• Высокое часовое ...
  • Персоны
  • Винтаж
  • Мужские часы
  • Эксклюзивные мо ...
  • Обзоры
  • Аукционы

Cartier. История часового бренда

Компания Cartier, основанная в 1847 году, зарекомендовала себя как один из ведущих ювелирно-часовых домов Франции. За долгие годы существования Cartier, как признанный лидер в своем деле, не потеряла ни капли завоеванного авторитета.

Вот лишь некоторые вехи славной истории Cartier ...

Луи-Франсуа Картье (1819-1904)

Началось все в далеком 1819 году, когда в семье скромного ремесленника родился мальчик — Луи-Франсуа Картье (Louis-François Cartier). С раннего возраста любящий отец замечает у сына незаурядные способности и любовь к созиданию и решает отдать его в ученики к парижскому ювелиру Адольфу Пикару (Adolphe Picard). Более 10 лет юный подмастерье будет с огромным усердием набираться знаний и опыта, осваивая премудрости непростого ювелирного мастерства и терпеливо ожидая своего часа.

Благо, этот самый час не заставил себя долго ждать, и в 1847 году Луи-Франсуа Картье открывает свою первую мастерскую, выкупив ее у вчерашнего наставника. Жажда творить подсказывает молодому мастеру уделять больше времени частным заказам, в которых он мог бы полностью раскрыть себя. Именно любовь к созданию чего-то нового, смелого и неповторимого стала той отличительной чертой, что привела Луи-Франсуа Картье на Олимп  славы. Но это будет чуть позже…

В стенах крохотной мастерской будущему королю ювелиров быстро становится тесно, поэтому в 1853 году Картье решает перебраться на Place du Palais-Royal, в первый округ, который в то время считался самым модным кварталом Парижа. Шестью годами позже Луи-Франсуа Картье открывает новый бутик на Boulevard des Italiens. 

Не прошло и двух недель после открытия бутика, как на пороге магазина появилась изящная дама, от которой приятно пахло духами. Гостья придирчиво разглядывала творения мастера, то и дело вздыхала и в конце-концов, приобрела – о, чудо! - целых три броши! Позже Картье узнает, что его посетительницей была супруга суперинтенданта по изящным искусствам при дворе Наполеона III и ближайшая подруга принцессы Матильды, племянницы Наполеона Бонапарта.

Императрица Евгения и племянница Наполеона Бонаппарта, принцесса Матильда

Всего за несколько лет графиня вместе с принцессой Матильдой и супругой Наполеона III, императрицей Евгенией, купили у Картье около ста пятидесяти  ювелирных изделий. Покупая очередную «безделушку» женщины совсем не боялись рекомендовать молодого ювелира друзьям и знакомым, точно зная: мастер никогда не повторялся. Неудивительно, что популярность Картье, а вместе с ней и его состояние, неуклонно росли. Такое положение дел вполне закономерно для истинного художника, который постоянно экспериментировал в поисках новых форм.

Его бриллиантовые бабочки, порхавшие в волосах придворных дам, и таинственные скарабеи, сиявшие на воротничках вельмож, представляли собой симбиоз древнейших традиций ювелирного искусства и веяний современной моды.

Украшение для корсажа. Специальный заказ 1907 года

В украшениях, которые Луи-Франсуа Картье всегда создавал в единственном экземпляре, французский ювелир первым в своей области использует платину. Безусловно, популярные в то время золото и серебро легче поддавались обработке, зато платина, требовавшая  высокого мастерства и огромного терпения, была гораздо прочнее своих драгоценных собратьев и выдерживала большее количество камней. 

Через 27 лет после открытия первой ювелирной мастерской Луи-Франсуа передаст бразды правления своему сыну Альфреду (Alfred Cartier (1841-1925)), который сыграет немаловажную роль в развитии и сохранении семейного дела. В 1898 году на помощь новому владельцу придет один из трех сыновей Альфреда, 23-летний Луи (Louis Joseph Cartier (1875-1942)). Годом позже, на одной из самых знаменитых и самых дорогих улиц Парижа,  рю-де-ля-Пэ, неподалеку от Вандомской площади, будет открыт еще один бутик, который находится там по сей день.

Луи-Франсуа Картье с сыновьями Луи, Пьером и Жаком

Находясь на гребне головокружительного парижского успеха в начале XX века, Альфед решает расширить производство до международного уровня и подключает к работе своих сыновей: Луи, Пьера и Жака. Каждому из них достался свой фронт работ. Луи (Louis Joseph Cartier (1875-1942) занялся парижским домом, Жак уехал в Нью-Йорк, а Пьер (Pierre Cartier (1878-1964)) обосновался сначала в Лондоне (1902) на Нью-Берлингтон-стрит, а чуть позже, в 1909, на  Нью-Бонд-стрит. Английский филиал сразу же привлек внимание королевской семьи. Сам  принц Уэльский  Эдуард VII закажет у Картье 27 диадем для церемонии своей коронации. В 1904 году дом Cartier будет назначен официальным поставщиком английского двора, а позднее получит предложения от испанского, португальского, русского, бельгийского и других монарших дворов.

Бразильский летчик Альберто Сантуш-Дюмон (1873-1932)

Соблазнив своим ювелирным искусством монархов всего мира, братья Картье своей смелостью и качеством изделий оставили яркий след в истории создания предметов роскоши. Однако было бы совсем несправедливо не сказать, что дом Cartier был первым не только в использовании платины, но и в области создания наручных часов.

1904 год в истории дома Cartier станет знаковым по двум причинам. Во-первых, ушел из жизни его основатель, величайший мастер своего дела, Луи-Франсуа Картье, а во-вторых, именно эту историческую дату принято считать годом создания первых наручных часов. В 1904 году по заказу своего давнего друга и пионера авиации Альберто Сантуша-Дюмона (Alberto Santos-Dumont 1873 -1932) Луи Картье (Louis Cartier) создает знаменитую модель «Santos». Летчик как-то пожаловался другу на сложности в использовании карманных часов во время полета и попросил найти альтернативу, которая позволила бы ему не отвлекаться от управления самолетом. Так появились часы с кожаным ремешком и маленькой застежкой для ношения на запястье. 

Cartier, Нью-Бонд Стрит, 1909 год

С каждым годом новаторство Cartier как в часовом деле, так и в ювелирном искусстве набирает обороты. Вдохновляясь художественными течениями своего времени, от Арт деко до экспрессионизма, дом Cartier постоянно экспериментирует в поисках новых форм и решений. Результатом такого поиска становится появление на свет в 1912 году часов "pendules mystérieuses", известных в истории как «Modèle A». Через два года, в 1914-ом, Cartier выпустит вошедшие в историю своим оформлением дамские наручные часы в корпусе круглой формы. Бриллианты и черные ониксы, использованные в отделке безеля, сплетались в оригинальный узор, напоминающий пятнышки на шкуре леопарда. С тех пор мотив "taches de panthere" стал одним из самых популярных в коллекции Cartier.  А еще через 5 лет часовая коллекция французского бренда пополнится моделью Tank, которой суждено будет стать одной из культовых моделей дома.

Первые часы с декором taches de panthere, мистические часы «Modèle A» и модель Cartier Tank
Жанна Туссен 1887-1976

В разгар эпохи эмансипации  ювелирный дом возглавила женщина. Культовая фигура парижской моды, Жанна Туссен, много лет проработавшая с Луи Картье, в 1933 году становится директором ювелирного отдела компании. В период оккупации ювелирный дом Cartier стал активным участником движения Сопротивления. В частности, Жанне Туссен принадлежит авторство броши, напоминающей птицу в клетке, которая, как нетрудно догадаться, стала символом захваченного фашистами Парижа. Жанна выставила брошь в главной витрине магазина, под носом у немецких оккупантов. Дерзкая выходка стоила мадам Туссен свободы, которую она вернула себе, благодаря усилиям небезызвестной госпожи Шанель, после чего в 1944 году создала знаменитую брошь «Освобожденная птица».

Броши «Птица в клетке» и «Освобожденная птица»
За госпожой Туссен закрепилось прозвище пантера, а сама муза Луи Картье закрепила за пантерой статус символа дома Cartier. Согласно исследованиям историка бренда Ханса Надельхоффера, как сюжет пантера впервые была обыграна в дизайне подвески прямоугольной формы, выпущенной в 1914 году. Часы с пятнышками из оникса на браслете появились чуть позже.
В том виде, в каком пантера Cartier сегодня известна всему миру, эта грациозная дикая кошка впервые появилась на эскизе иллюстратора Поля Жуве, который создал серию рисунков к сборнику рассказов о Маугли. С тех пор пантера едва ли не каждый год появляется в ювелирных украшениях и часах Cartier и каждый раз в неизменно роскошных воплощениях.

Одним из таких воплощений стала изящная брошь, созданная в конце 40-х годов для Уоллис Симпсон, также известной как герцогиня Виндзорская. Брошь выполнена в виде украшенной бриллиантами платиновой фигурки пантеры, которая величественно восседает на огромном сапфировом кабошоне весом около 47 карат.

Впрочем, куда более знаменитой стала другая брошь от Cartier, которую с удовольствием носила герцогиня: украшение было выполнено в виде стоящего на одной ноге фламинго. 

Уоллис Симпсон и отрекшийся ради нее от британского престола Эдуард VIII
Вторая половина XX века стала поворотным моментом в истории марки: в конце 60-х годов дом переходит в руки промышленника Роберта Хока (Robert Hocq), который, грамотно управляя предприятием, сумел вывести семейное дело Cartier на новый виток развития, наладив выпуск дополнительных товаров от Сartier. Стоит отдать должное коммерческому гению Хока: флаконы духов зажигалки и ручки от знаменитого бренда пользовались бешеным успехом в светских кругах, а галантерейные аксессуары "Must de Cartier", впервые появившиеся на рынке в 1973 году, самим своим названием заявили, что должны быть в арсенале каждого человека, следящего за модой.
Несессер и старинный портсигар Cartier

После смерти Роберта Хока в 1979 году управление компанией переходит в руки одного из инвесторов предприятия Жозефа Кануира (Joseph Kanouire) который объединяет все филиалы под вывеской Cartier Monde, а через несколько вводит в дело свою жену Мишлин Кануир, возглавившую отдел Haute-Joaillerie.

Став эталоном французской элегантности, дом Cartier активно занялся благотворительностью. В 1984 году была основана ассоциация Fondation Cartier, которую возглавил Ален-Доминик Перрен (Alain-Dominique Perrin), с 1981 года занимающий пост президента Cartier International. Цель ассоциации: стимулирование развития современного искусства и его понимания в современном обществе. Fondation Cartier – это путеводитель в области современного искусства, дизайна, фотографии, моды и киноиндустрии.

Fondation Cartier pour l'art contemporain

Одной из самых важных дат в истории развитии марки является 1999 год, когда компания стала частью швейцарской корпорации Richemont, мирового гиганта в сфере производства предметов роскоши.

Такое динамичное развитие не помешало марке остаться верной традиционному перфекционизму дома Cartier. Открытие швейцарской мануфактуры в 2001 году,   переиздание легендарной модели часов Tank в 2002-ом и обновление линии Panthère в 2003-ем параллельно с развитием других направлений таких, как галантерея и парфюмерия не только укрепило имидж Cartier, но и продемонстрировало неустанное стремление к постоянному развитию с бережным сохранением всех исторических традиций бренда.

Грандиозное празднование 150-летия Cartier показало, что компания, начинавшаяся с простой ювелирной мастерской и сегодня остается флагманом в своем деле. Круглую дату отметили выпуском эксклюзивных коллекций часов и ювелирных украшений,  а музеи  Нью-Йорка и Лондона поздравили юбиляра масштабной ретроспективой ярчайших событий из истории одного из крупнейших ювелирных домов Франции.

Спустя почти 170 лет после открытия первого парижского ателье, фирма Cartier стала номером один в производстве ювелирных украшений и второй по величине компанией в производстве часов и галантерейных изделий. Чем бы ни занимался бренд, в своих коллекциях он сумел сохранить свободу мышления и семейные традиции, заложившие прочный фундамент авторитета и популярности марки.


Дата обновления: 1 августа 2022 г.