1980-е годы были крайне интересным временем. Мировая экономика начала оживать после нефтяного и валютного кризисов, молодежь стремилась к гедонизму, свободе и успеху, а часовая отрасль потихоньку набирала обороты после потери двух третей рабочей силы на фоне последствий кварцевого кризиса.
Именно в это время родилась идея модели, которая задала новую траекторию развития рынку спортивных часов. Я говорю о часах Audemars Piguet Royal Oak Offshore. Прототипы первых моделей коллекции были официально представлены в 1993 году, но сама история часов началась еще в 1989-м. О ней мы и расскажем в этой статье.
Название, которое запатентовали на всякий случай
Мануфактура Audemars Piguet относительно легко пережила кварцевое цунами. Уже в 1978 году компания возродила производство вечных календарей, в 1980 году – хронографов, а в 1986-м выпустила первые наручные часы с турбийоном, оснащенные функцией автоподзавода. К этому времени производство часов вышло на отметку 11 000 экземпляров в год, торговый оборот достиг CHF 60 млн., а в штате бренда было более 200 сотрудников.
В условиях активного роста компании нужны были новые часы для привлечения более молодой аудитории. Разработку идеи доверили Эммануэлю Гейту – сыну дизайнера Жан-Клода Гейта, создателя техники радужной закрепки и модели Piaget Polo. Он пришел в компанию летом 1987 года и работал под началом легендарной Жаклин Димье, которая в свое время создала женскую версию часов Royal Oak.
Гейт-младший обратил внимание на то, что женщины все чаще стали носить мужские часы. В то время это было не так уж удивительно: самые больше часы в коллекции Royal Oak (Ref. 14700) имели корпус 36 х 7,7 мм, который отлично садился на женскую ручку. Чтобы застолбить часы на мужской территории, Гейт решил сделать их подчеркнуто большими. Насколько большими, видно уже на первых эскизах дизайнера, сделанных в апреле 1989 года.
Интересно, что название часов родилось еще до появления первых эскизов Гейта. Хлесткое словцо «Offshore» тогдашнему генеральному директору Audemars Piguet Стивену Уркхарту предложил Дирк Веттенгель, отвечавший за немецкий рынок. Разумеется, речь идет не о бизнес-офшорах, а о моторных лодках, гонки на которых в то время пользовались большой популярностью.
Поскольку часы изначально задумывались как спортивные, это название идеально вписалось в проект. Настолько, что его запатентовали задолго до выхода часов на рынок. На всякий случай. Записка с предложением Веттенгеля датирована 2 февраля 1989 года. Товарный знак «Offshore» зарегистрирован 22 февраля. В случае провала спортивной новинки с таким названием, его бы просто использовали бы для других часов.
От компаса к хронографу
На ранних эскизах Royal Oak Offshore видно, что часы могли быть оснащены компасом, однако судьба у модели была другая.
В сентябре 1989 года Жорж-Анри Мейлан (один из руководителей Audemars Piguet) встретился с Жаком Пиге. Последний был директором компании Frédéric Piguet, которая с XIX века поставляла Audemars Piguet базовые механизмы для часов. Именно он предложил оснастить будущие часы хронографом, которого на тот момент не было в коллекции Royal Oak.
Идея прижилась, и Эммануэль Гейт тут же набросал первый вариант нового эскиза. Это был хронограф на базе калибра Frédéric Piguet 1185, оснащенный сплит-стрелкой.
Из дальнейшей судьбы проекта «Offshore» известно то, что каждые полгода его хотели закрыть – уж больно спорным был дизайн, а главное, размер часов. Однако упорный Эммануэль Гейт ни в какую не хотел сдаваться. 19 сентября 1991 года он сделал 3 новых эскиза, на которых часы были оснащены металлическими браслетами, а в ноябре добавил к ним вариант с кожаным ремешком. И таки добился от Стивена Уркхарта запуска часов в производство.
Изначально часы планировалось представить в Базеле весной 1992 года, а выпуск приурочить к 20-летию коллекции Royal Oak. Однако в силу технических сложностей презентацию отложили. Как оказалось, на целый год.
Сложностей было немало. Во-первых, окончательные чертежи браслета компания Gay Frères утвердила только в марте 1993 года, когда были готовы прототипы часов. Во-вторых, в июле 1993-го, уже после официального запуска модели, все еще не был готов финальный вариант каучуковых накладок для защиты заводной головки и кнопок хронографа. В-третьих, первая партия корпусов от фирмы Centror прошла испытания на водонепроницаемость только в сентябре 1993 года.
Неоднозначный дебют
Три прототипа Royal Oak Offshore дебютировали на базельской выставке 1993 года, которая проходила с 22 по 29 апреля.
Сам дебют был довольно скромным – единственной примечательной деталью презентации стала восьмиугольная коробка с прозрачной крышкой-иллюминатором, через которую можно было рассмотреть новинку. А вот реакция публики на часы была настолько бурной и обросла таким количеством мифов, что у каждого, кто побывал на той неделе в Базеле, есть своя версия событий.
В самых осторожных комментариях новинку называли оплошностью, в самых гневных – откровенным кощунством. Корпус у часов был огромным – 42 х 14,05 мм, за что их тут же окрестили «Зверем» («The Beast»). Масла в огонь подливала и немаленькая цена CHF 16,600, что было вдвое дороже стальных Royal Oak Ref.14790.
Негатив в адрес новой модели высказывали в основном представители старшего поколения – приверженцы консервативного классического стиля. К ним примкнул и легендарный создатель Royal Oak Джеральд Джента, сравнивший новинку с морским слоном и сетовавший на то, что в Audemars Piguet убили его детище. А вот реакция молодой аудитории была диаметрально противоположной. От молодежи в Базеле звучали сплошь комплименты в стиле «наконец-то появились крутые часы, не похожие на то, что было раньше».
Безымянная сотня и успех на итальянском рынке
Первая модель коллекции выпускалась под референсом 25721. Сомнения руководства Audemars Piguet в успехе часов наши отражение в дизайне: на задней крышке первых 100 экземпляров модели вы не найдете надписи «Offshore» – только Royal Oak. В качестве начинки для часов выбрали калибр 2126/2840 с автоподзаводом, собранный на базе 26-миллиметрового калибра LeCoultre & Cie из серии 889.
На то время первая модель Royal Oak Offshore была одним из немногих хронографов с водонепроницаемостью 100 метров. Герметичность часам обеспечивала большая каучуковая прокладка, зажатая между безелем и средней частью корпуса. Дополняли ее прикрепленные к проходящим через корпус шестигранным винтам уплотнители.
Первый Royal Oak Offshore также был устойчив к магнитным полям. Большое пространство внутри корпуса позволило установить в него «щит» из мягкого железа. Хотя в пресс-релизе 1993 года эта характеристика не упоминалась, в отчете за январь 1994 года было указано, что часы устойчивы к магнитным полям силой 300 эрстед. Это в 5 раз превышает стандарт ISO.
Кнопки хронографа и заводная головка были защищены покрытием Therban®. Это разновидность каучука, которая обладает повышенной устойчивостью к температуре, истиранию, пару и газу.
Продавался «Зверь» поначалу не очень. В 1993 году был продан всего 61 экземпляр, что, впрочем, вполне объяснимо: из-за длительного процесса разработки первые поставки часов начались только 25 ноября. В 1994 году продали уже 330 экземпляров. В 1995-м – 325. Итого: 761 экземпляр за 3 года или 1,6% от общего объема продаж Audemars Piguet. Для сравнения, за первые 3 года выпуска культовых Royal Oak было продано 1652 экземпляра.
Такой расклад можно было бы считать провалом, если бы не итальянцы. Почти четверть первых экземпляров Royal Oak Offshore, проданных за 3 года, осели в Италии. Успех «оффшоров» на Апеннинском полуострове был таким, что в марте 1994 года в Италии вышла реклама с призывом к покупателям проявить терпение и дождаться своих часов. На всех желающих новинки попросту не хватало.
Новый виток успеха на итальянском рынке начался в 1997 году, когда Royal Oak Offshore впервые заметили на запястье олимпийского чемпиона по горнолыжному спорту Альберто Томба. Мало-помалу примеру Италии последовали Германия, Швейцария и США.
Рождение коллекции Royal Oak Offshore
Первые 3 года дизайн часов оставался неизменным, если не считать того факта, что в 1995 году на свет появились 14 моделей в корпусе из желтого золота и 27 биколорных версий Royal Oak Offshore Ref. 25721.
Обрастать новинками коллекция начала в 1996 году. Тогда на рынок вышли модель 25770 с кожаным ремешком и две женские версии часов с 30-миллиметровым корпусом. Это были модели 79290 и 77151, оснащенные автоматическим калибром 2140.
Тогда же в коллекции появились первые лимитированные серии. В честь передачи Гонконга под юрисдикцию Китая Audemars Piguet выпустила сразу две лимитки с референсом 25852: 19 экземпляров в корпусе из розового золота и 96 экземпляров из стали.
Переломным в истории коллекции стал 1997 год. Помимо комбинации хронографа с турбийоном, в линейке Royal Oak Offshore появился вечный календарь (25854), модели с дополнительными часовыми поясами (25970, 25971 и 25972) и модель, инкрустированная драгоценными камнями.
К 25-летию Royal Oak Эммануэль Гейт добавил в коллекцию цвета, представив новинки Royal Oak Offshore в канареечно-желтом, яблочно-зеленом, оранжевом, красном, гранатовом, коричневом и небесно-голубом цветах.
По итогам 1997 года продажи моделей Royal Oak Offshore впервые превысили отметку в 1000 экземпляров. Выпущенная в 1998 году титановая версия часов лишь закрепила успех коллекции.
Титановый громила от Железного Арни
Еще одной важной вехой в истории коллекции Royal Oak Offshore можно назвать сотрудничество с Арнольдом Шварценеггером. Базой для сотрудничества стали съемки актера в мистическом боевике «Конец света» (1999), снятом Питером Хайамсом. Специально для фильма Audemars Piguet выпустила лимитированную тиражом 500 экземпляров модель на кевларовом ремешке с липучкой.
Чтобы соответствовать мрачной атмосфере картины, стальной корпус часов 42 мм в диаметре сделали черным за счет PVD-покрытия. Доходы от продажи модели были направлены в поддержку курируемой актером ассоциации Inner City Games Foundation, которая занимается организацией спортивных и образовательных программ для малообеспеченной молодежи.
К выходу на экраны фильма «Терминатор 3. Восстание машин» (2003) Audemars Piguet выпустила еще одну новинку в партнерстве с Железным Арни. В историю бренда модель Royal Oak Offshore T3 Chronograph вошла как самые большие часы коллекции. При номинальном диаметре 48 мм расстояние от ушка до ушка в часах составляло 61,5 мм, а диаметр циферблата насчитывал 32,5 мм. Благо корпус модели был выполнен из титана, поэтому, несмотря на габариты, получился достаточно легким.
Вопреки опасениям руководства компании, серия в 1000 экземпляров разошлась как горячие пирожки.
Цитаты из песен Jay Z на айподах
В середине нулевых коллекция Royal Oak Offshore связала высокое часовое искусство с нонконформистским миром хип-хопа. К 10-летию музыкальной карьеры Jay Z Audemars Piguet выпустила лимитированную 100 экземплярами серию 26055 для американского рынка с очень необычным дополнением.
Изначально планировалось, что на задней крышке часов будут выгравированы строчки из песен Jay Z, но, посмотрев на тексты музыканта, в компании решили сделать по-другому. Представители бренда связались с компанией Apple, которая незадолго до этого выпустила iPod в партнерстве с U2, и предложили провернуть тот же трюк с Audemars Piguet и Jay Z. Получив отказ, компания закупила партию гаджетов, отправила их на кастомизацию и выпустила в комплекте с часами.
Первые дайверы коллекции
В 2010 году в коллекции Royal Oak Offshore стартовало дайверское направление. Начало ему положила модель с референсом 15710ST, созданная в соответствии с дайверским стандартом ISO 6425. Водонепроницаемость корпуса выросла со 100 до 300 метров. Отличительными чертами в дизайне стали яркая расцветка, вращающийся внутренний безель и двойной индекс у отметки «12 часов» как отсылка к оригинальной модели Royal Oak.
Помимо стали часы предлагались в корпусах из кованого карбона, титана, керамики и розового золота. В 2021 году с выпуском модели 15720ST линейка пережила апгрейд. Корпус диаметром 42 мм оставили без изменений, но у часов появилась возможность быстрой замены ремешка без инструментов и новый механизм с автоподзаводом (калибр 4308).
Юбилейные модели Royal Oak Offshore
Частенько самыми интересными часами той или иной коллекции являются модели, выпущенные в юбилейные годы. Рассмотрим самые знаковые новинки Royal Oak Offshore, которые появились на свет в праздничные даты.
В 2013 году Audemars Piguet выпустила специальную модель к 20-летнему юбилею коллекции. По дизайну часы были очень близки к оригинальной модели 1993 года. Принципиальное отличие заключалось в механизме. Если раньше компания снабжала часы калибрами на базе механизмов Jaeger-LeCoultre, то в этом случае использовала базовый механизм собственной разработки. Собранный из 365 деталей калибр 3126/3840 отличал золотой ротор с оригинальной гравировкой.
Еще одна интересная деталь, связанная с этим выпуском – переход от специфических восьмиугольных коробок с прозрачным верхом к стандартным деревянным коробкам. В юбилейном издании 2013 года коробка отличается наличием белого медальона на крышке, надпись на котором указывает на особый характер модели.
За 1,5 месяца до 2018 года, который проходил под знаком 25-летия коллекции, Audemars Piguet представила 2 новинки. Первая из них, также как и модель 2013 года, повторяла оригинальный дизайн Royal Oak Offshore. Вплоть до таких деталей, как покрытые каучуком элементы корпуса (вместо них с определенного момента стали использовать керамику) и глухая задняя крышка с оригинальным логотипом. От модели 30-летней давности Ref. 26237ST отличался более современным механизмом и более удобной застежкой бабочкой.
Другая новинка юбилейного 2018 года, модель Royal Oak Offshore Tourbillon Chronograph 25th Anniversary, отличилась необычным для коллекции графичным дизайном. Яркий визуальный эффект часы производят за счет угловатых мостов из стали и розового золота, которые создают иллюзию глубины на открытом циферблате.
В юбилейном 2023 году Audemars Piguet возродила знаковую лимитку из фильма «Конец света». Часы полностью повторяют хронограф Железного Арни конца 1990-х годов с рядом важных отличий. Корпус, который прибавил 1 мм в диаметре, изготовлен не из черненой стали, а из черной керамики, а вместо ремешка из кевлара часы получили ремешок из телячьей кожи.
Еще одна новинка этого года – очередное переиздание «Зверя». Корпус модели также изготовлен из черной керамики и впервые в коллекции дополнен браслетом из того же материала.
Дизайн оригинальной модели воспроизведен в мельчайших деталях вплоть до особенностей отделки. Из важных отличий от оригинала можно отметить большую толщину корпуса (15,3 мм) и прозрачную заднюю крышку.
Итоги тридцатилетия
За 30 лет линейка Royal Oak Offshore прошла путь от спорного старта до спортивного хита, который мало чем уступает по популярности старшим братьям из коллекции Royal Oak. Более того, нулевых популярность «оффшоров» была даже выше, чем у моделей Royal Oak, что подтверждает архивная статистика. Если в 2000-м было продано 1339 экземпляров часов (без учета женских моделей), то к 2010-му продажи выросли до 14011 экземпляров, что почти в 2 раза превысило продажи Royal Oak (8081экземпляр за 2010 год).
В истории этих моделей есть много схожего. Обе родились из рыночного спроса, и тем, и другим часам на старте пророчили полный крах, но главное – обе модели проложили в часовой индустрии новые траектории. Если коллекция Royal Oak положила начало самой категории люксовых часов в стиле спорт-шик, то Royal Oak Offshore проложила путь на рынок часам большого размера. Начиная с 2007 года, в коллекции регулярно выпускались модели диаметром от 44 до 48 мм. Любовью к внушительным размерам от Royal Oak Offshore заразились не только коллеги Audemars Piguet по часовому цеху, но и флагман бренда. С 2003 года средний размер мужских моделей Royal Oak вырос с 36 до 41 мм.
За три десятилетия коллекция Royal Oak Offshore стала социокультурным феноменом, история которого только начинается.