростую биографию в основу фильма «Последний император».
Император Пу И Айсинь Гьоро появился на свет в 1906 году. Он был последним представителем династии Цин, которая правила китайской империей с 1644 года. Ему самому править уже не пришлось. Едва взойдя на престол в возрасте 2 лет, он стал свидетелем краха имперского Китая. В 1911 году в результате Синьхайской революции страна превратилась в Китайскую республику, а в феврале 1912-го 6-летний император отрекся от престола, став, по сути, обычным гражданином.
В 1924 году несостоявшегося императора выслали из страны, и вместе с немногочисленной свитой он поселился на территории японской концессии в Тяньцзине. В 1932 году он стал титульным правителем марионеточного государства Маньчжоу-Го, которое контролировалось Японией.
После вторжения советских войск на территорию Японии Пу И был отправлен в спецлагерь №45 в Хабаровск. Здесь советский военнопленный жил в относительно комфортных условиях до 1950 года.
Переводчиком Пу И в то время был востоковед Георгий Георгиевич Пермяков. Именно ему по легенде невезучий император подарил свои часы, а также веер с рукописной надписью, книги и свои акварельные рисунки. Часы оставались у Пермякова вплоть до его смерти в 2005 году, а в 2019-м были проданы частному коллекционеру.
Дальнейшую судьбу Пу И тоже нельзя назвать завидной. После 5-летней отсидки в Хабаровске он был репатриирован в коммунистический Китай, где снова попал в тюрьму для военных преступников. В 1959 году Мао освободил своего идейного врага как перевоспитавшегося, после чего Пу И поселился в Пекине. Первое время он работал в местном Ботаническом саду, потом архивариусом в библиотеке. В последние годы жизни Пу И находился под специальной государственной защитой и с разрешения Великого Кормчего написал мемуары.
Когда смотришь на эти часы, невольно возникает вопрос, что случилось с циферблатом? Разгадка этой тайны оказалась предельно простой. Когда в октябре 1937 года Пу И получил часы, ему стало интересно, сделан ли циферблат из чистого золота. Чтобы это выяснить, он приказал соскоблить с циферблата лак и покрытие. Увидев в процессе обычную латунь, император разочаровался и приказал остановиться. Это объясняет, почему с циферблата снята только часть покрытия, и добавляет интересную деталь в историю часов.
Если отследить судьбу других экземпляров этой модели, получается, что с годами Reference 96 проседают в цене. Судите сами. В 1998 году один из экземпляров в корпусе из желтого золота был продан на аукционе Christie's за CHF 828,500. В 2010 году этот же экземпляр продали уже за CHF 723, 000.
Еще одна модель в корпусе из желтого золота в 2011 году ушла с молотка на Christie's за CHF 507,000. Этот экземпляр с цифрами Breguet на циферблате впервые был продан в 1940 году компанией Tiffany & Co. в Нью-Йорке.
Если говорить о судьбе платиновых версий модели, то здесь картинка выглядит куда интереснее. Тот экземпляр, что сегодня находится в музее Patek Philippe, был продан еще в 1990 году на аукционе Antiquorum за солидные $1,1 млн. Для сравнения другой платиновый экземпляр, с циферблатом как у часов китайского императора, продали в 2002 году за $2 млн.
Еще одна модель в корпусе из платины в последний раз появилась на торгах в 2010 году. Тогда часы ушли с молотка за CHF 483,000. Любопытно, что изначально, еще в 1927 году, этот экземпляр получил корпус в форме бочки, но в таком виде покупатель на часы не нашелся. В 1935 году модель обзавелась более стандартным корпусом и тогда же сразу нашла хозяина.
Исходя из приведенной статистики, надеяться на очередную аукционную сенсацию от Patek Philippe, не стоит. С другой стороны, ни у одного экземпляра Reference 96, не было такой истории, как у этих часов. Хватит ли этой истории, чтобы соблазнить какого-нибудь коллекционера выложить за часы кругленькую сумму, узнаем в конце года.