Одна из причин, по которой мы любим винтажные часы, это их способность рассказывать захватывающие истории реальных людей. В истории бренда Rolex в этом плане есть одна интересная глава, которая заслуживает отдельной статьи. Я говорю о том факте, что в годы Второй мировой войны компания поставляла свои часы британским военнопленным, спрятав их в посылки Красного креста. Стоили они CHF 250, но немедленной платы за дорогой аксессуар не требовалось. Тогдашний руководитель компании Ганс Вильсдорф полагался на чувство чести британских джентльменов и готов был принять оплату, когда кончится война.
На обеспечение своих подопечных Министерство обороны Великобритании не скупилось. В экипировку защитников Туманного Альбиона входили часы, которые в страну поставляли IWC, Jaeger-LeCoultre, Omega, Longines и ряд других, в основном швейцарских компаний. Заметьте, Rolex среди них не было.
Думаю, не нужно лишний раз напоминать, что часы – это отличный военный трофей. Неудивительно, что, попадая в немецкий плен, британские солдаты и офицеры этих самых часов лишались. Но на этом история не заканчивалась. Согласно статье 72 Женевской конвенции об обращении с военнопленными, пленные имели право заказывать некоторые товары прямо в лагерь. Стоит ли говорить, что британцы охотно пользовались этим правом и в какой-то момент в списке необходимых товаров оказались часы.
Это может показаться чем-то невероятным, но так как СССР в свое время этот документ не подписал, то и привилегий таких не получил. Зато британцы, даже находясь в плену, преспокойно читали объявления о продаже часов, которые часовые компании размещали в газетах. Сегодня большинство этих марок широкой публике неизвестны, но для полноты картины приведу парочку названий: Aureole, Angelus, Cyma, Invicta, Movado, Mulco, Olma, Paul Buré, Richard, Rodana, Pierce. Среди компаний, которые предлагали часы заключенным, была даже Patek Philippe. Вот только видимо никто кроме убежденного антифашиста Вильсдорфа не готов был отсрочить за них плату. На фото ниже конверт от письма, которое компания Rolex прислала одному из военнопленных в 1942 году.
Самым известным персонажем, который воспользовался щедрым предложением основателя Rolex, стал капрал Клайв Джеймс Наттинг – заключенный лагеря Stalag Luft III, расположенного на территории Западной Польши. Наттинг был захвачен в плен 28 мая 1940 года и освободился только в конце войны. Будучи человеком рукастым, свои лагерные будни он устроил вполне неплохо, зарабатывая на починке обуви. Настолько неплохо, что оказался единственным, кто мог выплатить за часы требуемую сумму без всякой отсрочки.
Хотя британец заказал часы еще в 1942-м, его письмо до компании Rolex дошло только в марте 1943 года. Долгожданный заказ, модель Rolex Oyster Chronograph Ref. 3525, Наттинг и вовсе получил в июле 1943-го. К часам прилагалось письмо Вильсдорфа с извинениями за задержку и напоминанием о том, что об оплате Наттинг может не беспокоиться до кона войны. Вот само письмо
Чем интерес хронограф Ref. 3525? Из-за того, что 35-миллиметровый корпус часов, включая безель и ушки, выточен из цельного блока металла, в среде коллекционеров эта модель прозвище «Monoblocco». В моделях этой серии стояли механизмы Valjoux – преимущественно калибры Valjoux 23 с антимагнитной защитой. За несколько лет выпуска (в основном военные годы) было изготовлено около 200 экземпляров модели.
Несмотря на небольшой по сегодняшним меркам размер и наличие нескольких шкал на циферблате, показания на часах читались превосходно. В немалой степени благодаря радиевому люминофору на стрелках, от которого производители часов отказались в 1960-х годах.
28 мая 1945 года, ровно через 5 лет заключения, капрал Наттинг был освобожден из лагеря. Вернувшись в Великобританию, он написал письмо в компанию Rolex с просьбой выслать ему счет и адрес мастера, к которому можно обратиться за настройкой часов. В письме британец отмечал, что часы отстают на час, но превосходно переносят холод. Счет из Женевы на сумму 15 фунтов 12 шиллингов и 6 пенсов пришел только в 1948 году.
Позже Наттинг перебрался в Австралию, где и умер в 2001 году в возрасте 90 лет. Часы, ставшие свидетелем одной из самых трагических страниц в его биографии, бывший узник хранил до самой смерти. В 2007 году наследники капрала продали эту модель с аукциона за £66,000 (~$87,000).
Где находятся эти часы сегодня, неизвестно. Последний документ, связанный с этой моделью – счет от реставратора за 28 марта 2003 года на сумму 2,356 австралийских долларов, оплаченный его сыном.
Еще одно имя, которое настойчиво упоминают в связи с военной главой в истории Rolex – лейтенант Джон («Джек») Фрэнсис Уильямс. Он также был заключенным Stalag Luft III и согласно легенде участником так называемого «Большого побега», организованного узниками лагеря в марте 1944 года. Позже этот эпизод был описан в романе австралийского писателя Пола Брикхилла, который лег в основу сценария одноименного фильма со Стивом МакКуином в главной роли.
Планируя побег, 600 заключенных лагеря вырыли целых 3 тоннеля, получивших кодовые имена Том, Дик и Гарри. Один из тоннелей оказался непригодным для побега, второй обнаружили охранники лагеря и только третий тоннель (Гарри) стал надеждой узников на освобождение.
Бежать в день «Х» должны были 250 заключенных, а порядок прохода по тоннелю разыграли путем жеребьевки. Уильямсу достался 67-й номер в первой сотне. К несчастью, когда он оказался по другую сторону забора, побег раскрыли и за беглецами развернули масштабную охоту по всей Европе. Всего за несколько дней немцам удалось найти и вернуть 73 из 76 бежавших. В их числе был и лейтенант Уильямс, которого вместе с 49 другими беглецами расстреляли в назидание оставшимся пленным.
Накануне неудавшегося побега Уильямс оставил часы своему сокамернику Дону Уилсону, попросив передать их его родным. Уилсон исполнил просьбу товарища и после войны передал часы матери лейтенанта. Спустя какое-то время женщина подарила их троюродному брату Уильямса, который очень напоминал ей погибшего сына. В сервисе хронограф побывал всего один раз, в 1984 году, и в Rolex, помня о прошлом этой модели, оказали услугу бесплатно. История закончилась в декабре 2015 года, когда часы были проданы на аукционе за £194,700. Известно, что покупателем стала некая женщина-коллекционер, которая специализируется на предметах военного времени.
Что в этой истории правда, а что – художественный вымысел, сказать трудно. На сайте лондонского аукциона Bourne End Auction Rooms, на котором были проданы часы, найти архивную страницу с этими часами нам не удалось. Что ж, по крайней мере, звучит все очень красиво и кинематографично.