Хотя керамика в часовом деле не самый распространенный материал, сложно поверить, что часовщики используют ее меньше полувека. Разумеется, речь идет не о той керамике, из которой испокон веков делают посуду. Для часов используется совсем другой материал, так называемая техническая керамика, чаще всего на основе диоксида циркония или карбида титана, но встречаются и другие соединения вроде карбида кремния и нитрида кремния.
Первопроходцами в деле освоения керамики считаются компании Rado и IWC. В 1962 году компания Rado представила первую модель DiaStar 1. Новинка сочетала в себе корпус из запатентованного сплава на основе карбида вольфрама и сапфировое стекло. Благодаря такому тандему Rado DiaStar позиционировались как «первые в мире часы, устойчивые к царапинам».
С классификацией карбида вольфрама возникают некоторые трудности. В металлургии и машиностроении его относят к твердым сплавам, а в химии – к разряду самых твердых керамик. В пользу второго подхода говорит тот факт, что изготавливают карбид вольфрама так же, как и обычную керамику. Изначально это порошок, который спрессовывается под давлением в 1000 атмосфер, а затем спекается в печи, разогретой до 1450 градусов.
Можно сказать, что курс на керамику Rado взяла на 2 десятка лет раньше, чем ее коллеги по часовому цеху. Но обратите внимание: в винтажной рекламе Rado нет упоминания ни о керамике, ни о материале корпуса в целом.
Общепризнанным дебютом керамики в часовой отрасли принято считать 1986 год. В этом году в часах впервые использовали керамику на базе оксида циркония как более легкую и гипоаллергенную альтернативу металлическим сплавам. Компания IWC представила модель Da Vinci Ref. 3755 с корпусом из закаленной керамики на кожаном ремешке. К слову, это был не простой трехстрелочник, а модель с вечным календарем, который был разработан легендарным Куртом Клаусом.
Rado же поначалу ограничилась браслетом из черной циркониевой керамики: в модели Rado Integral он органично дополнял прямоугольный корпус с желтой позолотой.
После успеха Rado Integral в компании продолжили эксперименты с новым материалом и уже в 1990 году представили часы с говорящим названием Ceramica. И корпус, и браслет в них были изготовлены из черной керамики.
Год спустя в модельном ряду бренда появились часы La Coupole с браслетом, впервые изготовленным из белой керамики. В 1993 году к черной и белой керамике добавилась керамика оттенка платины, дебютировавшая в модели Sintra.
В этом же году Chanel покупает швейцарскую мануфактуру G&F Châtelain, которая специализируется на производстве часовых корпусов. В то время художественным директором бренда был Жак Элле, который задумал создать идеальные черные часы. Его задумка стала реальностью в 2000 году, когда на свет появилась первая модель из коллекции J12 с корпусом и браслетом из черной керамики.
К 2003 году Chanel освоила и белую керамику, утвердив в часовом направлении фирменный шанелевский тандем белого и черного. В дальнейшем унисекс-линейка J12 стала площадкой для бесконечных экспериментов, поставивших керамику в один ряд с проверенными часовыми материалами.
В 2005 году в коллекции появляется первый в мире турбийон, в корпусе из керамики и белого золота.
Cегодня керамику взяли на вооружение многие производители часов в широком ценовом диапазоне. Керамические часы можно найти у таких грандов швейцарской часовой отрасли как Audemars Piguet (в этом году у бренда много новинок с использованием керамики), Richard Mille, Omega, Hublot, TAG Heuer, вышеупомянутые IWC и Chanel.
Керамика обладает рядом преимуществ перед распространенными в отрасли металлами. Прежде всего, ее практически невозможно поцарапать – это самый весомый плюс. Не меньше твердости ценится и легкость керамики. Хотя тот факт, что керамические часы почти не ощущаются на руке, для кого-то может быть и недостатком. Керамика не нагревается и не вызывает аллергии как металлы вроде бронзы, а значит, не доставит беспокойства вашей коже. В довершение всего керамика не тускнеет и не выгорает на солнце, сохраняя свой первоначальный цвет.
Как всегда, у этой медали есть и другая сторона, которая мешает поставить производство керамических часов на поток. При относительной дешевизне исходного сырья производство керамики – трудоемкий и дорогостоящий процесс с негарантированным результатом. Скользкие моменты в изготовлении керамики – усадка исходного материала примерно на треть, что необходимо учитывать еще на стадии проектирования корпуса, и невозможность гарантировать одинаковый, однородный цвет керамики на выходе.
Другой важный момент, при всей своей твердости керамика – материал хрупкий. Разумеется, никто никогда не планирует ронять часы по несколько раз на дню. Но если что-то подобное произойдет с керамическими часами, с первоначальным безупречным видом керамики можно распрощаться.
Проблему хрупкости производители часов обычно решают, сочетая керамику с металлом. Другими словами, у керамических элементов в часах часто есть металлическая подложка. Либо возможен другой вариант. Около 5 лет назад компания IWC представила новый сплав кератаниум.
Уже по названию понятно, что это гибрид титана и керамики, вобравший в себя лучшее из того, что могут предложить оба материала. Под воздействием высоких температур на поверхности титана создается слой керамики, что делает готовый сплав стойким к сколам и износу. Дебютировал новый материал в модели Aquatimer Ceratanium, посвященной 50-летию дайверской коллекции IWC.
В последние годы часовщики наряду с цветным сапфиром довольно активно эксплуатируют потенциал цветной керамики. Синяя, зеленая, красная керамика… Впереди других в этом плане идут бренды Hublot, IWC и Audemars Piguet. Есть ли у этого материала перспективы за пределами экспериментов с цветом? Почему нет? Как минимум в области создания новых гибридных материалов.