В1972 году на ювелирно-часовом салоне Baselworld состоялась презентация первых моделей Audemars Piguet Royal Oak. Успех главного детища Джеральда Джента изменил устоявшиеся каноны часового дела, поставив сталь в один ряд с драгоценными металлами. Этот факт широко известен всем, кто хоть немного интересуется часовым искусством. В гораздо меньшей степени людям известно то, что скрывалось в дорогом стальном корпусе первых часов Royal Oak.
А за стальными латами по цене золота и восьмиугольным безелем с выставленными на показ винтами скрывался калибр 2120. Вернее, его слегка усовершенствованная версия – калибр 2121 с указателем даты. Этот ультратонкий механизм с автоподзаводом появился на свет в 1967 году и с тех пор постоянно совершенствовался на протяжении более полувека.
Из одной колыбели
Чтобы понять, в каких условиях был создан легендарный калибр, нужно знать, что собой представляла швейцарская часовая индустрия в середине прошлого века. Если сегодня сплошь и рядом оперируют понятием «часовая мануфактура», имея в виду крупные предприятия с четко выстроенной вертикальной структурой, то на протяжении почти всего ХХ века картина выглядела иначе. Компания Audemars Piguet принадлежала к системе кустарной сборки часов. Если говорить простыми словами, в этой системе группа часовщиков на предприятии собирала и устанавливала в корпуса механизмы, компоненты для которых производило множество независимых ремесленников.
Знаменитая часовая долина Вале-де-Жу, которую можно назвать колыбелью швейцарского часового производства, в те времена, по сути, представляла собой большую деревню. Все были знакомы друг с другом. Отношения между мастерами часового дела частенько выходили далеко за рамки строго профессиональных. К примеру, Жорж Голэй, который пришел в Audemars Piguet в 1945 году, а с 1967 по 1987 управлял компанией, был большим другом Роже ЛеКультра, возглавлявшего LeCoultre & Cie с 1949 года. Партнерские отношения между двумя компаниями зафиксированы в архивных документах как минимум с 1882 года, но после Второй мировой войны этот дружеско-деловой союз стал еще крепче.
Важным звеном в этом союзе стала компания Vacheron Constantin. В 1960-х годах женевский часовой дом был частью группы SAPIC – финансовой структуры, в которую входила LeCoultre & Cie. В то же время у Vacheron Constantin всегда были тесные связи с Audemars Piguet. Настолько тесные, что в какой-то период часы Audemars Piguet свободно продавались в женевском бутике Vacheron Constantin.
Интересный факт: первую модель Royal Oak в корпусе из белого золота в 1972 году продал руководитель отдела продаж Vacheron Constantin Франсис Берже. В таком контексте выглядит вполне логичным, что 3 именитых часовых дома объединили усилия для создания нового механизма.
Тонкий формат + автоподзавод. Миссия выполнима?
Напомню, калибр 2120 – это ультратонкий механизм с автоподзаводом. Ультратонкий формат возник не случайно. Уже в начале прошлого века производство сверхтонких часов было своего рода специализацией Audemars Piguet. Первые часы с особо изящными формами компания выпустила в период с 1900 по 1910 год. Чуть позже, в 1921-м году, на свет появился калибр 17SVF#5. Механизм толщиной 1,32 мм на 0,06 м превзошел рекорд, установленный в 1907 году калибром LeCoultre. Разумеется, на тот момент речь шла о карманных часах.
В послевоенный период Audemars Piguet лишь отточила свои навыки в выпуске ультратонкой механики. В 1953 году на основе базового механизма LeCoultre & Cie был создан калибр 2003 – механизм с ручным подзаводом толщиной 1,64 мм. К 1958 году им было оснащено около трех четвертей всех часов Audemars Piguet. Именно этот механизм лег в основу калибра 2120.
Наряду с ультратонкими часами после Второй мировой войны стали набирать популярность модели с автоподзаводом. Просто потому что это соответствовало веяниям времени. В первые десятилетия после военной разрухи в Европе семимильными темпами шел экономический рост. Синонимами этого времени стали слова «скорость», «эффективность», «современность», «активность», «молодость» и «путешествия». Новые ценности, новые привычки. Вряд ли кому-то хотелось ежедневно тратить драгоценные минуты на то, чтобы заводить часы.
Первые часы с автоподзаводом появились в каталоге Audemars Piguet в 1954 году – это была модель с референсом 5112. Первыми механизмами бренда, избавлявшими от необходимости заводить часы, стали калибры 2498 и 2499, созданные на базе механизмов LeCoultre 498-499. Толщина у них была хоть и небольшая, но все же ощутимая – 6,65 мм. В компании прекрасно понимали, что та марка, у которой получится совместить в часах малую толщину и автоподзавод, окажется на шаг впереди конкурентов.
Того же хотели и клиенты. В переписке, датируемой 1958 годом, компания LeCoultre предлагает коллегам по цеху добавить в калибр 2498 функцию даты. В Audemars Piguet отвечают на предложение отказом, не желая увеличивать толщину механизма и объясняя это тем, что «клиенты обращаются к нам преимущественно за тонкими часами». В той же переписке есть важное уточнение: «Конкуренция становится жестче, поэтому мы вынуждены следить за толщиной часов».
Главным конкурентом Audemars Piguet в этом вопросе стала компания Piaget. В 1960 году марка представила калибр 12P с рекордной толщиной 2,3 мм. Если Piaget скостила объемы механизма за счет микро-ротора, то Audemars Piguet решила, наоборот, сделать ставку на полноразмерный центральный ротор.
Калибр 2120 от А до Я
Хотя первые упоминания о работе над новым механизмом датируются 1961 годом, активный этап разработки стартовал весной 1963-го. В те годы техническим директором Audemars Piguet был Жак-Луи Одемар – внук одного из основателей мануфактуры. С июня 1964 по апрель 1965 года он лично носил прототип будущего механизма на запястье.
Будучи сам часовщиком по профессии, все это время Жак-Луи Одемар регулярно наведывался в деревушку Ле Сантье, расположенную в четырех километрах от мануфактуры Audemars Piguet в Ле Брассю. Все нюансы будущего механизма он обсуждал со своим однофамильцем – конструктором LeCoultre & Cie Морисом Одемаром. Имя последнего упоминается в патенте на систему автоподзавода калибра 2120, заявленном 18 октября 1965 года под номером CH14388/65. При толщине 2,45 мм калибр 2120 на тот момент стал самым тонким в мире автоматическим механизмом с центральным ротором.
Ротор у механизма был большой и тяжелый. Учитывая скромную толщину, при малейшем ударе вся механика могла полететь к черту. Не допустить поломки помогали рубиновые диски, на которые опиралась периферийная часть ротора. Диски вращались по принципу колес поезда на рельсах, что максимально снижало вращение центральной части ротора.
Чтобы сохранить стройность конструкции, механизм не стали снабжать секундной стрелкой. Частота колебаний баланса достигала 19 800 пк/час, что близко к современным параметрам. В качестве противоударной системы в механизме использовалась система от фирмы Kif Parechocs. Подзавод был двунаправленный, а в отделке имелась одна любопытная деталь, которая касалась гравировки на роторе. Если посмотреть на фото механизма, видно, что между двумя патронимами в названии Audemars Piguet стоит дефис.
Первые 10 моделей на базе калибра 2120 компания Audemars Piguet выпустила в продажу 22 марта 1967 года. Самыми первыми часами с этим механизмом была модель 5271, созданная гением Джеральдом Джента.
За ней последовали модели 5272, 5273 и 5274 в корпусах круглой формы и целый ряд часов с более креативной геометрией корпуса: 5279, 5285, 5287, 5302, 5307, 5384.
В том же 1967-м новый механизм в качестве начинки получат 650 часов. В целом за первые 10 лет выпуска Audemars Piguet продаст более 12 000 часов, оснащенных калибром 2120. Между делом, в 1970 году у механизма появится версия с функцией даты. Калибр 2121 будет чуть толще своего предшественника (3,05 мм) и впоследствии станет «сердцем» первой модели Royal Oak. В 1978 году он же послужит основой для калибра 2800 с функцией вечного календаря, который откроет новую страницу в истории часов с усложнениями.
Коллективный проект?
Считается, что описываемый нами механизм был разработан компанией Jaeger-LeCoultre для 3 брендов. Каждый из них имел для калибра свою маркировку: Audemars Piguet (2120 и 2121 в версии с датой), Vacheron Constantin (1120/1121) и Patek Philippe (28 255/28 255c). Документального подтверждения существованию договора между компаниями нет.
На то, что какой-то договор или контракт, возможно, в устной форме, между коллегами по цеху все-таки был, указывают другие факты. В 1972 году компания Audemars Piguet оснастила этим механизмом часы Royal Oak. Четырьмя годами позже Patek Philippe использовала его в первой модели Nautilus. В 1977-м Vacheron Constantin установила механизм в часах 222, которые называют предшественниками модели Overseas. Вероятнее всего, это трио объединяло совместное финансирование проекта.
Эксперты также сходятся во мнении, что компания Jaeger-LeCoultre не использовала в своих часах ни калибр 2120, ни его предшественника, калибр 2003.
Калибр 2120 и искусство скелетонизации
В первые годы выпуска калибр 2120 оставался скрытым от лишних глаз: увидеть конструкцию механизма могли лишь часовщики во время сервисного обслуживания или ремонта. Все изменилось с появлением наручного кварца. «Начинка» часов стала для потребителя неочевидной, и чтобы отвоевать позиции в борьбе с кварцевым сумасшествием, представители традиционного часового дела решили возродить искусство скелетонизации.
В начале 1970-х компания Audemars Piguet открыла отдельную мастерскую, посвященную этому искусству. Чтобы подготовить новое поколение мастеров художественной резки по механизму, нужно было опереться на опыт бывалых часовщиков. Таких было немного: из 86 специалистов только 9 работали на мануфактуре минимум 20 лет. Двое из них встали за верстак еще в 1930-х годах, и одним из этих двоих был сын основателя компании Поль-Эдуард Пиге.
Зимой 1972-1973 годов в только что открытую мастерскую было нанято несколько молодых часовщиков, которые осваивали искусство создания скелетонизированных механизмов, опираясь на опыт старших коллег. Базой для экспериментов со скелетонизацией послужил калибр 2120. Изначально Жорж Голэй поставил себе цель сделать 100 скелетонов. Задача была весьма амбициозной, поскольку на работу с одним калибром у обученного мастера уходило до 150 часов. Тем не менее, в ноябре 1973 года в активе у Audemars Piguet уже был один скелетон – модель 5442.
На то, чтобы выпустить первую запланированную сотню ушло 3 года. На следующую – еще столько же. При этом параллельно скелетоны делали и на базе калибра 2003. В 1978 году в производстве находилось 300 скелетонизированных моделей с калибром 2120. К 1984 году в мастерской по изготовлению скелетонизированных механизмов было занято уже около десятка специалистов.
В 1986 году первый скелетон появился в коллекции Royal Oak. Это была модель 25636, оснащенная вечным календарем. Следом за ней еще в 1980-х были выпущены карманные часы-кулон с референсом 25729. С тех пор скелетоны стали неотъемлемой частью флагманской линейки Audemars Piguet. С 1992 по 2022 коллекцию пополнили более 40 таких моделей, 4 из которых были оснащены калибром 2120.
«Сердце» Royal Oak в ХХI веке
Если в 1970-х – 1980-х с выпуском скелетонов калибр 2120 переживал второе рождение, то в 1990-х история легендарного механизма почти подошла к концу. В конце ХХ века этот шедевр часовой механики ставили преимущественно в строго лимитированные модели Royal Oak «Jumbo», такие как ref. 14802 и ref. 15002.
Однако с ростом популярности линейки Royal Oak Offshore и моделей с усложнениями продажи механизма медленно пошли на убыль. В 1999 году в стоках осело около 400 базовых механизмов без финишной обработки. Тогда же руководство Jaeger-LeCoultre решило прекратить производство «базы» для калибра 2120. Это решение совпало с вхождением компании в состав концерна Richemont. Параллельно Jaeger-LeCoultre отказалась от производства калибра 2003.
К тому времени у Audemars Piguet уже был на счету свой калибр 3090 и полным ходом шла вертикализация производства. К 2002 году было принято решение выпускать калибр 2120/2121 своими силами, сохранив при этом поставки комплектующих в Patek Philippe.
В 2022 году после 55 лет верной службы калибр 2120 и его улучшенная версия калибр 2121 уступили место новому механизму. Опираясь на последние достижения технического прогресса, калибр 7121 стал «сердцем» нового поколения моделей Royal Oak и открыл новую главу в истории ультратонких механизмов с автоподзаводом.