Не раздумывая сменив замок Бальсана на холостяцкую квартиру Артура в Париже, Коко при финансовой поддержке нового друга открыла собственный магазин по продаже шляпок. Недостатка в клиентках у девушки не было, ведь у Боя было множество любовниц, у каждой из которых в свою очередь такое же множество подруг. Дело Шанель оказалось настолько успешным, что уже в конце 1910 года при неизменно поддержке Артура Кейпела, она открыла собственное ателье со смелой вывеской «Моды Шанель», расположившееся на улице Камбон. Совсем скоро эта улица станет известна всему миру и в течение полувека будет ассоциироваться исключительно с ее именем.
В 1913 году Коко открыла бутик шляпок в Довиле. Хотя магазин модных дамских аксессуаров процветал, его хозяйка мечтала разработать собственную линию женской одежды. Поскольку профессиональной портнихой Шанель никогда не была, ей нельзя было заниматься пошивом «настоящего» женского платья. Изобретательная Коко нашла из этой ситуации весьма оригинальный выход: она просто стала шить платья из джерси – ткани, которая до этого использовалась только для пошива мужского нижнего белья, причем сделала на этом состояние. Принцип упрощения Шанель использовала во всех своих творениях. Создавая очередной наряд, она просто брала ножницы, накидывала ткань на манекенщицу и резала и закалывала бесформенную массу материи до тех пор, пока не проявлялся нужный силуэт. Коко обратила на себя внимание, стремительно ворвавшись в мир моды с уникальным, ранее немыслимым для женщин стилем, в котором женственные изгибы уступят место почти мужской строгости. Все просто – за образец при создании своих моделей Шанель брала себя, а женственностью форм Мадемуазель никогда не отличалась. Заниженная талия, платье-рубашка, брюки для женщин и пляжная пижама – вот те элементы женского гардероба, которые появились на свет, благодаря стремлению Шанель к практичности и простоте. Именно практичность и простота составляет основу стиля от Шанель. К слову о женских брюках. Сама Шанель, хоть и ввела моду на этот предмет гардероба, брюки носила редко, полагая, что женщина никогда не будет выглядеть в них также хорошо, как мужчина.
В 1919 году в жизни Шанель случилась страшная беда: Артур Кейпел погиб в автомобильной катастрофе. По одной из версий эта трагедия, прервавшая на некоторое время личную жизнь Коко, стала началом ее знаменитых экспериментов с черной тканью. Острословы утверждают, что Шанель ввела в моду черный цвет, чтобы одеть в траур по своему возлюбленному всех женщин Франции, потому что сама она, не будучи официальной женой Артура, не имела права носить по нему траур.
Первые модели «маленького черного платья» были длиной до колен, с прямым силуэтом и шились из забытого в наши дни креп-марокена. Их отличали четко выверенный крой, узкие рукава до запястий и революционная длина юбки. К слову, Шанель считала, что подол платья не должен быть выше колена, поскольку редкая женщина может похвастаться безупречной красотой этой части тела. У коктейльных вариантов платья был U-образный вырез, а вечерние отличались глубоким декольте на спине. Такие платья платьями традиционно дополнялись длинными нитками жемчуга или цветной бижутерии, боа, маленькими жакетиками и крошечными шляпками. Журналисты прозвали новинку «La Ford», что было весьма символично: оба изобретения были современны, удобны и изысканны. А вот модницы того времени поначалу прозвали платье «анекдотом, казусом и даже недоразумением», хотя уже через полгода выстраивались за нарядом в очереди, делая заказы а ателье Коко. По сей день дизайнеры всего мира создают множество вариаций одного из главных шедевров от Шанель, каждый раз подтверждая, что маленькое черное платье никогда не выйдет из моды.
В мире парфюмерии духи произведи фурор, который можно объяснить не только качеством и новизной составляющих, но и необычной презентацией. Вместо флакона с диковинным орнаментом, богатой гравировкой и какой-нибудь фигуркой на крышке, как диктовала мода того времени, уникальная парфюмерная композиция была заключена в хрустальный флакон прямоугольной формы с очень скромной этикеткой. Единственным украшением простой «упаковки» была пробка, граненая под изумруд и мягко закругленные грани самого флакона. По легенде на эту предельно простую форму Шанель вдохновил штоф русской водки, преподнесенный в подарок ее любимым русским князем. Успех «Шанель № 5» пережил создателей легендарного аромата, утвердив духи в статусе самого продаваемого парфюма на планете.
Шанель была не только одним из самых влиятельных модельеров своего времени, но и превосходным коммерсантом. Когда духи Шанель № 5 уже были готовы, она не стала помещать их в витрину своего бутика, а просто подарила несколько флакончиков свои знакомым. Естественно, попробовав новинку, дамы немедленно рассказывали о ней подругам. В результате – к моменту появления новых духов в магазинах, новость о Шанель № 5 облетела всех потенциальных клиенток Шанель, которые выстроились за необычным ароматом в длинные очереди.
Мужчин в ней привлекала не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Когда к середине 20-х годов поклонники Мадемуазель по разным причинам покинули ее, в жизни Коко появился герцог Вестминстерский, роман с которым длился целых 14 лет. Эта непривычно долгая для Мадемуазель любовная история не только ввела ее в мир английской аристократии, но и нашла отражение в моделях Шанель того времени: «Я взяла английскую мужественность и сделала ее женственной», говорила мадемуазель Шанель. Газеты писали, что никогда еще не было в ее коллекциях столько твида, блуз и жилетов в полоску, столько костюмов жокеев и яхтсменов, спортивных пальто и непромокаемых плащей. Габриель переняла и английскую любовь к свитерам, к изумлению законодателей мод, дополнив их настоящими драгоценностями. «Английский период» Мадемуазель закончился, когда она, будучи уже зрелой женщиной не смогла родить герцогу наследника, уйдя от любовного разочарования в работу.
В апреле 1931 года Шанель приехала в Голливуд по приглашению продюсссера Сэма Голдвина. Киномагнат делал ставку на оглушительный успех фильмов, в которых актеры будут одеты в костюмы от Шанель, но не учел одну важную вещь. У киноиндустрии свои законы, и она требовала спецэффектов и даже некоторой броскости, в то время, как наряды Шанель – воплощение простоты и элегантности. Даже, если фильм получал превосходную рецензию критиков, о нарядах в ней почти не упоминалось, в связи с чем Голдвин и Шанель прекратили свое сотрудничество.
В 1940 году, когда Шанель была в зените славы, судьба подарила ей новую любовь в лице атташе германского посольства Ганса Гюнтера фон Динклаге. Они поселились в доме над ее магазином - единственным уцелевшим кусочком империи мод, насчитывавшей до войны 6 тыс. сотрудников. Все предприятия Коко закрыла осенью 1939 года, после того, как сотрудницы Дома Шанель вышли на забастовку, требуя «какого-то профсоюза». Вторая мировая война стала для нее прекрасной возможностью поквитаться с неблагодарными работниками и уволить их всех. В оккупированном Париже Шанель презентовала весьма патриотичную коллекцию одежды в сине-бело-красных тонах (цветах государственного флага Франции), а затем решила взять реванш за вынужденное безделье и приняла участие в переговорах о заключении мира между западными союзниками и Германией, используя личные связи с У. Черчилем. Успеха эта миссия, как известно, не имела.
После освобождения Парижа новые власти потребовали от Шанель немедленного отъезда из Франции. Ходили слухи, что так легко отделаться за связи с оккупантами Шанель удалось благодаря покровительству Черчилля, который лично попросил генерала де Голля проявить некоторую забывчивость в отношении Мадемуазель. Шанель покинула Париж и на добрый десяток лет вынужденно ушла в тень, оставив профессиональное поле новому поколению модельеров.
Стиль Шанель был настолько ясным и простым, что, зная лишь несколько характерных признаков этого стиля, таких как сдержанная цветовая гамма, простые силуэтные линии и полоска (чаще горизонтальная) можно было повторить его, создав образ, никогда не теряющий актуальности. Стиль Великой Мадемуазель предполагал, что если на костюме были пуговицы, то они обязательно застегивались. Функциональность и удобство такого костюма традиционно дополняли туфли на низком каблуке с поперечной полоской в носочной части, помогавшей зрительно уменьшить ногу. Что касается юбок от Шанель, они обязательно закрывали колени и снабжались карманами, куда дама могла положить сигареты. К слову, Шанель первой стала носить сумку через плечо.
Мадемуазель умерла 10 января 1971 года в возрасте 87 лет. Рядом с ней, несмотря на множество людей, окружавших Шанель при жизни, оказалась только горничная. Хотя доходы ее империи составляли 160 миллионов долларов в год, в гардеробе Великой Мадемуазель было найдено всего три наряда, которые она сама непременно назвала бы образцом элегантности. Похоронили Коко Шанель, согласно ее завещанию, не в Париже, а в швейцарской Лозанне, где, по ее словам, у нее возникало чувство защищенности.
Чтобы ни создавалось под брендом Chanel, одежда Haute Couture или модели класса высокое часовое искусство, компания во всем сохраняет безупречный стиль, неподвластный влиянию времени. Сдержанные по дизайну часы Chanel, воплотившие богатый опыт швейцарских часовых мастеров – средоточие той элегантности, которой отличаются все творения марки.
Когда Коко Шанель представила в 1926 году свое маленькое черное платье, а чуть позже практичные женские костюмы с брюками, она попросту перевернула те принципы, на которых строилась женская мода того времени. Простота и оригинальность ее украшений из бриллиантов, впервые представленных в 1932 году, не оставила равнодушной ни одну модницу эпохи Великой Мадемуазель. В 1955 году в Далласе женщина-легенда получила Оскар в мире моды, как самый влиятельный модельер ХХ века. Несмотря на то, что Шанель ушла из жизни в 1971 году, за 16 лет до того, как были созданы первые часы под маркой ее имени, бессмертный дух непокорной бунтарки обрел воплощение в часовой продукции бренда.
В 2005 году в рамках коллекции J12 был представлен первый турбийон. Впервые в истории часового дела часы с турбийоном были оснащены керамической платиной и заключены в корпус из высокотехнологичной керамики.
Еще через 3 года, упрочив свой статус в мире высокого часового искусства, Chanel при поддержке компании Audemars Piguet создает собственный мануфактурный механизм – автоматический калибр 3125, оснащенный ротором из керамики.
Команда Паппи блестяще справилась с поставленной перед ними задачей, создав часы, которые объединили практичный и элегантный стиль Chanel с концептуально сложным механизмом. В часах J12 Rétrograde Mystérieuse был использован принцип ретроградного движения минутной стрелки, которая перемещалась по циферблату сначала вперед до заводной головки, расположенной на отметке 3 часа, а затем назад, до обратной стороны заводной головки. Индикацию минут во время обратного движения стрелки облегчал цифровой дисплей, расположенный между 5 и 6 часами. Заводную головку при этом можно было убрать в циферблат. Строго говоря, на часовом рынке появилась модель с уникальным тройным усложнением (турбийон, ретроградная минутная стрелка и убирающаяся в циферблат заводная головка), достойном отдельной статьи в словаре высокого часового искусства.
Линия часов Première, ставшая дебютом модного дома на часовом поприще, прошла проверку временем, не потеряв ни капли своей умопомрачительной притягательности. Первая модель Première была выпущена в 1987 году, но и сегодня, почти 30 лет спустя магия этих часов влюбляет в себя ценителей неувядающей элегантности. Независимо от того, в каком размере, материале и с какой отделкой представлены эти часы (инкрустированные модели или модели, сохранившие строгость исполнения), в их дизайне воплощена потрясающая творческая смелость, виртуозное часовое мастерство и филигранное владение техниками высокого ювелирного искусства.
Говоря о творческой смелости создателей современных версий Première нельзя не упомянуть о модели Première Triple Tour, выпущенной в 2011 году. Знакомые всем поклонникам Chanel силуэтные линии корпуса на этот раз дополнял необычный кожаный ремешок в три обхвата, навевающий ассоциации с цепочкой от сумочки Chanel. Еще через 2 года на свет появилась доработанная версия модели Première образца 1987 года. Профиль часов стал более утонченным, силуэт – более вытянутым, а ремешок-цепочка был представлен в более удобном размере. Образ новинки как нельзя лучше воплотил в себе квинтэссенцию стиля Chanel.
Габриэль Шанель с легкостью меняла предназначение и функции своих творений, превращая исконно мужские предметы гардероба в удобные и практичные вещи для женщин. Из этого искусства противостояния рождались на свет не только наряды Мадемуазель Коко, но и другие вещи, которым суждено было стать легендами: духи Шанель № 5, сумочка 2.55. Часы J12 и Première, хотя и были созданы после смерти Коко Шанель, прекрасно воплотили в себе философию нон-конформизма, столь близкую сердцу Великой кутюрье.