Часовой мир – это мир красивых захватывающих историй о часах. Но также и мир мифов. Живучих, длящихся десятилетиями и порой трудно опровержимых. Не так давно в связи с выходом серии моделей Swatch с вольной интерпретацией дизайна дайверских часов Fifty Fathoms мы рассказывали историю этой коллекции. Это была официальная история, создавшая образ модели Fifty Fathoms как первых современных часов для дайвинга.
Сколько в этой истории правды, а сколько – информации, которую можно поставить под сомнение, разобрался часовой блогер с ником Jose Pereztroika. Результаты своих исследований он опубликовал на сайте perezcope.com. Делимся с вами тем, на какие спорные моменты в истории знаменитой дайверской модели обратил внимание блогер.
Blancpain Fifty Fathoms были выпущены в 1955-м, а не в 1953-м году
Компания Blancpain утверждает, что часы Fifty Fathoms были выпущены в 1953 году, за год до Rolex Submariner. Под запуском обычно понимается дебют какого-либо продукта и его общедоступность для покупки. При этом никаких доказательств, которые бы подтверждали заявление Blancpain, нет. В старых изданиях Swiss Horological Journal нет вообще ни одного упоминания о часах для дайвинга, выпущенных Blancpain или Rayville S.A., как официально называлась компания в то время. Ни в 1953 году, ни в 1954-м. Учитывая то, насколько революционными были технические решения, предложенные в этих часах, они наверняка должны были бы обсуждаться на страницах часовых журналов.
Более того, на выставке Baselworld, где Rayville S.A впервые экспонировалась в 1955 году, никаких упоминаний о представленных ранее часах не было. Однако если посмотреть на саму экспозицию, видно, что она имеет водную тематику и построена вокруг знаменитой фотографии Жана-Жака Фихтера в снаряжении для подводного плавания среди сотен амфор, найденных на дне Эгейского моря.
Очевидно, что это и был запуск Fifty Fathoms, который состоялся в апреле 1955 года, а не двумя годами ранее. Что интересно, о часах нигде не упоминалось. Вероятно потому, что после официального запуска Rolex Submariner в мае 1954 года Fifty Fathoms стали одним из многих продуктов того времени. И, наоборот, о Rolex Submariner рассказывали в часовых журналах по всему миру.
Если обратиться к документам, задействованным в истории Fifty Fathoms, ни один из них не датирован 1953 годом. Патентную заявку на некоторые функции часов Жан-Жак Фихтер вместе с изготовителем корпусом Жаном Паули подали 19 июня 1954 года – через месяц после презентации Rolex Submariner в Базеле. Эту странность Жан-Жак Фихтер объяснял тем, что в то время патентные заявки подавались после того, как продукт был выпущен в продажу.
Но в таком объяснении просто нет смысла, ведь заявки на патент подаются для защиты изобретения и делают это как можно быстрее, чтобы быть на шаг впереди конкурентов. Та же Rolex подала патентную заявку на конструкцию вращающегося безеля еще 5 февраля 1953 года, а вслед за этим, 18 апреля 1953-го была подана патентная заявка на систему герметизации заводной головки Twinlock. Если следовать логике Фихтера, Rolex должна была выпустить в продажу свой Submariner еще в 1952 году. Так почему же этого не произошло?
Другой важный момент, связанный с патентами, заключается в том, что ранние экземпляры Fifty Fathoms имеют маркировку «Patents + Pending», т.е. «Патент находится на рассмотрении». Но использование подобной маркировки является законным только после подачи заявки на патент. Это автоматически означает, что даже самые ранние модели Fifty Fathoms были выпущены не раньше 1954 года.
Как выяснил Ник Гулд, аналогичная ситуация наблюдается с регистрацией товарного знака Fifty Fathoms, которая датирована 11 июня 1954 года. Обратите внимание, что в приведенном выше документе есть пометка о первом использовании товарного знака в коммерции 30 августа 1954 года. Согласитесь, это слабо согласуется с официальной датой выхода часов в 1953-м.
Письмо Клода Риффо как доказательство
В официальной истории Fifty Fathoms утверждается, что список характеристик часов независимо друг от друга разработали Жан-Жак Фихтер и тандем французских военных Боб Малубье и Клод Риффо. Но есть и другая трактовка этой легенды. Основатели специализированного подразделения французских подводников «Nageurs de Combat» составили список спецификаций своими силами. После того как часы в соответствии с заявленным списком требований отказалась производить фирма Lip, французы обратились в компанию Blancpain, которая взялась за выполнение этих требований.
В своей биографии «Plonge dans l’or noir, espion!» («Нырни в черное золото, шпион!», 1986 год) Боб Малубье так описывает этот факт:
«В конце концов, небольшая часовая компания Blancpain согласилась реализовать наш проект, для которого был характерен черный циферблат с большими цифрами и четкими метками в виде треугольников, кругов и квадратов. Подвижная внешняя заводная головка (имеется в виду вращающийся безель) повторяет разметку циферблата. Перед погружением ее (его) нужно отрегулировать в соответствии с минутной стрелкой и после погружения по нему можно читать прошедшее время. Каждая метка на циферблате светит как Пастушья звезда».
Как и описывал Малубье, некоторые из ранних экземпляров Fifty Fathoms действительно имеют часовые метки в виде треугольников, кругов и квадратов. В своей статье Jose Pereztroika находит в этом дизайне слишком очевидное сходство с Rolex Submariner. Даже тот факт, что характерную для ранних экземпляров Fifty Fathoms треугольную метку на безеле позже заменили на ромбовидную, косвенно указывает на попытку уйти от копирования Rolex.
Сегодня в компании Blancpain утверждают, что на момент обращения французов Fifty Fathoms уже были в производстве и что единственным их вкладом в проект была антимагнитная защита. Об этом же говорит и специалист по истории коллекции Джеффри Кингстон:
«Малубье никогда не встречался к Фихтером, в отличие от Клода Риффо, и Fifty Fathoms на тот момент уже существовали. Французы просили внести только одно изменение: обеспечить защиту от магнетизма. Это было их дополнение к часам, которые были полностью завершены и на тот момент находились в производстве».
В какие сроки все это происходило, помогает понять письмо Клода Риффо в компанию Spirotechnique, через которую продавались часы. Письмо датировано 5 февраля 1955 года.
Здесь важны 2 пункта в самом начале текста.
- – Я подтверждаю получение часов BLANCPAIN № 166. Т.е. к февралю 1955 года французским боевым пловцам было поставлено только 166 экземпляров часов.
- – Имею честь сообщить вам, что я очень доволен часами этого типа, которые мы используем уже год для наших погружений. Т.е. на момент отправки письма французы испытывали/использовали часы не больше года.
Что там с безелем?
Важнейшей особенностью современных часов для дайвинга стал вращающийся безель, необходимый для точного измерения продолжительности погружений и, что гораздо более важно, времени декомпрессионных остановок. Изобретателем вращающегося безеля с функцией фиксации времени считается Филипп Ван Хорн Уимс, и известны такие безели были еще с конца 1920-х годов.
В 1942 году капитан Боб Малубье стал частью британского Управления специальных операций и по долгу службы дважды тайно летал во Францию. Вероятно, именно в это время он мог познакомиться с часами Longines Weems с тем самым вращающимся безелем, которые мог увидеть на руках пилотов. К тому же, в начале 1940-х годов собственная версия таких часов появилась и у компании Rolex. Имеется в виду модель Zerographe. Экземпляр 1942 года выпуска показан ниже.
Вернемся к этому факту: зная о потенциале вращающегося безеля и о том, насколько он может быть полезным под водой, Rolex подала патентную заявку на конструкцию безеля Submariner в феврале 1953 года. Конструкция же безеля Fifty Fathoms была частью патента, заявка на который была подана только в июне 1954 года.
Еще одна деталь, на которую важно обратить внимание, это устоявшийся миф о том, что безель Fifty Fathoms изначально был однонаправленным. Это неправда! Чтобы вращать безель, на него нужно было сначала нажать (надавить), но вращался он в обе стороны.
Заводная головка
В официальной истории коллекции Fifty Fathoms говорится о том, что у часов была особая и крайне простая конструкция заводной головки с резиновой прокладкой, которая предотвращала попадание воды в часы, даже когда заводная головка выдвигалась в положение установки времени.
Согласно официальной версии Фихтер не использовал завинчивающуюся заводную головку, потому что она обеспечивала герметичность только при завинчивании. Настоящая же причина отказа от такого решения могла заключаться в том, что патент на завинчивающуюся заводную головку к тому времени уже был на счету у Rolex.
Blancpain Fifty Fathoms – первые часы, способные погружаться на большую глубину?
Из истории Fifty Fathoms известно, что часы попали в нашумевший документальный фильм «В мире безмолвия». Фильм снимался 2 года и вышел на экраны в 1956-м. Однако также известно, что с сентября 1953 года Жак-Ив Кусто проводил испытания с часами Rolex Submariner. И не он один.
Уже в мае-июне 1953 года для тестов в реальных условиях свой экземпляр Rolex Submariner получил вице-президент Института морских исследований в Каннах, подводный фотограф Дмитрий Ребиков. Он изображен на фото ниже в ходе тех самых тестов. На запястье фотографа можно разглядеть Rolex.
Результаты серии тестов Ребиков записал в отчете от 26 октября 1953 года. Особый интерес в нем представляет пункт №7. Цитируем перевод текста:
«7. Точно так же в часах не было обнаружено никаких следов влажности. Несколько погружений было выполнено с выдвинутой заводной головкой в положении ручной настройки».
Любопытный факт:
Из лекции, прочитанной Джеффом Кингстоном в 2019 году для часового сообщества Нью-Йорка, известно, что Жан-Жак Фихтер и тогдашний директор Rolex Рене-Поль Жанре практиковали совместные погружения на юге Франции. Оба изображены на фото ниже, которое предположительно датировано 1953 году. Если фото действительно было сделано в 1953-м тогда у Жанре вполне мог быть на запястье прототип Rolex Submariner.
Но даже если это были обычные Oyster, для любительского дайвинга они тоже вполне подходили. Точно установлено, что в итальянской экспедиции на Красное море, которая проходила с конца 1952 года по осень 1953-го, обычные часы Rolex Oyster использовались дайверами еще до появления модели Submariner.
Этот факт развеивает поддерживаемый Кингстоном миф о том, что до появления Fifty Fathoms не существовало часов, способных погружаться на большую глубину. Кроме того, знатоки истории Rolex наверняка вспомнят о специальных часах для подводной съёмки (модель Special Oyster Ref. № 2533), которые выпускались для ВМС Италии с 1936 года.
Что касается Rolex Submariner, то можно сказать, что эти часы стали коммерческой версией прототипа, который Rolex испытала еще в 1951 году на глубине 50 метров.
Ну и еще парочка фактов напоследок. 30 сентября 1953 года недалеко от острова Капри (Италия) Rolex успешно испытала так называемую модель Bathyscaphe. Тогда часы погрузились на глубину 3150 метров. А 7 лет спустя улучшенная версия модели Bathyscaphe достигла Бездны Челенджера – самой глубокой точки Мирового океана в Марианской впадине. Об этом мы писали в отдельной статье.
Резюме
Учитывая все вышесказанное, события могли развиваться следующим образом. Часы Fifty Fathoms действительно могли быть разработаны в 1953 году, но изготовление и испытание первых моделей проходило в 1954-м. Когда в мае 1954-го Rolex представила в Базеле модель Submariner, Жан-Жак Фихтер оценил коммерческий потенциал своего проекта и впоследствии подал заявки на товарный знак и патент. С конца августа 1954 года первые модели Fifty Fathoms поступили в продажу, а в апреле 1955-го часы были представлены широкой публике в Базеле.
Что касается Rolex, то первая партия моделей Submariner поступила в продажу во втором квартале 1953 года. Это подтверждают маркировки «2,53» на задних крышках ранних экземпляров модели.
В мае-июне 1953 года часы Submariner были переданы для тестирования Дмитрию Ребикову, а в сентябре свои часы получил и Жак-Ив Кусто. И уже после испытаний в реальных условиях Rolex Submariner были представлены публике в мае 1954 года.
Хотя история Blancpain Fifty Fathoms полна нелогичностей и противоречий, это отнюдь не делает часы плохими. Дайверы Fifty Fathoms, особенно ранние экземпляры модели, прекрасны и по праву занимают свое место в ряду культовых часов. Просто позиционирование флагмана Blancpain как первых современных часов для дайвинга в корне неверно и те, кто настаивает на такой позиции, оказывают компании медвежью услугу.