Казалось бы, в наши дни невозможно придумать что-то такое, что кардинально изменит ход развития часового дела – все уже было придумано Джорджем Грэмом, Авраамом-Луи Бреге и другими гениями прошлых столетий. И все же неугомонные часовщики до сих пор экспериментируют, если не с техническими новшествами, то с формой и материалами точно.
В начале ХХI века в часовой индустрии и вовсе случилась самая настоящая революция. Имя ей – Ulysse Nardin Freak. Первые часы, не требующие смазки. Первые часы с деталями из кремния и таким сумасшедшим дизайном, что назвать их часами язык не поворачивается. Кто стоит за этим концептом и как революционный Freak изменился за 22 года существования, расскажем в этой статье.
Кароль Форестье – прародительница «фрика»
В предыстории «фрика» можно обнаружить неожиданную связь с конкурентами Ulysse Nardin по часовому цеху – компанией Breguet. В 1997 году в честь 250-летия основателя бренда фонд Breguet провел конкурс на лучший турбийон. Победителем конкурса стала работа Кароль Форестье – часы с центральной каруселью, в которых молодой конструктор попыталась превратить в турбийон весь механизм. Суть ее идеи заключалась в том, чтобы поместить механизм внутрь заводного барабана, т.е. сделать своего рода часы наоборот.
Слабым местом концепта оказался запас хода – его едва хватало на 8 часов работы. Но побывавший на конкурсе Рольф Шнайдер (владелец Ulysse Nardin с 1983 по 2011 годы) так загорелся этой идеей, что готов был вкладываться в проект. И даже успел принять несколько заказов на будущие часы еще на этапе разработки. Однако выпустить их на рынок с автором безумной идеи не получилось. Кароль Форестье ушла из проекта, возглавив отдел разработки механизмов в Cartier, а Рольф Шнайдер решил поискать другого безумца.
Рождение «фрика» для часового рынка
Этим безумцем оказался Людвиг Окслин, который разрабатывал часы для Ulysse Nardin еще в 1980-х. Изначально его пригласили решить проблему с запасом хода. По итогу он полностью переработал идею Кароль Форестье и создал «фрика», готового выйти на часовой рынок.
Презентация часов прошла в 2001 году на выставке в Базеле. Базельскую публику первая модель Freak поразила отсутствием заводной головки и crazy-дизайном, в котором было задействовано то, что обычно спрятано от посторонних глаз. В центре циферблата располагалась карусель с зубчатой передачей, которой придали форму стрелки. Стрелка делала полный оборот по циферблату за 1 час, попутно показывая минуты. Под каруселью разместился заводной барабан, который совершал полный оборот каждые 12 часов. Нетрудно догадаться, что он выполнял функцию часовой стрелки.
Заводную пружину Окслин спрятал под механизм. Она занимала весь объем часов и обеспечивала первому «фрику» запас хода на целых 7 дней. Функции отсутствующей заводной головки взяли на себя 2 детали – безель и задняя крышка. Вращением безеля можно было выставить на часах время, а вращая заднюю крышку – завести механизм.
Знатоков «фрик» поражал не только внешним видом, но и революционным наполнением. Еще до старта проекта Людвиг Окслин разработал новый спуск с прямым импульсом, который должен был избавить механизм от проблем с трением. В традиционной конструкции спуска импульс на баланс передается через вилку, которая и создает трение. В спуске Окслина вилку заменила пара импульсных колес. Они решали проблему с трением и избавляли спуск от необходимости в смазке, но создавали дополнительную инерцию. Эту проблему можно было решить, сделав колеса максимально легкими.
Привычные часовщикам сталь и латунь для этой цели были слишком тяжелыми. Легкий алюминий быстро изнашивался. В конце концов, подходящий материал нашел то ли сам Окслин, то ли Пьер Гигакс, который в то время возглавлял отдел разработок Ulysse Nardin. Им оказался кремний, который отличался не только легкостью, но и позволял изготовить детали любой формы.
Другими важными свойствами кремния, превратившими его в идеальный материал для крошечных деталей часового механизма, стали немагнитность, устойчивость к коррозии, износостойкость и низкий коэффициент трения. Последнее как раз и позволяло забыть о необходимости смазки.
Первые модификации модели
Идея с кремнием запустила в часовой отрасли настоящую кремниевую революцию. Применять новый материал в механизме стали даже такие консерваторы, как Patek Philippe. А Ulysse Nardin, заработав лавры первопроходца, продолжила эксперименты со своим «фриком».
Первой модификацией часового НЛО стала модель, выпущенная в 2005 году. В этих часах появился новый, более быстрый спуск Dual Ulysse с непрямым импульсом. Частота колебаний баланса выросла с 3 до 4 Гц. Кольцеобразное балансовое колесо заменили на баланс с переменной инерцией и 4 регулировочными винтами. Диаметр корпуса увеличился до 44,5 мм. У отметки «6 часов» появилась кнопка блокировки безеля.
В том же году вышла модель Freak Diamond Heart. Корпус и детали механизма в этой версии «фрика» были инкрустированы бриллиантами. Отдельные детали механизма, включая колеса спуска, изготавливались из синтетического алмаза.
Из-за высоких производственных затрат от «алмазных» компонентов вскоре отказались. Им на смену пришла технология DiamonSil, которая подразумевала использование все того же кремния с покрытием из синтетического алмаза.
Концепт InnoVision. Совершенный Freak
Новая глава в истории модели Freak началась в 2007 году, когда Ulysse Nardin выпустила концептуальные часы InnoVision. В них разработчики представили ряд новых решений, завязанных на использовании кремния. Уже знакомым по другим моделям коллекции был спуск Dual Ulysse, не требующий смазки. Относительно новым решением стал заводной барабан, подвешенный на 96 шарикоподшипниках. Таким образом разработчики добились равномерного вращения барабана.
Остальные инновации приведу списком с краткими комментариями.
- Встроенные в платину кремниевые опоры. Плюсы: отсутствие смазки и высокая точность установки.
- Кремниевый мост узла спуска. Эта конструкция обходится без камней.
- Мост-стрелка из кремния и никеля. Кремний избавляет от необходимости в смазке, никель усиливает конструкцию, обеспечивая ей фиксированное положение.
- Противоударное устройство в виде кремниевой пластины (лучше центрирует ось баланса и минимизирует воздействие удара на точность хода).
- Кремниевая спираль баланса
- Спусковое колесо и триб из кремния
- Ряд других кремниевых деталей, использование которых облегчает сборку и регулировку часов.
Исходя из того, что кремний в модели InnoVision использован в деталях, обычно требующих смазки, можно сделать вывод, что разработчики создали идеальные часы, в которых смазка оказалась не нужна от слова совсем. Но доведенный до совершенства Freak так и остался на уровне концепта, что, впрочем, не помешало его создателям использовать отдельные наработки в следующих моделях коллекции.
Как получают детали из кремния
Учитывая, сколько деталей в часах InnoVision сделано из кремния, сам собой напрашивается вопрос, как производят эти крошечные компоненты. Концепт Freak точно не получил бы развития, если ба на вооружении у часовщиков Ulysse Nardin не оказалось двух технологий: LIGA и DRIE. Немецкая аббревиатура LIGA подразумевает сочетание литографии, гальваники и формовки. Аббревиатура DRIE расшифровывается, как «глубокое реактивное ионное травление». На фото здание компании Mimotech – пионера в области данных технологий.
В случае с LIGA на первом этапе из кремния нарезаются тонкие пластины, которые покрывают слоем фоторезиста. Затем через специальный трафарет с контурами будущих деталей пластины засвечиваются ультрафиолетом. Далее засвеченные участки удаляются с помощью химикатов. Полученная кремниевая подложка с шаблонами деталей отправляется в гальваническую ванну, где под действием электричества молекулы кремния оседают в отпечатки шаблона. На завершающем этапе производится полировка и растворение остатков фоторезиста.
Технология DRIE похожа на LIGA, только материал не наращивается в гальванической ванне, а вытравливается высокоактивным газом под воздействием высокочастотной плазмы. Преимущество технологии DRIE заключается в том, что она дает возможность получать детали разной толщины (высоты), в то время как высота деталей в LIGA – строго заданный параметр.
Производством кремниевых деталей занимается партнерское предприятие Ulysse Nardin – компания Sigatec.
Призрак, дьявол, яхта и новый спуск
В 2008 году Ulysse Nardin выпустила часы Freak Blue Phantom, в которых немного отступила от кремниевого безумия. Видимые детали механизма в этих часах были изготовлены из нержавеющего титанового сплава. В поддержку синего циферблата их тоже сделали синими, а за счет особой обработки еще и очень твердыми – 1500 единиц по шкале Виккерса. Чтобы было понятно, о чем идет речь, материал стал на 25% тверже керамики. Для истории коллекции Freak эта модель важна тем, что именно в ней была впервые использована кремниевая спираль баланса.
В 2010 году «фрик» сменил традиционный синий цвет на черный. Главным новшеством часов стал парящий турбийон, взявший на себя функцию секундной стрелки.
Зловещее название Diavolo эта модель получила из-за красной секундной шкалы и черно-красных рожек, которые видны возле окошка в задней крышке. Через него можно было отслеживать состояние заводной пружины.
В 2013 году на часовой рынок вышла модель Freak Cruiser, в которой небольшим изменениям подверглось не нутро, а дизайн «фрика». Линии безеля стали более мягкими и больше похожими на волны, а минутную стрелку сделали скелетонизированной.
Год спустя умельцы из Ulysse Nardin представили новый спуск Ulysse Anchor. В основу конструкции лег швейцарский анкерный спуск, в котором вилку подвесили на тончайших кремниевых лезвиях.
Таким образом создатели избавились от трения в оси вилки и по сути создали спуск постоянной силы. В такой конструкции импульс, передаваемый на баланс, зависит не от степени завода пружины, а от гибкости лезвий. А у кремния с гибкостью все в порядке.
В 2015 году коллекция Freak пополнилась моделью FreakLab. От предыдущих «уродцев» эти часы отличал измененный дизайн верхнего плавающего моста, центральное расположение баланса и наличие даты. Выставить дату здесь можно с помощью безеля, который, как вы помните, служит также для завода механизма.
Еще одним нововведением в часах стала противоударная система Ulyshock, в которой часть деталей опять-таки заменили одним компонентом из кремния.
Концепт InnoVision 2. Футуристический Freak
Одной из самых выдающихся моделей за 22 года существования «фрика» стали концептуальные часы InnoVision 2. Спустя 10 лет после первого масштабного концепта безумные последователи Людвига Окслина и Рольфа Шнайдера снова провернули трюк с целым рядом инноваций одна круче другой.
Во-первых, часы оснастили новым (четвертым в коллекции Freak) спуском Dual Constant. Он представляет собой комбинацию спуска Dual Ulysse и Ulysse Anchor. От первого в новую конструкцию взяли 2 спусковых колеса, от второго – подвешенную на кремниевых лезвиях деталь, похожую на вилку.
Во-вторых, часы InnoVision 2 стали первой моделью Freak с автоподзаводом. Нестандартным, со звучным названием Grinder. Расположенный по центру ротор здесь установлен на шарикоподшипники, под которыми находятся 2 пары рессор. К этой структуре прикреплено кольцо с 4 храповыми механизмами на пружинах. От малейшего движения запястья они цепляются за зубчатое колесо подзавода, расположенное под заводным барабаном. Таким образом механизм получает энергию для работы. При этом стандартную опцию «фрика» с заводом через заднюю крышку здесь сохранили.
В общей сложности в часах было 10 нововведений, включая кремниевый баланс с элементами из никеля и стабилизирующими микро-лопастями, центральный мост из кремния с сапфировым покрытием, стеклянный мост баланса со встроенной противоударной системой, колесную передачу из 24-каратного золота и стеклянную минутную стрелку с трехмерным профилем.
В структуре стеклянного моста баланса в процессе производства были сделаны каналы, заполненные подсветкой Super LumiNova. В темноте такое решение дает потрясающие визуальные эффекты. Часовую шкалу тоже сделали нестандартной: до полудня на циферблате отображаются цифры от 1 до 11. После полудня они меняются на числовой ряд от 13 до 23.
Серийный Freak с автоподзаводом, Freak «для бедных» и самый зрелищный Freak
Как и за 10 лет до этого, модель InnoVision 2 осталась на уровне концепта, а патентованные новшества часов разошлись по последовавшим за ним серийным моделям. Так, в модель Freak Vision, выпущенную в 2018 году, перекочевали система автоподзавода Grinder и кремниевый баланс с никелевыми элементами и стабилизирующими микро-лопастями. Последний несколько отличался по дизайну. И вообще дизайн «фрика» в очередной раз изменился: это хорошо видно по измененному силуэту «стрелок».
В том же 2018-м на рынок вышла модель Freak Out. Учитывая ценник в CHF 48,000, который был почти в 2 раза ниже стоимости других моделей коллекции, часы можно было бы назвать демократичный Freak или Freak для более широкой аудитории. Силуэт корпуса часов напоминает модель InnoVision 2, по дизайну они ближе всего к Freak Cruiser, а внутри стоит калибр UN-205 без лишних наворотов, характерных для концептуальных моделей.
Год спустя компания Ulysse Nardin представила модель Freak X – часы стоимостью CHF 23,500, которые подошли бы тем, для кого оригинальный концепт Freak выглядит уж слишком нестандартным. Дизайн модели приблизили к обычным часам, снабдив ее заводной головкой и спрятав большую часть колесной передачи под циферблат. Короче, Freak для бедных. Ну, или для нормальных.
Одна из последних новинок коллекции Freak – модель Freak Next. Белый красавец Freak с оригинальной конструкцией баланса. Вместо привычного колеса на циферблате можно увидеть многослойную конструкцию из 32 кремниевых микро-лезвий. Они расположены в 4 параллельных друг другу уровня, каждый из которых колеблется с собственной частотой.
В этих часах использован спуск Ulysse Anchor, частоту колебаний баланса в котором довели до 12 Гц. От концепта InnoVision 2 эта модель унаследовала подзавод Grinder и оригинальную подсветку деталей.
В 2022 году Ulysse Nardin представила модель Freak S, которую позиционировала как самую зрелищную модель за всю историю коллекции. Часы и правда выглядят зрелищно, начиная с комбинации материалов в корпусе (черная керамика, титан с DLC-покрытием и розовое золото), заканчивая конструкцией на циферблате, которая похожа на ракету.
Механизм модели усложнили двумя балансами, которые соединены вертикальным дифференциалом, расположены под углом 20° друг к другу и соединены мостом из розового золота, который как раз напоминает крыло стартующей ракеты. Для пущего эффекта подложка под этой космической конструкцией изготовлена из авантюрина.
Freak One. Культовый Freak
К 2023 году коллекция Freak накопила в техническом багаже более 20 патентов и, наконец, доросла до статуса «культовые часы». Часовой Оскар в этой категории принес в линейку последний на сегодня «фрик» – модель Freak One. Часы позиционируются лаконично: они, мол, вобрали в себя все лучшее за 22 года существования коллекции.
Под лучшим подразумевается дизайн в стиле Freak Cruiser, комбинация титанового корпуса и безеля из розового золота в стиле Freak S и система автоподзавода Grinder. Добавьте сюда основы коллекции Freak – отсутствие заводной головки, элементы механизма в роли стрелок, безель для установки времени и заднюю крышку для альтернативного подзавода – и вы получите формулу культовых часов образца 2023 года.
В далеком 2001 году в истории часовой индустрии произошло немало важных событий. Часовой менеджер Ришар Миль запустил собственный бренд часов, стартовал проект Harry Winston Opus, подаривший любителям всего неординарного 14 сумасшедших часовых коллабораций, но главное – родился безумный концепт Freak, повернувший швейцарскую часовую отрасль к использованию легкого, долговечного и идеально подходящего для во всех смыслах надежных часов кремния. Лично у меня нет сомнений в том, что после нескольких десятков невообразимых инноваций детище Людвига Окслина свой статус «культовые часы» получило вполне заслуженно.